Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация по Истории России 9 класс Александр 1 начало правления. реформы М.М. Сперанского

Презентация по Истории России 9 класс Александр 1 начало правления. реформы М.М. Сперанского

Презентация по Истории России 9 класс Александр 1 начало правления. реформы М.М. Сперанского - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация по Истории России 9 класс Александр 1 начало правления. реформы М.М. Сперанского:
Cкачать презентацию: Презентация по Истории России 9 класс Александр 1 начало правления. реформы М.М. Сперанского

Презентация для классов "Презентация по Истории России 9 класс Александр 1 начало правления. реформы М.М. Сперанского" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Император Александр I:<br>начало правления.<br><br>Реформы М. М. Сперанского.<br>История России, 9 к
1 слайд

Император Александр I:
начало правления.

Реформы М. М. Сперанского.
История России, 9 класс

1. Император Александр I.<br><br>2. Негласный комитет.<br><br>3. Реформа управления.<br><br>4. Рефор
2 слайд

1. Император Александр I.

2. Негласный комитет.

3. Реформа управления.

4. Реформа образования.

5. Политика в отношении крестьян.

6. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.
План:

Кратко охарактеризуйте положение стран Западной Европы и России в начале XIX века в социальной, экон
3 слайд

Кратко охарактеризуйте положение стран Западной Европы и России в начале XIX века в социальной, экономической, политической сфере.

Какие задачи стояли перед Российским государством в начале XIX века? Какие шаги необходимо было предпринять российскому правительству для решения этих задач?

Как вы считаете, осознавали ли правящие круги России необходимость проведения в стране реформ?
Почему они могли прийти к такому выводу?
Постановка важнейших вопросов:

Александр I Благословенный <br>(1801-1825)<br>Новый император<br>
4 слайд

Александр I Благословенный
(1801-1825)
Новый император

Император Александр I<br>Бабушка – императрица<br>Екатерина II Великая<br>(1762 – 1796)<br><br>Просв
5 слайд

Император Александр I
Бабушка – императрица
Екатерина II Великая
(1762 – 1796)

Просвещённый абсолютизм; забота о хорошем образовании внука
Отец – император
Павел I
(1796 – 1801)

Военная муштра, парады, манёвры;
нетерпимость к инакомыслию
Воспитатель – правовед Фредерик Лагарп

Идеи либерализма, конституционной монархии, создания парламента для принятия им законов,
отрицательное отношение к крепостному праву
Император
Александр I
(1801 – 1825)
Какие качества формировались в Александре I ?
Как это могло повлиять на его политику в будущем?

Воспитатель-швейцарец якобинец Фредерик Сезар Лагарп ознакомил его с принципами<br>    гуманности Ру
6 слайд

Воспитатель-швейцарец якобинец Фредерик Сезар Лагарп ознакомил его с принципами
гуманности Руссо.
Он придерживался идей:
Отмены крепостного права;
2необходимости введения Конституции
3. Участия парламента в принятиях законов.

Юный Александр
Лагарп

Новый император

Император Александр I<br>Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, постепенно,
7 слайд

Император Александр I
Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое, будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я… удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего Отечества, и наслаждался бы им».

Как можно оценить намерения Александра I за четыре года до вступления на престол? Какие цели ставил он перед собой?
Александр I осознавал необходимость преобразований, собирался обновить страну, многое в ней улучшить.
Из письма Александра Фредерику Лагарпу от 27 сентября 1797 г.

От <br>
8 слайд

От

<br>В 1801 г., став императором в возрасте 24 лет, в манифесте о восшествии на престол Александр I о
9 слайд


В 1801 г., став императором в возрасте 24 лет, в манифесте о восшествии на престол Александр I обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой».

Он был полон планов по обновлению государства, вокруг молодого императора сформировался круг единомышленников, которые воспитывались и учились с ним.
Император Александр I
Император Александр I
Годы правления:
1801 – 1825 гг.

<br>Они вошли в состав Негласного комитета, на заседаниях которого обсуждались проекты либеральных п
10 слайд


Они вошли в состав Негласного комитета, на заседаниях которого обсуждались проекты либеральных преобразований. Негласный комитет повлиял на отмену многих законов принятых Павлом I
Негласный комитет:
июнь 1801 г. – май 1802 г.
Павел Александрович Строганов
(1772 – 1817)
Виктор
Павлович Кочубей
(1768 – 1834)
Адам Адамович Чарторыйский
(1770 – 1861)
Николай
Николаевич
Новосильцев
(1761 – 1836)

 в апреле  1801 – восстановлено действие Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам,
11 слайд

в апреле 1801 – восстановлено действие Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам,
амнистия 12 тыс. чел., пострадавшим при Павле I,
улучшение содержания заключённых,
открытие границ, разрешение свободно ввозить книги и товары из Западной Европы,
разработка идей реформ государственного управления.
Негласный комитет:
июнь 1801 г. – май 1802 г. Мероприятия:
Павел Александрович Строганов
(1772 – 1817)
Виктор
Павлович Кочубей
(1768 – 1834)
Адам Адамович Чарторыйский
(1770 – 1861)
Николай
Николаевич
Новосильцев
(1761 – 1836)

Заседания Негласного комитета проходили  с июня 1801 по май 1803 Основным результатом его деятельнос
12 слайд

Заседания Негласного комитета проходили с июня 1801 по май 1803 Основным результатом его деятельности могло стать ограничение самодержавия, Однако в первую очередь Александр 1 хотел заняться реформами в сфере управления государством.
Негласный комитет:
июнь 1801 г. – май 1802 г.
Павел Александрович Строганов
(1772 – 1817)
Виктор
Павлович Кочубей
(1768 – 1834)
Адам Адамович Чарторыйский
(1770 – 1861)
Николай
Николаевич
Новосильцев
(1761 – 1836)

Реформа управления 1802 г. В чём она заключалась?<br>Император<br>Генерал-прокурор<br><br>Правительс
13 слайд

Реформа управления 1802 г. В чём она заключалась?
Император
Генерал-прокурор

Правительствующий Сенат
Президенты коллегий

Коллегии
Обер-прокурор

Святейший Синод
До реформы 1802 г.
Император
Генерал-прокурор

Правительствующий Сенат:
в 1802 г. стал высшим судебным органом с правом контроля местных властей
После реформы 1802 г.
Комитет министров:

обсуждение общих вопросов управления страной
Обер-прокурор

Святейший Синод
Министры

Министерства
Внутренних дел
Иностранных дел
Юстиции
Военное
Морское
Народного просвещения
Финансов
Коммерции

Реформа управления: учреждение министерств<br>1802 г. – начало реформы высших органов<br>государстве
14 слайд

Реформа управления: учреждение министерств
1802 г. – начало реформы высших органов
государственной власти:

главными органами государственного управления вместо коллегий становятся министерства,
для обсуждения общих вопросов управления страной учрежден Комитет министров.
Основой работы министерств стал принцип единоличной власти. ( Министры имели широкие полномочия и несли всю полноту ответственности за свои решения)
Министерствам подчинялись местные органы власти

Например Министерству внутренних дел подчинялись губернаторы, которым в свою очередь подчинялись уез
15 слайд

Например Министерству внутренних дел подчинялись губернаторы, которым в свою очередь подчинялись уездные капитаны- исправники.
Такой принцип способствовал централизации управления государством.

Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: Кочубей – министр внутренних дел, Строганов – заместитель министра внутренних дел, Новосильцев – заместитель министра юстиции, Чарторыйский – фактически министр иностранных дел (официально – заместитель министра иностранных дел).

 С 1802 года Сенат превращен в высший судебный орган с правом контроля за деятельностью местных влас
16 слайд

С 1802 года Сенат превращен в высший судебный орган с правом контроля за деятельностью местных властей;

Для руководства делом просвещения ещё в 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения. Е
17 слайд

Для руководства делом просвещения ещё в 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения. Ему в помощь создали комитет (Главное правление училищ), который реально ведал всей системой образования.
Страна была разделена на 6 учебных округов, во главе которых стояли особые чиновники — попечители. Попечитель, назначаемый царем, должен был контролировать находящиеся в его округе учебные заведения.
1803 – 1804 гг. – реформа Александра I в области образования.
Окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования в России.
Император Александр I
(1801 – 1825)

Университеты<br>(в скобках указан год основания)<br>Казанский университет (1804)<br>Виленский универ
18 слайд

Университеты
(в скобках указан год основания)
Казанский университет (1804)
Виленский университет
(1804)
Петербургский университет (1819)
Дерптский университет (1802)
Московский университет (1755)
Харьковский университет (1804)

24 января 1803 г. увидели свет правила об устройстве учебных заведений. В основу системы образования
19 слайд

24 января 1803 г. увидели свет правила об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы: бессословности (на практике – редко), бесплатности обучения (на низших его ступенях), единства — непрерывности образования, преемственности учебных программ на всех ступенях (от низших учебных заведений к высшим).
Сельская
местность
Уездный
город
Губ.
город
Крупнейшие
города

1804 году появился Университетский устав, этот правовой акт предоставлял университетам:<br>- широкую
20 слайд

1804 году появился Университетский устав, этот правовой акт предоставлял университетам:
- широкую автономию;
Совет из профессоров выбирал ректоров и деканов, ведал учебными и хозяйственными делами.
Университеты имели собственный суд

Началось создание единой сети учебных заведений для выходцев из разных сословий. Крестьяне могли пос
21 слайд

Началось создание единой сети учебных заведений для выходцев из разных сословий. Крестьяне могли посещать приходские училища. Здесь учили чтению письму, счету, Закону Божьему.
В уездных училищах учились дети мелких торговцев, ремесленников и чиновников низших рангов

В губернских городах учреждались гимназии которые готовили к поступлению в университеты, здесь учили
22 слайд

В губернских городах учреждались гимназии которые готовили к поступлению в университеты, здесь учились дети дворян.
Несмотря на ярко сословный характер образования, иногда допускались исключения. Особо выдающихся учеников могли перевести из приходского в уездное училище, а затем в гимназию.

Основой экономики России оставались крестьянское хозяйство. При Александре 1 появились указы касающи
23 слайд

Основой экономики России оставались крестьянское хозяйство. При Александре 1 появились указы касающиеся крестьянского вопроса, но они не изменили положение крестьян.
1801 г. – предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли
(то есть без крепостных крестьян, прикреплённых к ним).


20 февраля 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»:

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли… то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём… к министру внутренних дел для рассмотрения. <…>
Крестьяне и селения, от помещиков… с землёй отпускаемые… могут оставаться на собственных их землях землевладельцами и… составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. <…>
Политика в отношении крестьян

<br>В чём смысл указа о «вольных хлебопашцах»?<br><br>Указ разрешал помещикам отпускать своих крепос
24 слайд


В чём смысл указа о «вольных хлебопашцах»?

Указ разрешал помещикам отпускать своих крепостных крестьян на волю с земельными наделами за выкуп.

Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Но результаты были скромны: за 1801 – 1825 гг. освободилось 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5 % от общего числа крепостных).

Почему?
Политика в отношении крестьян

1804 г. – аграрная реформа в Прибалтике, первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко о
25 слайд

1804 г. – аграрная реформа в Прибалтике, первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков.













Какие из первых преобразований Александра I вы считаете самыми главными? Почему?
Политика в отношении крестьян
Первые преобразования Александра I: итоги
В государственной сфере:


Реформирование Сената,

Учреждение Комитета министров,

Учреждение министерств.

В крестьянском
вопросе:

Указ
о «вольных хлебопашцах»,

Аграрная реформа
в Прибалтике.
В области просвещения:

Создание единой системы образования в стране.

В 1803 году прекратил работу Негласный комитет. Но Александр I остался полон стремления к дальнейшим
26 слайд

В 1803 году прекратил работу Негласный комитет. Но Александр I остался полон стремления к дальнейшим преобразованиям, попытки дальнейших реформ связаны с именем М.М. Сперанского.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского<br>Михаил Михайлович Сперанский<br>(1772 – 1839)<br><b
27 слайд

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Михаил Михайлович Сперанский
(1772 – 1839)

Карьера Михаила Сперанского
в 1797 – 1808 гг.:

1797 г. – чиновник канцелярии генерал-прокурора Сената.

1803 – 1807 гг. – директор одного из департаментов министерства внутренних дел.

с 1807 г. – статс-секретарь императора.

с 1808 г. – заместитель министра юстиции.

1809 г. – «План государственного преобразования»<br>М. М. Сперанского:<br>Император<br>Судебная влас
28 слайд

1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского:
Император
Судебная власть

Сенат
Законодательная власть

Государственная дума:
Глава – канцлер, назначаемый императором,
задача Госдумы – обсуждение законопроектов
Исполнительная власть

Министерства
Государственный совет – законосовещательный орган при императоре
Губернские думы
Окружные думы
Волостные думы
Четырёхступенчатые выборы

1809 г. – «План государственного преобразования»<br>М. М. Сперанского:<br>Предполагалось также устан
29 слайд

1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского:
Предполагалось также установить деление общества на три сословия:
Дворянство

(с сохранением особых прав)
«Среднее состояние»:
купцы, мещане, государственные крестьяне
«Народ рабочий»:
крепостные крестьяне, домашние слуги,
рабочие

Политические права предоставлялись только «свободным» (первым двум) сословиям.

Третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие.

Избирательное право получали только те, кто обладал движимым и недвижимым имуществом (то есть представители первых двух сословий).

Михаил Михайлович Сперанский<br>(1772 – 1839)<br>Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы
30 слайд

Михаил Михайлович Сперанский
(1772 – 1839)
Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?

Затрагивали ли проекты Сперанского основы феодально-самодержавного строя?

Нет, не затрагивали. Только в будущем Сперанский видел конечную цель реформ в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.
1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно,
31 слайд

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. – образование Государственного совета:

Законопроекты обязательно обсуждаются в Госсовете;
Госсовет оценивает не только содержание законопроектов, но и саму необходимость их принятия;
Госсовет «разъясняет» смысл законов и принимает меры к их исполнению;
Госсовет рассматривает отчёты министерств и вносит предложения по распределению государственных доходов и расходов.

Таким образом, установлена чёткая процедура подготовки и принятия законов. Но решения Госсовета не имеют обязательной силы для императора при утверждении законов, Госсовет – не законодательный, а законосовещательный орган при императоре.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Сперанский также в 1811 г. подготовил проект «Уложения<br>Правительствующего сената».<br><br>Исходя
32 слайд

Сперанский также в 1811 г. подготовил проект «Уложения
Правительствующего сената».

Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (высший судебный орган, контролирующий все судебные учреждения страны).

Этот проект не был осуществлен.


А что же было осуществлено из проектов Михаила Михайловича Сперанского ?
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Организация государственной власти по проекту<br>М. М. Сперанского:<br>Император<br>Судебная власть<
33 слайд

Организация государственной власти по проекту
М. М. Сперанского:
Император
Судебная власть

Сенат
Законодательная власть

Государственная дума:
Глава – канцлер, назначаемый императором,
задача Госдумы – обсуждение законопроектов
Исполнительная власть

Министерства
Государственный совет – законосовещательный орган при императоре
Губернские думы
Окружные думы
Волостные думы
Четырёхступенчатые выборы

Организация государственной власти после реформ Александра I к концу 1810 г.:<br>Император<br>Генера
34 слайд

Организация государственной власти после реформ Александра I к концу 1810 г.:
Император
Генерал-прокурор

Правительствующий
Сенат
Председатель

Комитет
министров
Обер-прокурор

Святейший Синод
Председатель

Государственный совет
Министры

Министерства


Был создан Государственный совет.

Почему проект Сперанского фактически не был реализован?<br><br>Обратимся к историческому источнику:<
35 слайд

Почему проект Сперанского фактически не был реализован?

Обратимся к историческому источнику:

«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».
(Из воспоминаний попечителя Петербургского
учебного округа Д. П. Рунича).
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Высшие сановники, придворные, дворянство воспринимали проекты Сперанского в штыки, опасаясь, что под
36 слайд

Высшие сановники, придворные, дворянство воспринимали проекты Сперанского в штыки, опасаясь, что подобные реформы подорвут основы государства. Попытки Александра I предоставить гражданские права крепостным также вызывали негодование крупного дворянства.


Точку зрения консервативно
настроенных кругов общества
выразил
Николай Михайлович Карамзин
в своей
«Записке о древней и новой России».
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Николай Михайлович
Карамзин (1766 – 1826),
историк, писатель

По этим причинам Александр I вынужден был прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памя
37 слайд

По этим причинам Александр I вынужден был прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

Император прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону.

Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Как нам следует оценить деятельность Сперанского?
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

«В историю России Сперанский вошёл в качестве великого неудачника. И в самом деле, ни один из его ре
38 слайд

«В историю России Сперанский вошёл в качестве великого неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлён в сколько-нибудь полной мере – большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в пучину политики?»

Важно то, что, хотя проекты Сперанского и не были реализованы, его реформаторские поиски и планы составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались проекты преобразований.
Историк В. А. Томсинов о деятельности
М. М. Сперанского:

ИТОГИ:<br>1.В марте 1801 на Российский престол вступил Александр 1<br>2. Ближайшие сподвижники вошли
39 слайд

ИТОГИ:
1.В марте 1801 на Российский престол вступил Александр 1
2. Ближайшие сподвижники вошли в состав Негласного комитета
3. В 1802 проведена министерская реформа
4 Указы 1803-1804 заложили основы единой системы образования.

5 20.02.1803 был издан указ «О вольных хлебопашцах»<br>6 План государственных преобразований Сперанс
40 слайд

5 20.02.1803 был издан указ «О вольных хлебопашцах»
6 План государственных преобразований Сперанского не был реализован в полной мере.

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация по Истории России 9 класс Александр 1 начало правления. реформы М.М. Сперанского" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация