Презентация на тему Шедевры итальянского Возрождения

- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация на тему Шедевры итальянского Возрождения" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Не правда ли — примерам нет конца
Тому, как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный
И замыслом, и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буонарроти
В 1550 г. живописец, архитектор, историк искусства Джорджо Вазари в своем труде «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» провозгласил: после многих лет упадка искусства наконец-то началось его возрождение.
Так родился термин «Возрождение» (или «Ренессанс»), которым сегодня принято обозначать эпоху великого расцвета европейского искусства, совпавшую с поздним Средневековьем.
В итальянском Возрождении принято выделять несколько периодов:
Проторенессанс (вторая половина 2-я половина XIII века — XIV век);
Раннее Возрождение (XV век);
Высокое Возрождение (последняя четверть XV- первая треть XVI вв.);
Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.)
Основные черты искусства Возрождения
Отличие от античности:
В классической древности человек подвластен воле богов, его личные качества не могли изменить судьбу. В эпоху Возрождения человек – хозяин своей судьбы.
Идеалы гуманизма отразились в искусстве эпохи Возрождения, в создании образа прекрасного, гармонически развитого человека, героя с титаническим характером и страстями, который творит свою жизнь.
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения.
Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год).
Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период.
Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОТОРЕНЕСАНСА
Поклонение Волхвов
Поклонение волхвов.
Рельеф кафедры баптистерия в Пизе.
Никколо Пизано. Мрамор. 1260г.
Скульптура
Никколо Пизано (Pisano, Niccolò, около 1220 — между 1278 и 1284).
Никколо Пизано основатель школы итальянской скульптуры, отец скульптора Джованни Пизано.
Работая в Пизе, Никколо Пизано так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства.
Около 1255 года он получил заказ на кафедру для баптистерия ( Баптистерий святого Иоанна в Пизе) . Работу выполнял с несколькими помощниками, среди которых были Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Ричевуто.
Баптистерий Пизано – шестиугольное строение из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора. Кафедра опирается на арки, поддерживаемые высокими колоннами. В её рельефах изображены евангельские сцены из жизни Христа: Благовещение и Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие, Страшный Суд. При работе Пизано использовал технологии античных мастеров, но переосмыслил классические образы в христианском мировоззрении.
Эта первая подписанная скульптором работа считается одним из шедевров, в ней Пизано удалось сочетать традиционные сюжеты и мотивы классического позднеримского стиля.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОТОРЕНЕСАНСА
Скульптура
Джованни Пизано
(около 1245/1250-после 1320)
Итальянский скульптор и архитектор эпохи
Проторенессанса; сын, ученик и помощник Никколо Пизано. Родился в Пизе около 1245 г. В 1265-1278 гг. работал вместе с отцом.
Первой самостоятельной работой Пизано была скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, и это было новаторством: впервые в Тоскане скульптура была включена в архитектурный дизайн. Уже тогда была отмечена живость пизанских скульптурных изображений Джованни, что отличало его творчество от скульптур отца.
Д. Пизано. Скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОТОРЕНЕСАНСА
Архитектура
Арно́льфо ди Ка́мбио (Arnolfo di Cambio)
(ок. 1245 — до 1310), итальянский скульптор и архитектор.
Глубоко восприняв античность, наделял образы духовной силой, пластической ясностью.
Гробница кардинала де Брей в церкви Сан-Доменико в Орвието, мрамор, около 1282
К лучшим произведениям мастера относятся декоративные фигуры для фонтана для городской площади в Перудже. Фонтан этот, над созданием которого кроме Арнольфо работали Никколо и Джованни Пизано и архитектор фра Бевеньято, состоял из двух многогранных по очертаниям, расположенных один над другим бассейнов, для украшения которых были изваяны двадцать четыре статуи и пятьдесят рельефов.
NICOLA PISANO and ARNOLFO DI CAMBIO. Fontana Maggiore, Perugia
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОТОРЕНЕСАНСА
Литература
Да́нте Алигьери (Dante Alighieri)
(1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка.
Труд его жизни - "Божественная комедия". В этом великом произведении Данте ставил перед собой великую цель: реально помочь людям справиться со страхом смерти. Эта задача была в то время чрезвычайно актуальной: в душе средневекового человека, разрываемой ужасом перед адскими муками, мешались заповеди античных и христианских богов.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОТОРЕНЕСАНСА
Живопись
Кавалли́ни (Cavallini) Пьетро (Cavallini) (около 1259 — около 1344), итальянский живописец эпохи Проторенесса; жил и работал в Риме. Каваллини первым отошел от византийских канонов, придав материальную осязаемость и объемную пластичность изображениям (мозаики церкви Санта-Мария ин Трастевере, 1291; фрески церкви Санта-Чечилия ин Трастевере, около 1293). Ему приписываются также мозаики и орнамент на гробнице Эдуарда Исповедника в Вестминстерском аббатстве. За благочестивую жизнь его почитали как святого. Искусство Каваллини оказало влияние на Джотто.
Мозаики церкви Санта-Мария ин Трастевере, 1291;
Фрески церкви Санта-Чечилия ин Трастевере, около 1293
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОТОРЕНЕСАНСА
Живопись
Джо́тто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267, Колле-да-Веспиньяно, Тоскана — 8 января 1337, Флоренция) — итальянский живописец, мастер флорентийской школы, представитель Проторенессанса. Самый радикальный реформатор живописи.
В произведениях он достигает огромной силы драматического напряжения и психологической глубины.
Работал как живописец, скульптор и архитектор. Но главное призвание – живопись.
Сам Данте в «Божественной комедии» упомянул Джотто:
16:35 03.06.2010 Кисть Чимабуе славилась одна,
А ныне Джотто чествуют без лести,
А живопись того затемнена.
Поцелуй Иуды
Бегство в Египет
Воскрешения Лазаря
Фрески Джотто ди Бондоне в капелле Скровеньи (или дель Арена) в Падуе
Капелла дель Арена – одна из самых достойных достопримечательностей города Падуя.
Роскошная внутренняя роспись, фрески руки великого мастера – Джотто – компенсируют аскетичный экстерьер капеллы дель Арена и превращают её в достояние мирового искусства.
Капелла дель Арена в Падуе в Италии
Капеллу построили в начале 1300 годов на руинах древнеримского амфитеатра.
Фрески Джотто ди Бондоне в капелле Скровеньи (или дель Арена) в Падуе
Фрески представляют собой отдельные сцены, которые заставляют сердца зрителей замирать от восхищения.
Фрески расположены в три горизонтальных ряда. Сцены из жизни Девы Марии, её родителей, святых Иоакима и Анны наполняют верхний ряд. В среднем ряду – сцены из жизни Христа. Страсти Господни и Воскресенье – представлены в нижнем, третьем ряду. Примечательно, что нижний ряд расположился на высоте всего 3 метра под полом, что предоставляет посетителям прекрасную возможность насладиться деталями фресок вблизи.
Несколько столетий именно фреска была тестом на степень одарённости художника. Вся сложность заключалась в том, что фреска писалась по влажной штукатурке разведёнными в воде красками. Поэтому у художника не было возможности исправить ошибку, так как штукатурка быстро высыхала. Иногда размеры росписей были огромные. Для того, чтобы справиться с работой, художнику нужны были не только твёрдая рука и острый глаз, но и выносливость. Создание фресок считали “мужской” работой.
Интересный факт – ни одна из этих фресок не была подписана Джотто. Его авторство подтверждается двумя литературными источниками 1313 года. Согласно одному источнику, Джотто работал в капелле дель Арена в 1303 – 1306 годах. В другом документе говорится, что возведение капеллы началось в 1303 году, и Джотто написал фрески к моменту окончания строительства.
Джотто ди Бондоне. “Встреча у золотых ворот”
“Встреча у золотых ворот”. Это рассказ о встрече Иоакима с Анной, родителей Девы Марии, у Золотых ворот после изгнания Иоакима. Чувственность, чистота человеческих взаимоотношений, сила добра и любви – мощный набор добродетелей, который заставляет задерживать взгляд на фреске долго и испытывать необъяснимое чувство душевного тепла.
Джотто ди Бондоне. “Бегство в Египет”
Название произведения, которое предвещает суету и тревогу не соответствует тому, что мы видим на фреске. Спокойствие, душевная тишина, таинство, неторопливость и где-то настороженность. Величественная каменистая пустыня, процессия, размеренный ход. У Джотто “бегство” менее всего похоже на бегство.
Джотто ди Бондоне. “Поцелуй Иуды”
Сила взгляда, поз, жестов – два главных героя изображены на фреске как единое целое, которое легко можно отделить от общего сюжета фрески. Встреча рая и ада, художественным венцом которой стал поцелуй Иуды. Тревога и ожидание неисчерпаемой боли – вот драматический эффект, которого смог достичь Джотто.
Верхняя часть фрески была выполнена в технике сухой фрески, которая отличалась своей непрочностью. Из-за сильной податливости к разрушениям Вазари называл такую технику “ужасным изобретением”. К сожалению, это “ужасное изобретение” лишило современников возможности лицезреть мелкие детали фрески “Поцелуй Иуды” (в частности оружие стражников), которые были подлинно созданы Джотто.
Джотто ди Бондоне. “Оплакивание Христа”
“Оплакивание Христа” – одна из центральных тем в Европейской религиозной живописи. Это настоящий шедевр Джотто и жемчужина капеллы дель Арена. Аналогов напряжения в живописи того периода нет. Центром композиции являются два сближенных лица: мёртвого Христа и его матери. Такое решение резко усиливает драматизм изображенного.
Джотто ди Бондоне. “Пороки и добродетели”
Человеческие пороки и добродетели – всего 14 образов, Джотто выразил их под главными фресками капеллы дель Арена, по мраморному цоколю. Своеобразный урок преподносит творец человечеству: зло будет повергнуто в пучину Ада, а доброта человеческая будет вознаграждена в Раю. Подчёркивают монументальность образов – серые оттенки, в которых Джотто выполнил эти работы. Серый словно превращает художество в каменные изваяния. Важно отметить, что именно Джотто впервые применил в истории живописи такую технику. Со временем, такая техника получала своё официальное название – “гризайль”.
Узкие глаза персонажей, крупные черты лица, широкие скулы, крепкое телосложение персонажей – это почерк Джотто. Каждая деталь фресок несёт смысл, каждая фигура – значение. Эмоции, чувства, жесты героев фресок Джотто наделяют капеллу Дель Арена мистической силой, которой не в силах противостоять ни один посетитель.