Урок. Презентация "Психотерапия семьи"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Урок. Презентация "Психотерапия семьи"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Подготовила : студентка ОУ Магистр
605-а группы
Понасенкова Е.А.
Семейная психотерапия в работе психолога-консультанта
План
1.Развитие практики семейного консультирования и семейной психотерапии.
2.Соотношение семейного консультирования и семейной психотерапии.
3.Виды семейного консультирования и психотерапии.
Развитие практики семейного консультирования и семейной психотерапии
Период с конца 1940-х до начала 1960-х гг. отмечен установлением и развертыванием практики оказания психологической помощи семье и супружеским парам. В 1930— 1940-е гг. возникает особая практика консультирования супружеских пар, в которой фокус работы смещается с психических нарушений личности на проблемы общения и жизни супругов в семье. В 1950-е гг. утверждается практика и термин «семейная терапия». В отличие от психоанализа, где в центре внимания оказывались интрапсихические процессы, семейная психотерапия направлена на межперсональные, интерпсихические процессы и оптимизацию функционирования семьи как единого целого.
В 1949 г. в США были выработаны профессиональные стандарты для проведения супружеского и семейного консультирования, а уже в 1963 г. в Калифорнии — введены правила и нормы лицензирования для семейных консультантов . Важным источником развития семейной психотерапии стало междисциплинарное взаимодействие психологии, психиатрии (М. Боуэн, С. Минухин, Дж. Джексон), практики социальной работы (В. Сатир).
Семейное консультирование представляет собой относительно новое по сравнению с семейной психотерапией направление оказания психологической помощи семье. Первоначально всеми основными открытиями и наработками эта область была обязана семейной психотерапии.
Наиболее значимыми для развития семейного консультирования факторами стали: переориентация психоанализа на работу с семьей как в форме детско-родительских отношений, так и в форме совместной супружеской терапии в 1940-х гг.; начало разработки системного подхода Н. Аккерманом; создание Дж. Боулби теории привязанности; распространение бихевиоральных методов диагностики и терапии на работу с семьей и создание совместной семейной психотерапии В.Сатир. Благодаря значительным успехам семейной психотерапии и бурному росту спроса на ее услуги число членов Американской терапевтической ассоциации по браку и семье за десятилетие с 1978-го по 1986 г. удвоилось. Бурное развитие практики сделало востребованным и развитие научных исследований в области семьи, что привело к выделению самостоятельной особой психологической дисциплины — психологии семьи. Параллельно развитию семейной психотерапии и семейной психологии шло интенсивное развитие сексологии, в которой главными вехами стали работы А. Кинси, В. Мастерса и В. Джонсона и начало консультирования в этой сфере семейных отношений .
В отечественной науке интенсивное развитие семейной психотерапии началось в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Однако еще в конце XIX в. возникло учение о «семейном лечении» различных психических расстройств и необходимости проведения семейной диагностики. Основоположником семейной терапии в России считают И.В. Маляревского, который в своем лечении психически больных детей и подростков исходил из необходимости специальной работы в рамках «семейного воспитания» с родственниками больных детей. Значительную роль в становлении отечественной семейной психотерапии сыграли ученые Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева — В.К. Мягер, А.Е. Личкр, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, Т.М. Мишина.
Эйдемиллер выделяет три основных этапа в развитии отечественной семейной психотерапии . На первом — «психиатрическом» — этапе исследователи исходили из представления о семье как совокупности входящих в нее индивидуальностей, учет которых позволяет разработать рекомендации по оптимизации жизни семьи и каждого из ее членов. На втором — «психодинамическом» (психоаналитическом) — этапе фокусом терапии стали сформированные в детском возрасте неадекватные модели поведения, переносимые впоследствии личностью в супружеские и детско-родительские отношения в собственной семье. Наконец, третий этап — системная психотерапия — характеризуется синтезом системного подхода и психологии отношений В.Н.
Соотношение семейного консультирования и семейной психотерапии
История семейной психотерапии и история семейного консультирования столь тесно переплетены и взаимообусловлены, что это дает основание ряду исследователей и практиков считать семейное консультирование разновидностью семейной психотерапии, имеющей отличительные признаки, границы и объем вмешательства . Для решения вопроса о том, является ли семейное консультирование видом семейной психотерапии или качественно иной практикой оказания психологической помощи, необходимо уточнить содержание самого понятия «психотерапия», выявить сходство и различия консультирования и психотерапии.
Психотерапия (лечение души) рассматривается как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам, страдающим от болезни, оказывается профессиональная помощь психологическими средствами в решении связанных с ней психологических проблем. Сегодня можно говорить о психотерапии в медицинском, социологическом, психологическом и философском аспектах. В философском аспекте психотерапия выступает как определенный вид общения между людьми, в социологическом — как инструмент социального контроля и манипуляции сознанием и поведением людей, наконец в психологическом — как метод психологического воздействия, обеспечивающий личностный рост, развитие и научение личности.
Цели семейного консультирования могут быть определены как развивающие, коррекционные, профилактические, адаптивные. Развивающие цели связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самоорганизации и саморазвития. Итогом психологической работы становится рост компетентности семьи в разрешении нормативных и ненормативных кризисов и проблем. Коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации. Профилактические цели связаны с ростом фрустрационной толерантности семьи, адаптивные — с успешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи. Очевидно, что разделение всех названных целей возможно лишь на уровне научной абстракции. В реальной консультативной практике достижение их происходит в целостном процессе совместной работы клиента и консультанта над проблемами клиента.
Виды семейного консультирования и психотерапии
Психотерапевт может использовать абсолютно разные методики лечения в зависимости от конкретного случая. При этом учитываются специфика самой проблемы, особенности характеров членов семьи, этап, на котором осуществляется терапия.
Во время поведенческой психотерапии терапевт меняет представление членов семьи о сущности проблемы и возможных путях ее устранения.
Обычно на консультацию приглашаются только супруги или ребенок и кто-то из родителей. Целью этого метода является повышение компетентности пациентов в вопросах воспитания и отношения в кругу семьи.
Стратегическая терапия заключается в выявлении того поведения, которое вызывает проблему, разработке стратегии для ее решения. При этом специалист принимает все, что предполагает пациент.
Существует также семейная коммуникативная психотерапия. Ее цель – изменение способов общения, манипуляция отношений в семье с помощью различных приемов. Супружеская психотерапия ориентирована на пару, в которой случаются конфликты и кризисные ситуации. Она направлена на выработку взаимного изменения поведения.
Особое место уделяется во время сеансов упражнениям. Они помогают наладить контакт между сторонами и лучше узнать участников конфликта. Обычно упражнения проходят в игровой форме, причем каждому человеку отводится своя конкретная роль.
Существует разновидность семейной психотерапии, во время которой проводится групповой сеанс.На консультации присутствуют несколько супружеских пар. Иногда их количество доходит до 7-8.
Психотерапевт в этом случае подбирает людей, которые похожи между собой по следующим критериям:
возраст;
социальное положение;
уровень образования;
менталитет.
Групповая психотерапия учит слышать собеседника, повышает коммуникативные навыки. При этом у каждой семейной пары есть возможность узнать о проблемах других людей и методах их решения. Перенимая их опыт, они учатся не допускать ошибок в будущем.