Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Мастер-класс
«Развитие межполушарного взаимодействия
у дошкольников
с Задержкой Психического Развития»
Подготовила:
Учитель-дефектолог МАДОУ № 6 «Золушка»
Барсугачева наталья александровна
Цель: представить участникам мастера-класса методы, приемы и упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
Обосновать актуальность выбранной темы;
Представить участникам мастер-класса практические приемы в рамках данной технологии;
заинтересовать коллег данной технологией и побудить к ее использованию в коррекционно-развивающей работе;
Убедить участников мастер-класса, что данная технология содействует результативности коррекционно-развивающей работы.
Актуальность темы
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
правое полушарие отвечает за:
обработку невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентацию в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др.);
- обработку большого количества информации одновременно, интуицию;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
левое полушарие отвечает за:
логику, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Межполушарное взаимодействие необходимо
для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение в слаженности в работе полушарий мозга у детей – является одной из причин трудностей обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из них постигает внешний мир по-своему.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано,
происходит неправильная обработка информации, и у ребенка возникают проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации
Причины несформированности межполушарного взаимодействия =
причины ЗПР:
болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
родовые травмы;
болезни ребёнка в первый год;
длительный стресс;
общий наркоз.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
зеркальное написание букв и цифр;
Несформированная ведущая рука, что выражается в обоерукости или псевдолеворукости;
Нескоординированная работа рук;
логопедические отклонения; низкий уровень фонематического слуха (неточное восприятие слов и звуков; непонимание смысла речи);
Аномия (отсутствие связи между образом и словом);
неловкость движений;
Краевые эффекты памяти (воспроизводятся первый и последний эталоны, середина информации забывается)
отсутствие познавательной мотивации (стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний);
Преобладание наглядно-образного мышления;
Низкая стрессоустойчивость: тревожность, плаксивость, плохое настроение;
Снижение работоспособности;
инфантильность
«развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии»
И.П. Павлов
Использование в работе с детьми с ЗПР специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия.
В результате выполнения определенных упражнений и движений одновременно двумя руками, активизируется работа обоих полушарий, развиваются межполушарные связи, что и обеспечивает ребенку легкое восприятие, долгосрочную память, логику и вообще успешное обучение.
- это система специальных упражнений для активизации мозговой деятельности
Цель упражнений «Гимнастика мозга»:
балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия;
развитие памяти и мыслительной деятельности;
повышение продуктивной работоспособности;
развитие мелкой моторики;
развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;
раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода.
Правила применения
«Гимнастики мозга»
четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям;
все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время;
заниматься ежедневно;
занятия должны быть оформлены в виде игры;
продолжительность занятий от 5 до 20 минут;
одно упражнение не должно занимать более 2 минут;
внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
Межполушарные дорожки
Головной мозг начинает задействовать большее количество своих ресурсов и своего потенциала.
Зеркальное рисование-
это рисование двумя руками одновременно
При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Польза рисования обеими руками состоит еще и в том, что используя не ведущую руку, активизируется работа «пассивного» полушария.
Начинать рисовать необходимо с простых узоров и предметов, а далее это могут быть симметричные изображения.
Главное условие- рисовать двумя руками одновременно.
Нейропсихологические прописи
во время выполнения таких упражнений активизируется деятельность головного мозга в целом, то есть в работу включаются правое и левое полушария, происходит тренировка периферического поля зрения, расслабляются мышцы глаз, что способствует укреплению зрения ребенка.
Нейротренажёр
«Межполушарная доска»
Представляет собой различные лабиринты в зеркальном отражении. Необходимо пройти эти лабиринты с помощью специальных бегунков, синхронно работая двумя руками.
В результате слаженной работы обоих полушарий мозга, между ними укрепляются нейронные связи, что благотворно сказывается на психическом состоянии человека, как ребенка, так и взрослого