Презентация по русскому языку на тему "Предложение - основная единица речевого общения" (5 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по русскому языку на тему "Предложение - основная единица речевого общения" (5 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Предложение – основная единица речевого общения.
Автор презентации – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 591 Невского района Санкт-Петербурга Кузьмин Павел Михайлович
Прочитайте. Определите основную мысль текста.
Нас окружает огромный, интересный и постоянно меняющийся мир. Чтобы сохранить «кусочек» этого мира, остановить мгновение, можно запечатлеть его с помощью фотоаппарата, киновидеокамеры и т.д. Предложение можно сравнить с фотографией, потому что оно тоже отражает какое-то событие, факт, фрагмент, кусочек действительности.
Представьте себе, что вы смотрите из окна на лес за рекой. Составьте и запишите несколько предложений, описывающих одну и ту же картину, но по-разному в зависимости от того, находится лес далеко или близко от дома; хвойный он или лиственный; осенью или весной.
ЗАДАНИЕ №1
Понижение или повышение голоса происходит в конце предложения?
Мой друг едет в Москву.
Кто ваш друг?
Какой друг!
Рассмотрите схемы интонационных конструкций с разными знаками завершения:
Точкой.
Вопросительным знаком.
Восклицательным знаком.
Рассмотрите схемы и определите, основа каких предложений состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), а каких – из одного (подлежащего или сказуемого).
Сумерки.2. Потянуло вечерней прохладой.
3. Туристы быстро поставили палатки.
4. Иду за дровами для костра.
Утро. Рассвело незаметно. На траве и кустах заблестела роса. Послышалось пение птиц. Я вышел из палатки и направился к реке. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам.
Прочитайте. Укажите вначале предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов, затем – из одного.
Укажите, какие предложения: а) сообщают о чем-либо, б) содержат вопрос, в) выражают совет, просьбу.
1. Обязательно прочитайте рассказы Е.И.Носова о жизни ребят. 2. Ребята с большим интересом прочли рассказ Е.И.Носова «Белый гусь». 3. Вы читали рассказы Е.И.Носова? 4. Расскажите нам, пожалуйста, о писателе Е.И.Носове.
По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными.
Предложения, в которых содержится вопрос, называются вопросительными.
Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.
Коля на завтра купил билеты в кино?
Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещённому справа.
Поставьте вопросы к данным ниже ответам и запишите их. Подчеркните в вопросе и ответе слова противоположного значения.
Нет, наша школа большая.
Нет, столы новые.
Нет, коридоры широкие.
Охарактеризуйте предложения по цели высказывания.
В чём особенность предложений, записанных справа?
Мы были в лесу.
Кто взял книгу?
Прочитай книгу.
Мы были в лесу!
Кто взял книгу?!
Прочитай книгу!
Порядок синтаксического разбора простого предложения:
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное и невосклицательное)
Структура предложения. (простое и сложное, односоставное и двусоставное).
Вид предложения по наличию второстепенных членов.
Однородные члены предложения (если есть).
Обращения (если есть).
На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал ранний снег.
( Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными определениями).
Выполните синтаксический разбор предложений:
Распрощался на стоянке с пассажирами вагон.
Мы идём за ним по шпалам и сворачиваем в лес.
(С.Я.Маршак)
Синтаксический разбор сложного предложения:
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительно, побудительное).
Простые предложения в составе сложного и их основы (простое, односоставное или двусоставное).
Средства связи простых предложений в составе сложного.
Знаки препинания.