Презентация на тему: "Системное строение общества. Социальные институты"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация на тему: "Системное строение общества. Социальные институты"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Человек- первичный элемент общества
общество
«Вторая природа»= культура - созданное человеком
Природа -естественная среда обитания человека- материальный мир
Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей
Понятие «ОБЩЕСТВО» в ШИРОКОМ СМЫСЛЕ
(распространяя на все значения и характеристики)
Понятие общества
В узком смысле
группа людей, объединённая общими интересами, целями и признаками.
В широком смысле
часть мира, состоящая из многообразных форм объединения людей и способов их взаимодействия.
* (Формы объединения людей – это группы, а способы взаимодействия – это общественные отношения)
Основные черты общества
в отличие от других систем организации мира людей
Целостность, потому что состоит из элементов и подсистем.
Динамичность, так как оно не стоит на месте, изменяется со временем.
Самоуправляемость и саморазвитие, так как если общество прекратит управлять самим собой, организовывать и контролировать свою жизнедеятельность, то оно неизбежно разрушится.
Сложность организации, так как индивиды, социальные группы и общности, объединенные взаимосвязями
Открытость (готовность к сотрудничеству, доступность)
!Если действия одного человека будут противоречить интересам окружающих людей, он не сможет реализовать задуманного!
Функции общества как системы
Репродуктивная (то есть рождение новых членов общества);
Производственная (производство материальных и духовных благ);
Регулирующая (установление правил поведения людей в обществе);
Социализирующая (получение человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе).
Управленческая – управление обществом, наличие системы органов власти, создание структуры политической системы, позволяющей осуществлять власть и руководство обществом.
Распределительная – распределение результатов труда, которое зависит от того, какое общество, насколько демократично, цивилизованно оно.
Идеологическая – формирование идеологии, выражающей сущность общественных отношений.
Культурно-транслирующая – передача духовных ценностей, культуры из поколения в поколение.
ОБЩЕСТВО – ЭТО СИСТЕМА
Система (с греческого «целое, состоящее из частей») - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Человеческий организм – система систем.
Подсистемы – нервная система, сердечно-сосудистая, пищеварительная, скелетно–мышечная и др.
Каждая из этих подсистем является системой других элементов, например, сердечно–сосудистая система включает в себя сердце, вены, артерии, капилляры.
ОБЩЕСТВО – ЭТО СИСТЕМА
Общество
Экономическая
Политическая
Социальная
Духовная
Суперсистема (система систем)
Подсистема (сфера)
Подсистема ( социальный институт)
Каждая из названных подсистем общества является системой для других элементов
ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Экономическая сфера – это сфера производства экономических товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей.
Она включает процессы производства, распределения, обмена и потребления. Значит для этих процессов экономическая сфера является системой.
ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Политическая сфера – это сфера управления обществом и государством.
Является системой таких элементов, как государство, власть, закон, президент, парламент, правительство, суд, местное самоуправление, правопорядок, безопасность и т.д.
ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Социальная сфера – это сфера ежедневных взаимоотношений индивидов и групп, к примеру, в семье, в образовании, здравоохранении и пр.
Эта система состоит из социальной стратификации (деление индивидов по группам), социальной мобильности (возможность перехода индивидов из одной группы в другую), социальных норм (правил и норм поведения индивидов в группах и обществе).
ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Духовная сфера – это сфера нематериального пространства – система, включающая в себя образование и воспитание, науку, культуру, религию, искусство, мораль.
Почему образование относится и к духовной сфере? В чём разница?
Под образованием в социальной сфере подразумевается посещение школы, отношения с одноклассниками и учителями.
Под образованием в духовной сфере имеется в виду передача и получение знаний, формирование и развитие личности.
!Ни одна из перечисленных сфер не является главной!
!Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены!
ПРИМЕРЫ:
1) правительство проводит реформы в области здравоохранения (связь политической и социальной сфер);
2) экономический кризис обусловил рост безработицы и депрессивное состояние населения (связь экономической, социальной и духовной сфер);
3) верующие собрали пожертвования для строительства храма (связь социальной и духовной сфер).
Общество, природа, культура
Из определения общества в широком смысле следует, что общество является частью природы и тесно с ним связано.
Природа – это естественная среда обитания общества. Она существует независимо от человека, а вот существование общества без природы невозможно.
Общество взаимодействует с природой с самого своего зарождения. И это взаимодействие было и может быть гармоничным или конфликтным.
Древний человек, обладавший мифологическим сознанием, ощущал своё единство с растениями, животными и природными явлениями. Он считал, что связан с природой родственными отношениями и очень бережно относился к ней.
Такое отношение связано с тем, что изначально человек не умел ничего для себя производить, он только потреблял то, что ему давала природа.
Такое отношение связано с тем, что на заре человеческой цивилизации человек не умел ничего для себя производить, он только потреблял то, что ему давала природа.
Но со временем человек научился создавать орудия труда и производить необходимые для жизни блага. Постепенно общество стало обособляться от природы. Люди начали изменять естественную среду обитания для своих хозяйственных нужд: вырубать леса, осушать болота, орошать пустыни, разводить животных, строить дома.
Так, обществом начал создаваться особый мир – культура – искусственная среда, называемая «второй природой».
До перехода общества к индустриальному этапу развития негативное воздействие культуры на природу носило локальный характер и не было столь пагубным.
Но с появлением и всё большим развитием промышленного производства эксплуатация природных ресурсов становилась настолько сильной и масштабной, что современное общество столкнулось с масштабными экологическими проблемами.
ИНСТИТУТ не всегда равно УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Институт понятие широкое. Термин, употребляемый для обозначения определённого класса организаций и общественных явлений.
Социальными институтами являются и организации (семья, партия, государство), и учреждения (школа, банк, полиция), и отношения (купля – продажа, воспитание, образование).
Институтов очень много и каждый из них имеет своё значение для отдельного человека и общества в целом.
Каждый институт выполняет определённые функции для удовлетворения человеческих потребностей, которые весьма многообразны. Институты сложились исторически и востребованы обществом.
Понятие «Социальный институт»
Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленная на удовлетворение базовых потребностей человека и общества, имеющая свой устойчивый комплекс формальных и неформальных норм и правил.
ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА
СОЦИАЛЬНАЯ
семья, брак
материнство, отцовство, детство
школа, ВУЗ и др.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
собственность
производство, распределение, обмен, потребление
заработная плата
рынок, торговля, деньги
банки, фирма
государство, власть, партия
закон, свобода, право
парламент, суд, правительство
гражданство
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ДУХОВНАЯ
церковь, религия
искусство, наука
мораль
СМИ
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
заявлены официально, контролируются и признаны обществом
реализуются скрыто или случайно (неосознанно)
СКРЫТЫЕ (ЛАТЕНТНЫЕ)
ЯВНЫЕ
Универсальные и специфические функции социальных институтов:
Универсальные функции - общие для всех социальных институтов функции.
Специфические функции характерны для некоторых социальных институтов.
Универсальные функции
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.
Для каждого социального института характерна своя система норм и ценностей, которые задают рамки деятельности и поведения людей. Так общественные отношения становятся упорядоченными и стабильными.
2) Регулятивная функция.
Осуществляется через регуляцию общественных отношений с помощью норм, образцов поведения и контроля за их соблюдением.
3) Интегративная функция.
Для социальных институтов характерны интегративные процессы, которые предполагают отношения взаимоответственности членов социальных групп. Интегративная функция социальных институтов упорядочивают систему взаимодействий между людьми, позволяет создавать сложные организации.
Универсальные функции
4) Транслирующая функция.
С помощью данной функции выполняется трансляция (во времени и пространстве) общественных отношений социальными институтами.
5) Коммуникативная функция.
Социальные институты создают условия для формального и ролевого общения отдельных индивидов. Здесь важно отметить различие коммуникативных возможностей социальных институтов.
ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ:
Совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности
Система социальных норм
Наличие учреждений, необходимых для какого-либо вида деятельности
Наличие определенных уставов
Наличие символики
Устойчивые формы организации совместной деятельности
Отношение к конкретной сфере общества