Презентация к выступлению "Формирование глобальных компетенций на уроках физики"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация к выступлению "Формирование глобальных компетенций на уроках физики"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Шесть типов глобальных проблем
- демографический взрыв;
-продовольственный кризис;
-истощение ресурсов;
-разрушение природной среды;
- злоупотребление ядерной энергией;
- антропологический кризис, связанный с проблемами утраты человеческой духовности, безработицей, наркоманией, потерей смысла жизни.
Признаки глобальных проблем человечества:
- глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран;
- острота проявления;
- комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
- общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
- способность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества;
- возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов.
Новая направленность мышления включает:
Пересмотр способов причинного объяснения явлений действительности. В современной науке стала все отчетливее осознаваться недостаточность для объяснения прямых линейных причинно-следственных связей (типа «а» вызывает «б»). В сложной системе, где взаимодействует множество факторов, причины и следствия часто меняются местами: то, что было следствием, становится причиной, порождающей новые следствия; помимо прямых воздействий на протекание влияют многочисленные обратные связи, причем нередко с неожиданными эффектами.
Ориентация на внутреннюю многозначность позиций, взаимодополняющих понимание достаточно сложной системы. При восприятии действительности человек нередко скован ранее приобретенными стереотипами, он склонен приписывать свою точку зрения как истину в последней инстанции. Но признать факт разнообразия, неоднородности восприятия – это значит сформировать у себя установку на терпимость по отношению к мнению других. Речь идет о преодолении эгоцентризма своего мышления и о развитии децентрированного мышления (по Ж. Пиаже).
Осознание внутренней альтернативности принимаемых решений. Как уже говорилось, негативные последствия технических нововведений неотделимы от позитивных последствий. Наивно думать, что технология нейтральна, что она может применятся как во благо, так и во зло; добро и зло в данном случае приходят одновременно и нераздельно друг от друга. Поэтому одной из важнейших установок при разработке (и при оценке) решений является взвешенный учет всех плюсов и минусов, которые сопровождают эти решения.
Осознание не только ближайших, но и отдаленных последствий принимаемых решений, особенно глобального характера.
Открытость ума по отношению к новому, чувствительность к проблемам.
Гибкость, критичность и креативность ума.
Рефлексивные способности человека, связанные с осмыслением и самооценкой своей деятельности.
Глобально-ориентированное образование:
направлено по своему содержанию на решение глобальных проблем (социально-экономических, культурологических, гуманитарных);
направлено на подготовку человека как грамотного участника совместной диалоговой деятельности, умеющего работать в «команде», принимать коллективные решения (именно таких решений требуют глобальные проблемы);
включает в себя гуманистические принципы образовательной деятельности, поскольку в конечном итоге его предмет – целостная система «Человек и мир».
Решение качественных задач для формирования глобальных компетенций:
1. Почему нефть растекается по поверхности воды тонкой пленкой? Как влияет пленка на биосферу водоема?
2. Почему атомные и тепловые электростанции нельзя размещать рядом?
3. Питьевой воды на Земле во многих местах не хватает. Ее приходится получать из морской воды либо выпариванием, либо вымораживанием. Какой способ выгоднее?
4. Объясните устройство парников и теплиц.
5. Почему ветровые и солнечные электростанции не получили широкого распространения в нашей энергетике ?
6. Присущи ли нежелательные факторы гидроэлектростанциям?
7. Загрязнение атмосферы отходами промышленности приводит к уменьшению ледников в горах. Почему? Каковы возможные нежелательные последствия?
8.В атмосферу попали в разных количествах атомы радиоактивных веществ с разными периодами полураспада. Какое из них таит в себе большую биологическую опасность?
Решение количественных задач для формирования глобальных компетенций
1. В море произошла авария супертанкера, в резервуарах которого находилось 200 тыс. тонн нефти. В результате аварии образовалась нефтяная пленка средней толщиной 0,5 мм. Определите площадь загрязнения и возможные последствия.
2. Атомная станция мощностью 500 МВт, работающая на уране235, потребляет в сутки 2,3 кг ядерного горючего. Тепловая станция той же мощности, работающая на каменном угле, потребляет в сутки 2 кг топлива. Определить КПД АЭС и ТЭС. За один акт деления урана выделяется 200 МэВ энергии. Удельная теплота сгорания угля 3 Дж/кг.
3. Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль-такси, расходуя за день 20кг бензина? Плотность газа при температуре С равна 0,002 кг/ .
4. В Крыму работает солнечная электростанция мощностью 3МВт. Площадь ее солнечных батарей 1200 кв м . Определить КПД станции.
5. Использованный гальванический элемент загрязняет 1 поверхности земли. Определите сколько земли будет загрязнено, если каждый житель Земли использует одну батарейку на 3 года?
Вопросы к задачам
Какая деятельность человека приводит к таким последствиям? Какую опасность они представляют для человека и природы?
Если бы у вас была возможность участвовать в решении глобальных проблем, с чего бы вы хотели начать? Почему?
Представьте, что вам поручили написать закон «Об экологической безопасности населенного пункта». На решение каких проблем он был бы нацелен в первую очередь?
Урок: « Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
Урок: « Ядерная энергетика»
Урок «Экологические проблемы энергетики»
Социальный проект «Энергосбережение в школе и дома»
Актуальность темы: Определить необходимость энергосберегающих технологий.
Объект исследования: Энергосберегающие технологии современного мира
Цель проекта:
Обеспечить экономию энергии в школе и дома и привлечь учащихся и педагогов к деятельности по сокращению потребления энергии.
Задачи проекта:
Научиться сокращать потребление энергии.
Распространить информацию о проекте среди всех школьников и педагогов.
Повысить уровень информированности участников в определенной области.
Приобрести личный опыт и умение по реализации конкретных практических действий, направленных на сохранение окружающей среды.
Проект «День космонавтики»
Устный журнал «Космос – решение глобальных проблем человечества»
Конкурс рисунков «Космос глазами детей»
Конкурс вытананок на День космонавтики
Конкурс кроссвордов на космическую тему
Конкурс видео- объяснений
Почему космические исследования важны для каждого из нас
Для своей выживаемости человечеству, вероятно, придётся колонизировать космическое пространство
Нам необходимо сырье из космоса
Вклад в медицину и сферу здравоохранения
Возможность появления новых великих открытий
Защита от возможного столкновения с астероидом
https://infourok.ru/krossvord-nobelevskie-laureaty-obuchayushegosya-7a-ivanova-vsevoloda-k-dnyu-kosmonavtiki-6138055.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-issledovatelskoj-rabote-iskusstvennaya-sila-tyazhesti-4308114.html
https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-klassa-posvyaschennoe-dnyu-kosmonavtiki-kosmicheskiy-koleydoskop-voprosi-i-otveti-3098619.html
https://vk.com/im?sel=583806506&z=video583806506_456239094%2F0b6f447e910cef2979
https://vk.com/im?sel=475531303&z=video475531303_456239048%2F6d6ce8a207370db20f