Презентация по русскому языку на тему "Звукопись"(5-6 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по русскому языку на тему "Звукопись"(5-6 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Цель урока:
1. Формировать у учащихся представление о звукописи как фонетическом изобразительно-выразительном средстве;
2. Создать условия для развития познавательного интереса к родному языку и восприятия учениками эстетической функции русского языка;
3. Создать условия для применения полученных знаний на практике;
4. Способствовать формированию у школьников лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций.
Повторение и проверка домашнего задания
От чего зависит интонация?
Логическое ударение?
Виды пауз.
Чтение стихотворения «Чудо» (упр.112)
Звукопись-это…
Что же такое звукопись? Для чего она служит в тексте?
( ребята высказывают предположения, анализируют новое понятие с точки зрения морфемики).
Ещё Н.М Карамзин в начале 19 века писал: Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса»
И К.Г. Паустовский подтверждает эти слова:«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
Что же такое звукопись? ( читаем определение, сравниваем с предположениями ребят, записываем в тетрадь).
А какие звуки могут повторяться?
По этому принципу звукопись делят на аллитерацию и ассонанс.
Как вы думаете, какое звуковое явление встречается чаще? Почему?
Поэты часто используют приём звукописи в своих произведениях. Попробуйте на слух определить, что хотели передать авторы ?
Иван Бунин
Последний шмель
Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди — и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
26 июля 1916
Исследовательская работа ( работа в группах).
А сейчас мы поработаем в группах, вы должны провести небольшое исследование предложенных вам стихотворных текстов.
Цель исследования: определить, какой фонетический приём используют поэты, что и с помощью каких звуков они передают ?
Ф.И. Тютчев
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам…
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
1Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!
В. Брюсов
Сухие листья
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?...
После групповой работы проверка выполнения задания прослушивание звуков природы и сравнение со звукописью.
Июнь
Что выделывают птицы!
Сотни радостных рулад,
эхо по лесу катится,
ели ухом шевелят...
Так и этак, так и этак
голос пробует певец:
«Цици-вити»,— между веток.
«Тьори-фьори»,— под конец.
Я и сам в зелёной клетке,
не роскошен мой уют,
но зато мне сосны ветки
словно руки подают.
В небе — гром наперекат!..
С небом, видимо, не шутки:
реактивные свистят,
крыльями кося, как утки.
Ник. Асеев