Внеклассное занятие . Поговорим о сквернословии.
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Внеклассное занятие . Поговорим о сквернословии." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Внеклассное занятие
\Урок-диспут «О скверном и святом…»
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс … язык. «Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» - спросил Ксанф. «Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» - «Хорошо. Иди опять на базар и принеси теперь самую худшую в мире вещь», - сказал Ксанф. Эзоп ушёл и принёс…
Наш «великий, могучий русский язык» -
явление уникальное:
в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.
Запишите в колонки слова, которые вы относите к категории
«Святых»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
«Скверных»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.
Сказать лишь можно,что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.
Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.
Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.
Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный «математик».
Пусть лексикон дикарский пуст,
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого «шаг-матиста».
Дикарь на площади.
Он рад стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.
И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.
А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!
АНАТОЛИЙ ЛЫСОВ
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее - от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.
Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века ...
Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» отмечал: «Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудренен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, - и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать».
Первый духовный (церковный) стих «Пьяница»
Который человек хоть однажды
По матерну взбранится,
В шутках или не в шутках,
Господь почтет за едино.
Повесть «Святой отец о пользе душевной всем православным»:
Не подобает православным христианам матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречитсая Богородица…тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…
Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.
Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.
И за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби.
В древнерусской письменности матерщина закономерно рассматривается как черта бесовского поведения.
В древнерусской литературе встречается мнение, что матерная брань - речь иноверца - человека иной веры: язычника, чужестранца.
Матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, «третья мать» - Мать-Земля.
Матерная брань наказывается стихийными бедствиями.
Матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника, к которому обращено ругательство, но прежде всего - родную мать самого бранящегося.
По своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а заклинанием, заклятием, проклятием.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я.Козловский.
Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить:
О такте;
О чувстве меры;
О бережном отношении к окружающим;
Об уважении к самому себе;
«Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное» (Л.И. Скворцов)
Того, кто произносит матерные слова, они заражают болезнью - болезнью зла, жестокости, лжи, бессердечия!