Понятие о поликодовом тексте, его особенности
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Понятие о поликодовом тексте, его особенности" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Тексты могут монокодовыми (только вербальными) и поликодовыми.
Поликодовый (креолизованный) текст – нелинейное образование с единым смыслом, включающее коды нескольких знаковых систем.
Ответим на вопросы:
Что такое знаковая система?
Для чего нужна знаковая система?
Приведите пример знаковой системы.
Что такое вербальная и невербальная коммуникация?
Знаковая система – это совокупность знаков, которые обладают набором правил образования, осмысления и употребления, а также служат для передачи некоторых сообщений.
*Приведите примеры знаковой системы
Вербальная коммуникация – словесное общение (речь, письменное общение, внутренний диалог).
Невербальная коммуникация – несловесное общение (мимика, жесты, позы, прикосновения).
Креолизованный текст — текст, фактура которого состоит из разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык).
Примеры креолизованных текстов — тексты рекламы, комиксы, афиши, плакаты.
Термин «креолизованные тексты» принадлежит психолингвистам Ю.А. Сорокину и Е.Ф. Тарасову. В качестве примеров называются кинотексты, тексты радио- вещания и телевидения, средства наглядной агитации и пропаганды, плакаты, рекламные тексты.
Монокодовые вербальные тексты создаются с целью донесения информации адресатам. При их интерпретации не важны «технические» моменты текста: шрифт, цвет, разбитие на колонки, тип бумаги, иллюстрации и т. д. Вне зависимости от технического исполнения адресат воспринимает информацию с точки зрения содержания одинаково.
*Приведите пример монокодового вербального текста.
Другое дело креолизованные тексты. В них иллюстративно-визуальный ряд имеет решающее значение в восприятии текста.
Например, если один и тот же текст набрать латинским и готическим шрифтом, их интерпретация будет различной. Так, в Германии готический шрифт зачастую ассоциируется с нацизмом, что может повлечь за собой соответствующие ассоциации при прочтении нейтрального текста.
В креолизованных текстах вербальный и визуальный компоненты состоят в неразрывной связи. При удалении одного из компонентов оставшийся компонент либо перестаёт передавать информацию, либо делает это неполноценно, либо интерпретируется иначе.
Классическим примером креолизованного текста является сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где вербальный текст и авторские рисунки составляют единое неделимое целое.
Во многих современных речевых жанрах креолизация играет важнейшую роль. Так, для рекламного текста типичным является то, что главная идея должна безошибочно угадываться, но не должна быть при этом высказана прямым текстом (например, в 21 веке не принято выражать явно свои намерения ‑ Купите наш товар! Посетите наш магазин!).
В качестве примера приведем рекламу кафе. Основная ее цель – привлечь в заведение людей, выходящих утром из метро и идущих на работу. У спешащего человека не более 3 секунд на восприятие рекламного текста. Значит, он успеет прочесть 6 слов. Краткость и видимость – вот главные составляющие для этого рекламного плаката. Главная идея – «Посетите наше кафе!» завуалирована. На первый план выдвигается забота о человеке («Сделай свое утро добрым!). Ключевым является наречие БЕСПЛАТНО (потому что слово СКИДКИ уже обесценилось). В сочетании с оптимистичным рисунком и стрелочкой, указывающей местоположение заведения, реклама действует безотказно. Результатом двухнедельной акции стало увеличение посещаемости кафе в утренние часы в 3 раза. В ходе акции был установлен новый рекорд кафе по количеству пробитых чеков в час.
Поликодовые тексты выполняют ряд функций:
аттрактивную ‑ привлекать внимание адресата, участвовать в организации визуального и/или аудиального восприятия текста; например, в учебных текстах эту роль играет цвет;
информативную – передавать определенную информацию; участвовать в формировании содержания текста; так, основное назначение рекламы – выдать информацию, но неизменным условием являются яркость и броскость демонстрации;
функцию иллюстрации вербального компонента;
волюнтативную – управлять деятельностью адресата;
экспрессивную – воздействовать на эмоции адресата;
эстетическую – воздействовать на эстетические чувства адресата;
фатическую и контактную функцию – обычно в мультимедийных текстах – создавать ситуацию живого общения;
техническую – организовывать визуальное восприятие текста, например зрительное определение рамок высказывания, и пр.