Презентация " Сказ Н.С. Лескова "Левша"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация " Сказ Н.С. Лескова "Левша"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Сказ — эпический жанр, опирающийся на народные предания и легенды. Его отличает сочетание точного описания народного быта и сказочно-фантастического мира.
В основе сказа - легенда, возникшая на основе реального события. Повествователь – простой человек с особенной речью и народным взглядом на мир.
Почему «Левша» - это не сказка, а сказ?
Для этого нужно вспомнить определение, с которым вы уже знакомы.
В основе сказа лежит народная легенда. Первое издание сказа сопровождалось таким авторским предисловием:
«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением».
Впоследствии предисловие было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды. Критики посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров.
Лесков объяснял:
«Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное».
Настоящее богатство произведения — это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др. Н.С. Лесков использовал различные источники: и церковные книги, и исторические документы, и старинные слова и словосочетания, которые относились к прошлому народа.
Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоскоп – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин
Смолевые непромокабли.
О ком идет речь?
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми» ;
«Мы, русские, со своим значением никуда не годимся» ;
«Государь на все это радуется» ;
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может» ;
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко» ;
«Пожалуйста, не порть мне политики» ;
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве»
Эти цитаты характеризуют Александра Павловича как человека мягкого. Он не верил в свой народ, в то, что русские люди тоже талантливые. Ему казалось, что в России все хуже, чем в других странах
О ком идет речь?
«…надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».
«Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь» .
«А (он) им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: Вот вам тугамент!»
«…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели».
Атаман Платов сопровождает императора Александра Павловича во время поездки в Англию. В отличие от императора, Платов показан патриотом. Он уверен, что русские мастера смогут сделать вещь более удивительную, чем танцующая блоха. Именно он разоблачает англичан, когда отворачивает замок у английского пистолета и видит там надпись: «Иван Москвин во граде Туле».
Платов Матвей Иванович
(1751-1818)
–граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны с Наполеоном.
«Государь … был в своих русских людях очень уверенный».
«…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
«…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника».
«— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали! »
О ком идет речь?
Граф Клейнмихель
Князь Чернышёв
Граф Нессельроде
Портреты реальных людей, действующих в сказе.
Кроме этих персонажей Лесков в своем сказе упоминает и другие подлинные имена, такие как жену императора Елизавету Алексеевну, дочь Николая - Александру Николаевну, брата императора Александра - Николая.
Из вымышленных, а точнее, "не опознанных" персонажей, можно выделить английского моряка -Полшкипера и доктора Мартын-Сольского.
Ну и конечно стоит вспомнить те реальные исторические события, которые отображены в "Левше".
В первую очередь это касается Крымской войны 1853—1856 годов.
Другие события являются по большей части вымышленными, это и Великий Совет, и поездка в Англию императора Александра.
Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров – миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими.
Сюжет
После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже». Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша.
Почему Платов обращается за помощью именно к тулякам? Чем знаменита Тула?
«Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют — ничего неизвестно. Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются — неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит, — не выскочут ли в перепуге и не объявится ли тогда, что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров; один раз только левша высунулся по плечи и крикнул:— Горите себе, а нам некогда, — и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул, и за свое дело принялися. Только сквозь малые щелочки было видно, как внутри дома огонек блестит, да слышно, что тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают. Словом, все дело велось в таком страшном секрете, что ничего нельзя было узнать, и притом продолжалось оно до самого возвращения казака Платова с тихого Дона к государю, и во все это время мастера ни с кем не видались и не разговаривали».
«Тульские мастера, которые удивительное дело делали, в это время как раз только свою работу оканчивали. Свистовые прибежали к ним запыхавшись, а простые люди из любопытней публики — те и вовсе не добежали, потому что с непривычки по дороге ноги рассыпали и повалилися, а потом от страха, чтобы не глядеть на Платова, ударились домой да где попало спрятались. Свистовые же как прискочили, сейчас вскрикнули и как видят, что те не отпирают, сейчас без церемонии рванули болты у ставень, но болты были такие крепкие, что нимало не подались, дернули двери, а двери изнутри заложены на дубовый засов. Тогда свистовые взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровельную застреху да всю крышу с маленького домика сразу и своротили. Но крышу сняли, да и сами сейчас повалилися, потому что у мастеров в их тесной хороминке от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть».
Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены.
Англичане «начали расспрашивать левшу: где он и чему учился и до каких пор арифметику знает?
Левша отвечает:
— Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.
Англичане переглянулись и говорят:
— Это удивительно.
А левша им отвечает:
— У нас это так повсеместно.
— А что же это, — спрашивают, — за книга в России «Полусонник»?
— Это, — говорит, — книга, к тому относящая, что если в Псалтире что-нибудь насчет гаданья царь Давид неясно открыл, то в Полусоннике угадывают дополнение.
Они говорят:
— Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали, то бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчет силы есть, а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в иимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и не прыгает и дансе не танцует».
«…и пошли они левшу водить и все ему показывать. Он смотрел все их производство: и металлические фабрики и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть; работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия. Перед каждым на виду висит долбица умножения, а под рукою стирабельная дощечка: все, что который мастер делает, — на долбицу смотрит и с понятием сверяет, а потом на дощечке одно пишет, другое стирает и в аккурат сводит: что на цыфирях написано, то и на деле выходит. А придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно, как следует. Левша на все их житье и на все их работы насмотрелся, но больше всего внимание обращал на такой предмет, что англичане очень удивлялись».
Поразило его только состояние ружейных стволов – их не чистили толченым кирпичом, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой.
А как до старого ружья дойдет, — засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнет:
— Это, — говорит, — против нашего не в пример превосходнейше.
Англичане никак не могли отгадать, что такое левша замечает, а он спрашивает:
— Не могу ли, — говорит, — я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?
Ему говорят:
— Которые тут были, те, должно быть, глядели.
— А как, — говорит, — они были: в перчатке или без перчатки?
— Ваши генералы, — говорят, — парадные, они всегда в перчатках ходят; значит, и здесь так были.
Левша ничего не сказал. Но вдруг начал беспокойно скучать. Затосковал и затосковал и говорит англичанам:
— Покорно благодарствуйте на всем угощении, и я всем у вас очень доволен и все, что мне нужно было видеть, уже видел, а теперь я скорее домой хочу.
«Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а левша все вниз в каюты нейдет — под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит».
Левше надо было срочно рассказать о ружьях государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся».
Чтобы рассеять тоску русского друга по родине полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Левша всю дорогу пил с английским другом, заболел и по приезде в Россию оказался при смерти.
«Привезли в одну больницу — не принимают без тугамента, привезли в другую — и там не принимают, и так в третью, и в четвертую — до самого утра его по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился. Тогда один подлекарь сказал городовому везти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают. Тут велели расписку дать, а левшу до разборки на полу в коридор посадить».
Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет автор: «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
Финал
Но только когда Мартын-Сольский приехал, левша уже кончался, потому что у него затылок о парат раскололся, и он одно только мог внятно выговорить:— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.И с этою верностью левша перекрестился и помер.Мартын-Сольский сейчас же поехал, об этом графу Чернышеву доложил, чтобы до государя довести, а граф Чернышев на него закричал:— Знай, — говорит, — свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.Государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой Крымской кампании. В тогдашнее время как стали ружья заряжать, а пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены…
А доведи они левшины слова в свое время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был.
ТЕМА: искусство русских мастеров
ИДЕЯ: Россия богата искусными мастерами, чей талант, к сожалению, не всегда оценен по достоинству
Художник И. Глазунов
Какие проблемы поднимает автор произведения?
Любовь к Родине
Удивительная одарённость простых людей
Невежество и неграмотность, ограничивающие возможности человека
Унизительное положение талантливых людей из народа
Равнодушное отношение властей к простому человеку и его мастерству
Противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны.
Произведение Николая Семеновича Лескова стало популярным. Им заинтересовались иллюстраторы, и сказ приобрел свой облик. В театре и кино сказ «Левша» появлялся не единожды, в 1964 году был выпущен мультфильм «Левша». А в 2013 году в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы «Левша», которая произвела сильнейшее впечатление на зрителей.
Современные Левши
Буратино
На срезе виноградной косточки размещены Буратино, лягушка и черепаха Тортилла, выглядывающая из «воды».
К сожалению, зрители редко замечают лягушонка, сидящего рядом с Буратинно.
Черепаха протягивает Буратино именно золотой ключик.
Причем, обратите внимание, что черепаха выглядывает из воды, т.е. в воде есть продолжение черепахи. У нее есть даже задние лапки, но автору не удалось сделать воду настолько прозрачной чтобы их было видно. На заднем фоне виднеется кувшинка.
Удивительные изделия создает Владимир Анискин из Сибири, который занимается микроминиатюрой всего 10 лет, но уже вошел в десятку лучших микроминиатюристов России.
В обычной жизни он занимается научной работой.
Сегодня в его коллекции можно увидеть аэродром из 20 самолетов, которые расположены на срезе макового зернышка.
Мастеру удалось перенести фрагмент рассказа писателя Лескова о Левше на рисовое зернышко. Всего 2027 букв.
Современные Левши
Рисовое зернышко
На срезе написан фрагмент из рассказа Лескова Н. С. «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе».
На рисовом зернышке уместилось 2027 букв в 22 строчки.
Рисовое зернышко было разрезано и отполировано. Текст выгравирован.
Т.е. сначала очень остро заточенной иголочкой царапались буквочки, а затем они затирались черной краской.
Если приглядеться, то можно заметить золотую подковку, расположенную рядом с первым словом.
Художник и архитектор Анатолий Коненко из Омска тоже увлекся микроминиатюрой с детства. Первой его работой стала подкованная блоха. Коненко имеет в своем арсенале кузнечика, играющего на скрипке. Длина скрипки – 12 миллиметров. Детали все настоящие. Он создал на человеческом волосе железную дорогу, по которой движется поезд.
Московский умелец Николай Алдонин решил пойти дальше героя Лескова, подковавшего блоху. Он смастерил для блохи удобное транспортное средство. Двухмиллиметровый велосипед умещается на кончике иглы.