Презентация по русскому языку на тему "Фонетика" (5 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по русскому языку на тему "Фонетика" (5 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Ребята!
Прежде, чем выполнять упражнения, посмотрите всю презентацию. Обратите внимание, что не все задания надо выполнять письменно (есть устные задания, письменные и теоретический материал).
Будьте внимательны!
Проверь себя:
Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить :
Из слова лен - цифру
Из слова лей - название дерева
Из слова люк - большой мешок
Из слова ток - домашнее животное
Из слова шей - просьбу есть что-нибудь
Из слова куб - связку, охапку чего-нибудь
Из слова лед - материал для крыши
Приведите слова с непроизносимым согласными, являющимися синонимами или антонимами слов: письменный, добросовестный, веселый, отдельный.
Определить, какими звуками различаются (не различаются) данные пары слов. Произвести фонетический разбор нескольких пар слов (на выбор): Рад - ряд, сел - съел, везти - вести, курится - курица, Марья - Мария, полоскала - поласкала, подождем - под дождем, подержал - поддержал.
Одинаково ли количество звуков в словах: южная - нужная, её - меня, няня - яма, местность - лесник.
В данных отрывках из стихотворений укажите слова с буквой О, которые произносятся как А
Зла не помнит Россия, побитым не мстит.
Может хлебом и песней с тобой поделиться.
Добрым гостем придешь - от души угостит.
Спрячешь камень за пазухой - горе случиться.
Посмотри в её глаза. Не придаст. Не солжет.
Кто слабее её - никогда не обидит.
И всегда она слово свое сбережет.
И за черною тучею солнце увидит.
Прочитайте вслух данные слова. Какой звук произноситься на месте Я?
Рябина, плясать, вязать, пятно, прямой, яма, ряды, льняной, яйцо, язык, янтарь, в грязи, ряска.
Измените слова так, что бы конечные согласные звуки произносились мягко. Прочитайте их вслух и объясните значения: Ел, стал, угол, нов, ряб, кров, тол, шест, пар, мол, кон.
Поставьте правильно ударение в словах: атлет, ворота, диалог, диагноз, единство, закупорить, инструмент, камбала, каталог, километр, мельком, намерение, обеспечение, облегчить, петля, премировать, ремень, сироты, средства, статуя, углубить, умеренный, щавель
Разберите по смыслу и поставьте ударения в одинаковых по написанию словах.
Я под синим пологом на холме пологом.
На кустах уселись сорок пестрых скачущих сорок.
Солнце село за село.
Замок был закрыт на замок.
Семена гвоздики были похожи на гвоздики.
Дорога на родину дорога.
Огородное пугало всех пугало.
Сорваться в пропасть - значит, пропасть.
Дыра уже стала значительно уже.
Потом он, обливаясь от жары потом, снова застучал молотом.
В стихотворном фельетоне В. Масса и М. Червинского "Между прочим" есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи:
Говорил он, между прочим,
"КрасивЕе", "Мы так хочим"
"ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, пОртфель, билитень"
"ПОверх плана выполняем"
"Агент звОнит цельный день".
Найдите и исправьте речевые ошибки в данном отрывке.
В каких из этих слов можно поставить два ударения: межконтинентальный, чересполосица, сверхъестественный, антирелигиозный, глубокоуважаемый, обороноспособный, стопятидесятиколометровый.
Поставьте слова по алфавиту: груша, помидор, огурец, слива, сирень, одуванчик, ограда, ромашка, гвоздика, грушевый, повидло, редиска, салат, магазин, салют .
Подберите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков; и слова в которых звуков больше, чем букв .
Укажите сколько раз звук [т] встречается в предложении: Документ подписан директором. [3]
Загадки-шутки
Чем кончается день и ночь?
Что стоит посредине земли?
Чем кончается лето и начинается осень?
Что находится в начале книги?
Что мы слышим в начале урока?
Что у человека есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое?
За какой сонорной буквой спрятано большое, просторное помещение?
Как из сорной травы сделать лебедя?
Во что превратятся глаголы берет, запрет, мёл, шлём, если букву Ё заменить в них буквой Ё?
В названии какого европейского государства стоит три я ?
Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо?
Ответы:
1) Ь знаком, 2) Буква М, 3) Буква О, 4) Буква К, 5) Звук У, 6) Буква О, 7) За- Л, 8) В слове лебеда заменить А на Ь, 10) Авс-три-я, 11) Буква Ь.
В русском языке гласных букв десять: а, о, э, и, у, ы, е, ё, ю, я.
Гласных звуков шесть: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].
Чтобы отличить их от букв, мы ставим их в квадратные скобки.
Они состоят только из голоса. При их произношении воздух, поступающий
из лёгких, свободно, без преград проходит через рот. Гласные можно легко
тянуть, петь.
Гласные звуки бывают ударными и безударными: во́ды, вода́.
Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.
Согласные, которые состоят только из шума, называются глухими.
Согласные, которые состоят из шума и голоса, называются звонкими.
Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, например:
[ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.
Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные бывают
парными и непарными:
[ б ] - [ б` ] (парные по твёрдости/мягкости);
[ з ] - [ с ] (парные по звонкости/глухости);
[ ш ], [ ж ], [ ц ] (непарные твёрдые согласные);
[ ч` ], [ш`], [ й` ] (непарные мягкие согласные).
ПРАВИЛА
Согласные парные по твёрдости / мягкости
Твёрдые: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х].Мягкие: [б`],[в`],[г`],[д`],[з`],[к`],[л`],[м`],[н`],[п`],[р`],[с`],[т`],[ф`],[х`]
Согласные непарные твёрдые: [ж], [ш], [ц].
Согласные непарные мягкие: [ч`], [ш`], [й`].
Согласные парные по звонкости / глухости
Звонкие: [б], [б`], [в], [в`], [г], [г`], [д], [д`], [ж], [з], [з`].Глухие: [п], [п`], [ф], [ф`], [к], [к`], [т], [т`], [ш], [с], [с`].
Согласные звонкие непарные: [й], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`].
Согласные глухие непарные: [х], [х`], [ц], [ч`], [ш`].
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным
заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением:
плуг [к], сыроежка [ш], сказка [с].
Глухой согласный перед звонким согласным ( кроме л, м, н, р, в, й )
заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением:
косьба [з`], молотьба [д`].
Сильной позицией для согласных звуков является позиция перед
гласными, а также перед согласными ( л, м, н, р, в, й ).
Перед звонкими и глухими — позиция слабая.
ловкость [ф] – ловок [в], косьба [з`] – косить [с`].
Выделите буквы, которые обозначают гласные звуки.
Б р о ш ю р а, у т к а, в е с т и б ю л ь, с ы р, ю л а,
в е т е р а н, в о к з а л, э к з а м е н,
ж о н г л ё р, я д р о.
Выделите буквы, которые обозначают согласные звуки.
Ж ю р и, и с к у с с т в о, к а б и н е т, ф у т б о л, й о д, ш о к о л а д,
п о м о щ н и к, ч а й, г о р о х, ц а п л я.
Выделите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
П л а н е т а, ф о н т а н, к а р м а н,
ш о с с е,
ч е м п и о н, щ е н о к, х о р, ц и р к.
Выделите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.
Р а з г а д а т ь, м и л л и о н, ж и з н ь, б а с с е й н,
в п е р е д и, п а р а ш ю т, к р а п и в а.
Выделите буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки.
Ф о р т е п и а н о, м а с с а, г о д, л е с т н и ц а,
ж о к е й, в о д а, к р о ш е ч н ы й.
Выделите буквы, которые обозначают непарные глухие согласные звуки.
П р о ц е н т, м о щ н ы й, х р а б р ы й, о б л а к о,
ч у д е с н ы й, л а д о н ь, щ а в е л ь.
Выделите буквы, которые обозначают непарные твёрдые согласные звуки.
Ж о н г л ё р, м а т ч, ж ё с т к и й,
ш о ф ё р,
щ ё к и, й о д, ш о р т ы, п о з и ц и я.
Выделите буквы, которые обозначают непарные мягкие согласные звуки.
Ч у д е с н ы й, ц е н т н е р, з а щ ё л к а, р а й о н,
ш а п к а, п р а з д н и ч н ы й, ж у к.
Выделите слова, в которых происходит оглушение звонких согласных.
Сбор, лодка, футбол, вокзал, грядка, пряжка, травка, отгадка, просьба, указка.
Выделите слова, в которых происходит озвончение глухих согласных.
Пруд, отказ, просьба, сделать, каталог, футбол, перевод, отдача, рассказ, вокзал.
Вспомните правописание слов, изученных в I-III классах (если забыли, обратитесь к орфографическому словарю), запишите их по алфавиту.
Шес?надцать, пас?аж…ир, а…томобиль, кил…грам?, агр..ном, кол?ектив, косм…на…т, д…ежурный, пут…ше?ствие, один?надцать, п…енал, ш..с?е, библи…тека, инж..нер б..седа, г..р..зонт, электр..станция, п..ртрет, рус?кий, ч..рный, р..бята, х..зяйство, зел..ника, два..цать, ..зык, м..шина, ..борона, п..суда, яг..да.
Напишите, в каких случаях знание алфавита помогает вам в жизни (в школе, дома, в библиотеке).
Запишите слова в 6 колонок: с орфограммами-буквами г, в, д, б, ж, з (рядом записывайте проверочное слово).
Ле..ко, совхо.., варе..ка, карни.., сосу.., площа..ь, виз.., обу..ь, очере..ь, но..ти, изгоро...ь, гардеро.., свя..ка, прору..ь, дро..ь, гры..ть,клю.., голу..цы, бага.., стол..цы, сма..ка, о..ца, свя..ь, пря..ка, ска..ка, обра.., снаря.., отъе..д, бли..ко, подъез.., объез.. .
Сделайте вывод закончив предложение "Мягкость согласных звуков на письме обозначается с помощью..." (в случае затруднения обращайтесь к учебнику «Теория»).
Распределите слова по 4 группам: 1) с ь в конце слова; 2) с ь после л; 3) с ь в или без него другими согласных перед другими согласными 9в случае затруднения обращяйтесь к словарю); 4)с сочетаниями чк, чн и др.
Бол?шой, прос?ба, дач?ник, фонар?щик, мен?ше, кос?ба, жен?щина, мрач?ный, молот?ба, связ?, зор?ка, пят?, нян?чить, сбит?, сер?га, пропас?т?, пул?с, одуван?чик, юор?ба, ртут?, кос?тер, брос?, горс?т?, жизн?, шес?т?, вин?тик, меч?тат?, кавыч?ки, камен?щик, июн?ски , пил?щик, ноябр?ский, феврал?ский.
Запишите слова, применяя правило.
С?ехать, об?единиться, б?ется, под?езд, степ?ю, ш?ю, раз?яренныйс?ежится, солов?и, пред?явить, батал?он, двер?ю, сер?ёзный, об?явление, с?езд, мурав?и, с?язвить, в?юга, лист?я, необ?яснимый, раз?обидется, птич?и, с?ёмка, двух?ярусный.