Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Психологические особенности детей с ОВЗ

Психологические особенности детей с ОВЗ

Психологические особенности детей с ОВЗ - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Психологические особенности детей с ОВЗ:
Cкачать презентацию: Психологические особенности детей с ОВЗ

Презентация для классов "Психологические особенности детей с ОВЗ" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Психологические особенности детей с ОВЗ <br>Веретенников Владимир Николаевич Учитель <br>ГБОУ АО Сол
1 слайд

Психологические особенности детей с ОВЗ
Веретенников Владимир Николаевич Учитель
ГБОУ АО Соломбальская СКОШИ

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями <
2 слайд

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения <br>психического или физ
3 слайд

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения
психического или физического плана, которые обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Синонимы данного понятия  <br>Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких
4 слайд

Синонимы данного понятия 
Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей:
"дети с проблемами",
"дети с особыми нуждами",
"нетипичные дети",
"дети с трудностями в обучении",
"исключительные дети".
В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с
5 слайд

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушениями речи;
4. Дети с нарушениясм интеллекта (умственно осталые дети);
5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8. Дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

<br>Причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья <br>1. Эндогенные (или внутренние
6 слайд


Причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ <br>1. У детей наблюдается низкий уровень развит
7 слайд

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особе
8 слайд

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ <br>Отсутствует мотивация к познавательной деяте
9 слайд

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
Темп выполнения заданий очень низкий;
Нуждается в постоянной помощи взрослого;
Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
Низкий уровень развития речи, мышления;
Трудности в понимании инструкций;
Инфантилизм;
Нарушение координации движений;
Низкая самооценка;

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ<br>Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отм
10 слайд

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
Высокий уровень психомышечного напряжения;
Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Дети с нарушением слуха <br>Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает
11 слайд

Дети с нарушением слуха
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:
Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса.
Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.
Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.

Дети с нарушением зрения <br>Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения,
12 слайд

Дети с нарушением зрения
Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. 
Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. 
Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью.

Дети с тяжелыми нарушениями речи <br>Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи
13 слайд

Дети с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов.
Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов.
Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с соматическими заболеваниями <br>Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефект
14 слайд

Дети с соматическими заболеваниями
Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных.
У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.

Дети с умственной отсталостью <br>Среди детей и подростков, имею­щих психическую патологию развития,
15 слайд

Дети с умственной отсталостью
Среди детей и подростков, имею­щих психическую патологию развития, наиболее многочис­ленную группу составляют умственно отсталые дети. Боль­шинство из них — олигофрены.
По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъ. 
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечают­ся задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематическо­го слуха. 

Дети с задержкой психического развитии (ЗПР) <br>Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью
16 слайд

Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. 
Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного)
Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. 
У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. 

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата <br>Для большинства детей с ДЦП характерна задержка
17 слайд

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. 
Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.
При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости".
Для них характерны резкие перепады настроения: они то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. 

Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП <br>Неравномерный характер нарушений отдел
18 слайд

Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП
Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.
Выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.
Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

Дети с расстройствами раннего детского аутизма <br>Аутизм – нарушение нормального хода мышления под
19 слайд

Дети с расстройствами раннего детского аутизма
Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются: <br>полное отсутствие потребно
20 слайд

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;
- обособленность от окружающего мира;
- слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
- дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:<br>однообразное поведение со с
21 слайд

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);
- речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
- характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здо
22 слайд

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья

Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.<br>- Обращаться
23 слайд

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.

Психолого-педагогическая, коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья при о
24 слайд

Психолого-педагогическая, коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении
Дифференцированное обучение детей с нарушениями развития в специальных (коррекционных) учреждениях I – VIII видов
Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях
Инклюзивное обучение, представляет собой наиболее привлекательный, с одной стороны, но и часто наиболее труднореализуемый вариант интегрированного обучения, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Отзывы на uchebniki.org.ua "Психологические особенности детей с ОВЗ" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация