Кураторский час "Национальный праздник Ысыах – уникальное духовное богатство якутского народа"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Кураторский час "Национальный праздник Ысыах – уникальное духовное богатство якутского народа"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Национальный праздник Ысыах – уникальное духовное богатство якутского народа
ГАПОУ РС(Я) «Якутский технологический техникум сервиса им. Ю.А. Готовцева»
Якутск 2022 г.
Преподаватель: Винокурова Ж.В.
Президент РФ Владимир Путин объявил 2022 год Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
С целью популяризации народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурное многообразие, культурная самобытность всех народов и этнических общностей входят сегодня в зону особого внимания.
Первый раздел
Второй раздел
Третий раздел
Четвертый раздел
мифологические представления и верования; этнографические комплексы: обряды, празднества, не обрядовые трудовые практики; празднично-обрядовую культуру народа саха и народов Севера (народные календарные праздники, промысловые, семейные обряды, шаманские и мистические ритуалы, запреты–табу, обереги, приметы)
элементы народного исполнительского искусства: эпосы народа саха и народов Севера, словесные жанры, вокальные и вокально-инструментальные жанры, инструм музыка, хореографич формы, игровые формы, наследие выдающихся народных исполнителей; а также произведения народной поэзии (обрядовой: благопожелания-алгыс, импровизация-тойук, шаманское песнопение-кутуруу) и народные песни
информация о конфессиональных практиках в народной культуре: неканонические богослужебные обряды и практики, почитание святых мест и предметов
традиционные ремесла: деревянное зодчество-жилище, коновязи-сэргэ, традиционная технология обработки меха и кожи (оленя, лося, коровы, лошади, нерпы, моржа, рыбы), кузнечное и бондарное ремесло, технологии изготовления транспортных средств (охотничьи лыжи, сани, лодки и другие), охотничиьи снасти, орудия труда (ружье, ножи, холодное оружие); национальная кухня; изготовление традиционной одежды, обуви, аксессуаров и украшений, музыкальных инструменов, игрушек, орнаментов, оленьего, конского убранства; декоративно-прикладное искусство и народные промыслы; национальные и спортивные игры.
РС(Я)
Нематериальное культурное наследие народов Республики Саха (Якутия)
Ысыах – это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха.
В научной литературе по поводу происхождения Ысыаха существует несколько точек зрения. В основном исследователи (В.Ф. Трощанский, Э.К. Пекарский, П.А. Алексеев) рассматривали его как родовой, религиозный праздник, во время которого совершались бескровные жертвоприношения в честь божеств якутов Юрюнг Айыы Тойона и других айыы
Гавриил Васильевич Ксенофонтов определял Ысыах как праздник торжественной встречи восхода летнего солнца
Анатолий Игнатьевич Гоголев, развив положение ученого, рассматривает Ысыах как «культовый праздник плодородия, справляемый в начале года, соединяющий воедино элементы обожествления солнца, неба и земли»
По мнению других исследователей (И.А. Худяков, С.И. Николаев, Е.Н. Романова), Ысыах – это праздник Нового года
Праздник Ысыах для народа саха – это праздник Нового года, всеобщий день рождения Природы и Человека
Ысыах (якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня — день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто — свет.
Когда появился Ысыах, сказать невозможно. Известно лишь, что этот праздник уходит корнями в такую древность, где не могло быть источников или сохранившихся свидетельств.
О происхождении праздника рассказать могут якутские легенды. Если верить им, прародитель племён Якутии, Эллэй Боотур, ввёл традицию празднования Ысыаха. Он собирал свой народ в начале лета, предлагая людям повеселиться, выпить молока и кумыса, устроить соревнования.
По данным фольклорных источников народа Саха, их первопредками являются Омогой и Эллэй – герои исторического предания Г. В. Ксенофонтова считал их «мифическими героями», а Г. У. Эргис называл «легендарными». По В.М. Никифорову, образ Эллэя имеет черты и эпического первопредка, и мифического родоначальника, и культурного героя.
Эллэй, — безусловно, мифологический прародитель народа. В этой личности заключается тысячелетняя история народа Саха. Эллэй является олицетворением якутского образа идеального человека, прародителя всех добрых качеств людей племени айыы.
Ранее высказывалось мнение, что Эллэй – реальная историческая личность. При этом исходили из того факта, что Эллэй выступает как сын татарского царя. А древние тюрки называли татарами монголоязычных шивеев, близких к киданям. Отсюда имя Эллэя сравнивают с фамилией царей киданей Елюй.
По свидетельству И. Я. Линденау, в первой половине 18 в. Была распространена другая версия легенды о первопредках якутов: Омогой и Эллэй жили по верховьям Лены, относящимся ныне к территории Иркутской области. На среднюю Лену Саха привел внук Эллэя Бадьай Тойон, который является прадедом Тыгына, во времена которого прибыли первые русские землепроходцы.
Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов — Ысыах Олонхо.
Ежегодно проводится республиканский Ысыах Олонхо, на котором сказители соревнуются в искусстве исполнения эпоса. В этом году Ысыах прошел в Олекминском районе, в рамках которого по традиции состоялся республиканский конкурс исполнителей Олонхо среди детей, молодежи и взрослых исполнителей