Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » «Психологическая профилактика зависимости несовершеннолетних»

«Психологическая профилактика зависимости несовершеннолетних»

«Психологическая профилактика зависимости несовершеннолетних» - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
«Психологическая профилактика зависимости несовершеннолетних»:
Cкачать презентацию: «Психологическая профилактика зависимости несовершеннолетних»

Презентация для классов "«Психологическая профилактика зависимости несовершеннолетних»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

«Психологическая профилактика <br>зависимости несовершеннолетних»<br><br><br><br><br><br><br><br> <b
1 слайд

«Психологическая профилактика
зависимости несовершеннолетних»








Педагог – психолог МБОУ г. Мурманска СОШ №31 им. Л.В.Журина Зыкова Е.В.

<br><br><br>Зависимость <br>- это навязчивая потребность, подвигающая человека к определенной деятел
2 слайд




Зависимость 
- это навязчивая потребность, подвигающая человека к определенной деятельности.





Многие современные подростки становятся «заложниками»
зависимостей:

 Химические (зависимости от определенных веществ):

— алкогольная/наркотическая зависимость;
— зависимость от аптечных препаратов;
— от табака и кальянов/вейпов. 

 Нехимические (психологические):

К этой группе можно отнести следующие нездоровые пристрастия:
- игровая/компьютерная/интернет/телефонная зависимость;
- киберсекс;
- пищевая зависимость;
- зависимость в любовных отношениях,
- адреналин;
- шопоголизм,
фанатизм (религия, спорт, национальность и пр.) и т.д.
- зависимость от социальных сетей и многие другие.

Биохимическая

- анорексия;
- булимия;
- диеты, голодание, переедание;
- зависимость от сладкого и т.д.






К. Г. Юнг  «Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма».

Интернет-зависимость у детей и подростков<br><br>Несмотря на положительные аспекты интернет возможно
3 слайд

Интернет-зависимость у детей и подростков

Несмотря на положительные аспекты интернет возможностей, данный тип зависимости, как и любая другая зависимость, ведет к:
Деградации личности
Разложению социального статуса
Потере собственного «Я»
Ухудшению психологического состояния
Возбуждению внутренних раздражителей
Возникновению агрессии, замкнутости
Ребенка привлекает в игре:
Наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого
Отсутствие ответственности
Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира
Возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток
Возможность самостоятельно принимать любые (в рамках) решения, вне зависимости к чему они могут привести
Причины игромании
Недостаток общения со сверстниками;
Недостаток внимания со стороны родителей;
Неуверенность в себе и своих силах; застенчивость, комплексы и трудности в общении;
Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать;
Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером;
Формирование компьютерной зависимости ребёнка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.


<br><br>Факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении ПАВ<br><br><br><br><br
4 слайд



Факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении ПАВ














* Возрастные особенности, физиологические изменения
* Неблагоприятная микросоциальная ситуация развития: роль неправильного семейного воспитания
* Отклонения в функционировании высшей нервной деятельности

Возрастные особенности подростков<br> как фактор возникновения потребности в психоактивных веществах
5 слайд

Возрастные особенности подростков
как фактор возникновения потребности в психоактивных веществах:

РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ:
Влияние кризисов самосознания (3-х лет и кризиса подросткового периода): в 3 года ребенок осознает себя как нечто отдельное от окружающей действительности, появляется стремление к самостоятельности.
Если родители препятствуют этому, то возникают капризы, негативизм, а иногда и более серьезные нарушения поведения, чреватые отклонениями в развитии личности. По мере накопления ребенком жизненного опыта, в подростковом периоде этот процесс завершается качественными изменениями.



ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ:
Желание занять определенное, удовлетворяющее подростка место среди ровесников, заслужить их уважение и одобрение.
- При этом взаимодействии , подростки глубже познают себя, сравнивают себя с другими ребятами, получают друг от друга информацию, которую не могут получить от взрослых, вступают в эмоциональные контакты.
- Обычно общение происходит в группах, чаще неформальных, стихийных. (8-13 лет) Эти группы часто возникают там, где дети оказываются по воле обстоятельств (двор, улица, класс). В них отсутствует продуктивная деятельность. Общение не индивидуализировано, наоборот личность подавляется групповыми нормами поведения.
- У подростков 14-15 лет общение становится избирательным, а деятельность целенаправленной, продуктивной. Старшие подростки уже сами выбирают себе друзей. Группа уменьшается до 3-4 х человек, совместное пребывание наполнено содержательной, организованной деятельность, в зависимости от их интересов. Подростки чаще сотрудничают со взрослыми, отношения строятся на взаимопомощи, равноправии.
- В асоциально направленных группах, даже несмотря на возраст 15-18 лет, имеются признаки детских и младших подростковых группировок. Объединяются они по территориальному признаку, общение между членами группы обезличено, поскольку нет индивидуальных интересов, взглядов, мировоззрений.



   <br> САМОСОЗНАНИЕ: <br> - У подростка появляется повышенный интерес к себе, к своей внешности и в
6 слайд


САМОСОЗНАНИЕ:
- У подростка появляется повышенный интерес к себе, к своей внешности и внутреннему миру. Подросток задумывается над тем «кто он? какой он? зачем он?». В этот период появляются вопросы о смысле жизни, о своем месте среди людей, появляется сознание собственной уникальности.
- У нормально развивающегося подростка появляется радостное нетерпение стать взрослым, складывается устойчивое впечатление о своем будущем.
- В случае отклоняющегося процесса развития личности эти особенности формирования самосознания сопровождаются отрицательными эмоциональными переживаниями. Чаще всего такие подростки не доходят до уровня осознания своего внутреннего мира, осмысления своего предназначения, рассуждений о будущем. Этому мешает не столько низкий культурный уровень или незрелость, а скорее болезненность информации о себе, которую они получают от окружающих.


ИНТЕРЕСЫ:
- Подросток в норме развития, имеет выраженный интерес к какому-либо виду деятельности. Через эти занятия он познает свои возможности и способности
- Подростки «группы риска» в большинстве своем, не умеют занять себя чем-то конкретным, полезным. Кроме склонности к примитивному группированию со сверстниками, не имеют никаких интересов. Отсутствие интересов у подростка –признак неблагополучия в развитии его личности. Это следствие неправильного воспитания, ошибочного подхода взрослых к ребенку, неблагоприятных микросоциальных условий.

РОЛЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ:
- Раннее половое развитие
- Позднее половое развитие








Отклонения в развитии психики ребенка как предпосылка к возникновению потребности в изменении своего
7 слайд

Отклонения в развитии психики ребенка как предпосылка к возникновению потребности в изменении своего психического состояния:

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Неустойчивый тип



Отсутствие способности к целенаправленной деятельности, слабоволие
Неустойчивость воли, отсутствие произвольной направленности поведения
Незрелость, легкомысленность. Отсутствие своего мнения, интересов. Внушаемость.
Поступки определяются случайными обстоятельствами. Легко поддаются влиянию окружающей их микросреды и охотно идут на поводу у более инициативных сверстников.
Не любят преодолевать трудности, избегают препятствий, ищут сюиминутных удовольствий.
Общительность, непереносимость одиночества.
В школе такие дети непослушны, часто нарушают дисциплину, не хотят учиться, избегают даже минимальных нагрузок, рано начинают прогуливать уроки.

Как правило это подростки с аддиктивным поведением.
ПАВ их привлекают быстрым эффектом наслаждений без каких-либо усилий.









Гипертимный тип<br><br>Активные, энергичные, инициативные дети. <br>Очень подвижны, решительны, част
8 слайд

Гипертимный тип

Активные, энергичные, инициативные дети.
Очень подвижны, решительны, часто проявляют лидерские качества.
Всегда в хорошем настроении преисполнены энтузиазма, оптимизма, веселья.
Имеют цветущий, жизнерадостный вид, быстрые движения.
Гипертимы любят новизну, риск, новые знакомства, ощущения, предметы.
Смена впечатлений, риск, авантюры – вот что их привлекает. Очень общительные, стремятся быть в кругу сверстников, часто заводилы.
Часто нарушают границу между дозволенным и запретным.
Склонные ко лжи и хвастовству, эти подростки рассказывают всякие истории и небылицы вдохновенно и увлекательно.
Не терпят критики и возражений.
Самооценка завышена. Будущее видят в радужном свете, а настоящее безоблачное и прекрасное. Такие подростки плохо переносят монотонность и однообразие.
Увлекаются, рьяно берутся за дело, но бросают. Когда нужно проявить терпение и усидчивость. Учатся неровно, знания усваивают отрывисто. В дальнейшем их жизнь состоит из взлетов и падений, не доводят дела до конца.
Нарушают дисциплину в школе. Любое ограничение свободы, опека вызывает бурный протест.
Не хотят подчиняться, не считаются с чужим мнением, не соблюдают дистанцию со взрослыми.


Такие черты характера являются благодатной почвой для делинквентного поведения.
Попав в асоциальную группу, они тут же перенимают ее законы и с удовольствием включаются в противоправную деятельность.








<br>Эпилептоидный тип<br><br>Инертностьь эмоций, обидчивость, злопамятность, мстительность, болезнен
9 слайд


Эпилептоидный тип

Инертностьь эмоций, обидчивость, злопамятность, мстительность, болезненная настойчивостью достижению целей.
Мрачное угрюмое выражение лица. Молчаливость, недоброжелательность к окружающим. Приступы расстройства настроения периодически без каких-то причин с состоянием тоски, страха, досады и гнева.
Раздражительность, обидчивость, конфликтность, всё вызывает ненависть и отвращение. Сам того не осознавая, он ищет повод для ссоры, конфликта, драки.
Тугоподвижность процессов мышления, затрудненность в процессе восприятия чужих мыслей.
Плохая переключаемость психических процессов, педантичность, повышенная аккуратность, мелочность занятий, требующих большого терпения усидчивости, монотонности. Консервативность, не любят каких-то новшеств, подозрительно относятся к ним.
Медлительность движений, бедность мимики. Среди сверстников эпилептоидные подростки стремятся занять роль лидера, поскольку властные, эгоистичные, любят подчинять себе других. Удерживаясь на лидерских позициях, путём запугивания членов группы и применяя физическую расправу с непокорными, они не прислушиваются к чужому мнению не терпит возражений и критики в свой адрес.
Злобны, мстительны. Держат в страхе ровесников, а иногда подчиняют себе и старших, в том числе и родителей. Попадая в обстановку строгой дисциплины, они и там находят возможность утолить своё властолюбие. Они угодничают перед учителями, льстят им, ябедничают на одноклассников, причём делается это не из благих побуждений, а чтобы посмотреть как будет мучиться жертва доноса.
Интенсивность, необузданность. Садистские и мазохистские наклонности. Такие дети получают удовольствие, мучая малышей, слабых беззащитных, забивают до смерти животных, доводят родителей до белого каления.


Черты характера эпилептоида препятствуют нормальному процессу социализации.
Они часто испытывают негативные переживания, периодически возникающие приступы
необъяснимого угрюмого настроения и ищут способ изменить своё психическое состояние,
избавиться от отрицательных эмоций.

Это очень сложный и неблагоприятный в плане социализации ребёнок.
Именно среди подростков с этим типом акцентуации отмечается наибольшее количество
алкоголиков, наркоманов, преступников.







<br>Эксплозивный тип<br><br>Характеристики схожи с эпилетоидным, также гневливы, взрывны, но отличаю
10 слайд


Эксплозивный тип

Характеристики схожи с эпилетоидным, также гневливы, взрывны, но отличаются отсутствием мнительности, неумением затаивать злобу и долго выслеживать обидчика с целью мести.
Не накапливает раздражения, аффективные вспышки проявляются сразу. Если ребенок получил плохую оценку, то может в гневе порвать тетрадь или начать топать ногами.
Общая повышенная возбудимость, склонность к аффективным и двигательным реакциям проявляются рано. На любые замечания, отказ сразу же возбуждается, начинает кричать, плакать, заикаться. Учащается дыхание, расширяются зрачки.
Быстрые бурные реакции также быстро проходят. Успокоившись, подростки жалеют о содеянном.
Воспитательные меры неэффективны, так как ребенок не в состоянии сдерживать свои импульсивные реакции.
Сфера влечений, порождающая импульсы, недоступна для педагогического воздействия и неуправляема для самого подростка.
Эти черты характера, сочетаясь с личностной незрелостью, узостью интересов, повышенной внушаемостью, способствуют быстрому формированию пристрастия к ПАВ.

Неуживчивые, конфликтные, не терпящие, когда им перечат, подростки с этим видом акцентуации часто испытывают негативные эмоции и ищут способ изменить свое психическое состояние.








<br>Истероидный тип<br><br>С раннего детства эти индивидуумы отличаются повышенной обидчивостью, кап
11 слайд


Истероидный тип

С раннего детства эти индивидуумы отличаются повышенной обидчивостью, капризничают, склонны к паясничанью, могут передразнивать взрослых или подражать им. Такие дети имеют живое воображение, впечатлительны и чрезмерно эмоциональны. 
Ребенок с чертами истерической акцентуации часто становится кумиром семьи, его способностями восторгаются родители, такие дети с радостью декламируют стихи, анекдоты, часто перебивают взрослых, влезают во взрослые разговоры.
Такой ребенок требует повышенного внимания к себе, пытаясь его заполучить рассказав не один стих, а гораздо больше. Такие дети отличаются повышенной назойливостью.
У таких детей всегда повышена самооценка, при наличии внимания к их персоне они требуют еще большего.
Пытаясь, привлечь внимание к себе придумывают вымышленные истории,
склонны к фантазированию.
У истериков желания всегда преобладают над разумом. При неудовлетворенности
своим положением, обидах, ущемленном самолюбии могут уходить в мир грез и
фантазий.

При истероидной акцентуации  нет таких ярко выраженных черт демонстративности с бурными проявлениями  рыданий и истерического хохота, как при истероидной психопатии.
Такие дети часто могут придумывать различные заболевания, умело симулируя его симптомы  








РОЛЬ НЕПРАВИЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЗНИКНОВЕНИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ: <br><br
12 слайд

РОЛЬ НЕПРАВИЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЗНИКНОВЕНИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ:

1. Гиперпротекция: (Повышенная опека ребенка)
- Лишение его самостоятельности
- Чрезмерный контроль за его поведением, безоговорочное подчинение
- Навязывание ему своих взглядов, интересов, вкусов, норм поведения
- Выбор друзей, досуга
- Воспитание в условиях высокой моральной ответственности
- Эмоциональные отношения сдержанные, отсутствие глубокого контакта с отцом и матерью

2. Гипопротекция: (Пониженное внимание к ребенку)
- Пониженное внимание к ребенку
- Родители крайне мало интересуются делами ребенка, успехами, переживаниями
- Формально запреты и правила в семье существуют, требования к ребенку
предъявляются, но родители не контролируют их выполнение.
- Ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается
привычка к организованности, планированию своего поведения

3. Неконгруэнтность в общении/ альтернирующее воспитание:
- Предъявляются противоречивые требования
- Устои и традиции в семье практически отсутствуют
- Нормы поведения не постоянны
- Несоответствие слов родителей интонации и мимики
- Непоследовательность, немотивированность эмоциональных проявлений родителей по отношению к ребенку
- Неблагоприятная обстановка в семье, вызванная конфликтными отношениями между родителями, перетягивание ребенка на свою сторону









Методики выявления подростков «группы риска»<br><br><br><br><br><br><br><br>*  Метод беседы
13 слайд

Методики выявления подростков «группы риска»







* Метод беседы
* Метод наблюдения
* Экспериментальные методики:
1. Экспериментальная методика «Несуществующее животное»
2. Мотивационный тест Хекхаузена представляет собой психологический инструмент для изучения силы и направленности мотивов человека и касается преимущественно двух основных аспектов — мотивации достижения успеха и мотивация избегания неудачи.
3. Тест фрустрации Розенцвейга
4. Опросник Леонгарда-Шмишека – выявляющий типы психопатий и акцентуаций характера
5. Методика ТАТ в модификации Л.Н. Собчик - направлен на диагностику самосознания, самооценки, самоконтроля личности.
6. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой)


14 слайд

Психокоррекция для подростков «группы риска»<br><br>Главное в отношениях с подростком- это взаимное
15 слайд

Психокоррекция для подростков «группы риска»

Главное в отношениях с подростком- это взаимное доверие и уважение. То, что он говорит, должно остаться тайной.
Его проблемы могут быть обговорены с родителями и ли педагогом только с его согласия. Утрата доверия может стать большой психологической травмой и привести к непредсказуемым последствиям.
При выявлении общепсихологических нужно обратить внимание на наличие акцентуации характера, систему самооценок, мотивационную структуру личности.
Обязательно исследовать процессы мышления.

В случае обнаружения искажений процессов мышления психологическая коррекция недопустима, необходима консультация психиатра.
Определить ведущую проблему и сформулировать ее маханизм: например, спросить где проявляется вспыльчивость. Дома? С друзьями? С учителями? Как она проявляется? Что ты делаешь в это время? Что хотел бы от людей в тот момент?
Желательно четко обозначить признаки достижения цели, которые будут очевидны для всех.
Выявление особенностей мотивации, поиск видов деятельности, связанных с положительными эмоциями (радости, интереса)

Эффективно использование методов групповой психологической коррекции, ролевые игры.
Это позволит посмотреть на свое поведение со стороны и отработать навыки реагирования в сложных ситуациях.
Группа 5-7 чел. Желательно в группу включить детей с разными типами акцентуации. Хорошо, если в такой группе
будут 1-2 подростка с истероидной акцентуацией. Допускаются отказы от выполнения каких-то заданий. Это вполне
нормально.




В групповых занятиях используются :<br><br><br>Упражнения по распознаванию и выражению чувств. Напри
16 слайд

В групповых занятиях используются :


Упражнения по распознаванию и выражению чувств. Например, работа в триадах: один подросток говорит, второй слушает, третий – наблюдает и оценивает их общение по заданным параметрам Жесты, взгляды, дистанция, позы, мимика итд)
Игра в пантомиму. Например, детям дается задание- мне очень грустно (Миша), наконец-то я решил проблему (Ваня), как приятно помечтать (Сергей), у меня болит зуб (Ира), я зла на всех (Оля)
В занятия включать рефлексию и ранжирование своих положительных эмоций по формуле: «Я человек, который…». Можно изобразить в виде интервью для какой – либо праздничной трансляции.
Еще пример, упражнение «Бомбардировка положительными качествами», где один подросток садится на стул. В центре круга и закрывает глаза. Каждый участник, по очереди подходит к нему и по очереди , шепотом говорит несколько слов о его хороших качествах, о тех свойствах личности, за которые его ценят и любят. Такую бомбардировку проходят все.
Другой вариант, упражнение «Юбиляр», где «юбиляру, громко, глядя в глаза высказывают свое положительное мнение, подтверждая свои оценки примерами, виденными в жизни, где эти качества проявлялись.
Эти упражнения способствуют развитию эмпатии и рефлексии, формируют позитивный образ «Я», повышают самооценку и самоуважение.
Полезно обсуждать с подростками художественные произведения, фильмы, где герои сталкиваются со схожими проблемами. Вместе поискать альтернативные решения выхода из этих проблем.
Игра «Узлы», где подростки завязываются в узлы, а потом развязываются, не разжимая рук. После проходит обсуждение кто лидер? Какую тактику выбрали?
Игра «Отсутствующие ключи»: заранее готовятся проблемные ситуации. Задача группы – сформулировать список необходимой информации – «ключей», без которых не решить данную проблему.
«Линия жизни» – подросток изображает свой жизненный путь от рождения до смерти в виде линии.







Любые виды зависимости лечатся поиском смысла жизни<br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br><br>
17 слайд

Любые виды зависимости лечатся поиском смысла жизни











Отзывы на uchebniki.org.ua "«Психологическая профилактика зависимости несовершеннолетних»" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация