Презентация по отечественной истории "Адмиралтейство"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по отечественной истории "Адмиралтейство"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали — воде и небу брат.
Осип Мандельштам, «Адмиралтейство»
Отечественная история. XVIII век. 8 класс
До основания Адмиралтейства здесь, на левом берегу Невы, находилась деревня Гавгуево (примерно на месте нынешней площади Труда).
Изначально корабли для Балтийского флота строили верфи у рек Свирь и Сясь. К осени 1704 года там было построено почти 50 полностью готовых судов. Спуском их на воду в конце августа и сентябре занимался лично Пётр I. В начале октября царь отправился в плавание с этим флотом по Ладожскому озеру. При этом случился такой ураган, что только через шесть дней он один прибыл в Шлиссельбург, где дожидался трое суток остальных размётанных бурей кораблей. Этот случай заставил Петра принять решение об основании верфи ближе к Балтийскому морю, рядом с совсем недавно основанной крепостью Санкт-Петербург
Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. Первое Адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое сооружение в форме буквы «П».
1 октября 1705 года над башней с въездными воротами установили шпиль - второй в Петербурге, после шпиля Петропавловского собора. Адмиралтейство как крепость окончательно было оформлено к 15 ноября. На слайде – гравюра 1716 года
В нескольких помещениях Адмиралтейства разместился Адмиралтейский приказ, позже переименованный в Адмиралтейскую коллегию, в XIX веке - в Морское министерство. К 1706 году на территории верфи было размещено 10 эллингов с деревянными складами и деревянной башней в центре. Впоследствии для увеличения объёмов строительства по обеим сторонам от Адмиралтейства были сооружены дополнительные эллинги.
В апреле 1732 года последовал указ императрицы Анны Иоанновны:
"...Адмиралтейскую башню, на которой шпиц (понеже оная со второго апартамента мазанковая и весьма пошатилась), за ветхостью ныне немедленно разобрать и для прочности сделать вновь всю каменную и шпиц поставить"
Иван Кузьмичом Коробовым были разработаны несколько вариантов реконструкции Адмиралтейства. В одном из вариантов он предлагал понизить адмиралтейский шпиль на 15 метров, увенчав башню небольшой главкой. Это, по мнению зодчего, придало бы ей большую устойчивость. Но с этим не согласились старые адмиралтейцы, для которых плывущий над Петербургом корабль на высоком шпиле успел стать символом превращения России в великую морскую державу. Поэтому был принят вариант проекта, который не просто сохранял, а увеличивал высоту шпиля. Архитектор полностью переработал проект башни, повысив её высоту до 72 метров при сохранении общих пропорций.
Идут споры о том, по образу какого корабля сделан кораблик Адмиралтейства. Предполагают что им могло быть боевое судно "Орёл", построенное в 1668 году при царе Алексее Михайловиче. На нём был впервые поднят русский морской флаг. Общеизвестно прозвище шпиля Адмиралтейства, которое дал ему Александр Сергеевич Пушкин - "Адмиралтейская игла".
В ознаменование Полтавской победы Пётр I 6 декабря 1709 года заложил на Адмиралтействе первый крупный 54-пушечный корабль "Полтава", спущенный на воду летом 1712 года.
Первое время на верфи трудился и сам царь, оставивший за собой должность главного мастера ("баса") и получавший соответствующее жалование. Но и после оставления этой должности Пётр I ежедневно посещал Адмиралтейство в четыре или пять часов утра. Рабочий день строителей Адмиралтейства начинался в пять часов утра, заканчивался он около девяти часов вечера
В 1738 году "Комиссия о Санкт-Петербургском строении" дала Адмиралтейству градообразующую роль. На его шпиль было решено ориентировать не только Невский и Вознесенский проспекты, но и Среднюю першпективу (ныне Гороховую улицу).
Панорама Санкт-Петербурга. Восемнадцатое столетие
Такую планировку называют и «Петербургский трезубец», и «Невский трезубец», и «Нептунов трезубец». Некоторые видят символизм – Нептун – бог моря в мифологии всегда изображается с трезубцем, а Петербург был задуман Петром как морская столица России.
При императрице Елизавете Петровне место Адмиралтейств-коллегии внутри башни заняла церковь во имя Воскресения Христова. Указ о её создании был издан 23 июля 1747 года. Храм оформлял архитектор Савва Иванович Чевакинский (изображен на фото).
Тогда же на башне Адмиралтейства появился колокол. На нам присутствовала надпись: «Вылит сей колокол при Санкт-Петербурге в Главной Артиллерии 1731 году апреля 5 дня. В нём 59 пудов 35 фунтов». Этот колокол отбивал часы, оповещал рабочих о начале о окончании рабочего времени. Он же сообщал петербуржцам об угрозе наводнений.
До середины XVIII века на Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья. Крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II.
Указом императора в 1798 году было основано Училище корабельной архитектуры, целью которого стала подготовка специалистов "для благосостояния Балтийского и Черноморского флотов". Ему была отдана часть помещений Адмиралтейства, в его ведение был передан Адмиралтейский оркестр.
Памятная табличка на одном из домов
По указу Анны Иоанновны от 1736 года с валов Адмиралтейства производился полуденный выстрел пушки. После разрушительного наводнения 1777 года башня Адмиралтейства стала использоваться в качестве сигнальной. На её углах в случае начала наводнения днём вывешивались флаги, а ночью фонари. При этом обязательно стреляли из пушек. До кончины Екатерины II на башне Адмиралтейства ежедневно устраивались полуденные концерты в исполнении оркестра Адмиралтейства.
В начале XIX века пост главного архитектора Адмиралтейства занял Чарльз Камерон.
За непродолжительный период он переделал стропильные конструкции главного корпуса, устроил новую кровлю, заново отделал зал "для присутствия Адмиралтейской коллегии" и начал переделывать семь примыкающих к нему помещений. В процессе переделки печей в церкви он предложил перенести её в другую часть здания, но в этом ему было отказано.
Император Александр I, вступив на престол, начал очередную военную реформу, частью которой стало создание Морского министерства. Новое ведомство было решено разместить рядом с императорский резиденцией (Зимним дворцом) - в Адмиралтействе, которое было решено коренным образом перестроить. В 1806 году по его указу к проектированию нового здания Адмиралтейства приступил архитектор Андреян Дмитриевич Захаров, 25 мая 1805 года ставший главным Адмиралтейств-архитектором.
Летом 1810 года началась работа по отделке помещений Адмиралтейств-коллегии во втором и третьем этажах, а также парадной лестницы. Это было решено доверить Пьетро Скотти с помощниками Барнаба Медичи и Фридолино Торичелли.
Адмиралтейство сохранило первоначальный план из двух П-образных корпусов. Захаров старался максимально использовать старые стены. Например, предусмотрев в стене между башней и шестиколонным портиком всего 11 окон, а не 21 как у Коробова, он добился того, чтобы оси новых окон совпали с осями существующих, а остальные были заделаны. Деревянные конструкции старой башни также сохранились.
Захаровым построено третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Длина главного фасада - 408 метров. Высота башни со шпилем осталась прежней - 72 метра. Кораблик весом в 65 килограмм покрыт двумя килограммами чистого золота. Он действовал как флюгер.
Здание богато украшено скульптурами. Перед башней установлены две скульптуры, изображающие нимф, держащих небесные и земные сферы
В связи с разборкой старого Исаакиевского собора и строительством нового министр духовных дел и народного просвещения князь Голицын весной 1821 года обратился к морскому министру с предложением разместить в Адмиралтействе временный храм для прихожан Исаакиевского собора.
Окончательно производство судов на территории Адмиралтейства было прекращено в 1844 году. К этому времени было закончено строительство Новоадмиралтейской верфи в конце Английской набережной, куда и перевели производство.
С 1855 по 1881 год размещавшимся в Адмиралтействе Морским министерством управлял великий князь Константин Николаевич (брат императора Александра II). Здесь же работали второе по значимости учреждение флота Главный морской штаб, а также военно-морской суд, Главное гидрографическое управление, Главное управление кораблестроения и снабжений, Морской технический комитет, Гидрографическая экспедиция Балтийского моря, Канцелярия Морского министерства, Училище корабельной архитектуры.
Морской музей возобновил свою работу в Адмиралтействе в 1860-х годах. Основу его книжного фонда составила библиотека, купленная военно-морским министром адмиралом П. В. Чичаговым в Копенгагене, и пожертвования частных лиц. Музей в здании Адмиралтейства в начале ХХ века работал по вторникам, четвергам и воскресеньям. Его мог посетить любой желающий. Вход в него был бесплатным. Осмотр музея начинался с зала, посвящённого Петру I.
29 апреля 1917 года был создан Центробалт (Центральный комитет Балтийского флота), а в июне - Центрофлот (Центральный комитет Всероссийского военного флота). Представители Центробалта принимали активное участие в революционных событиях октября 1917 года
Во время Великой Отечественной войны позолоченный шпиль Адмиралтейства мог сталь хорошим ориентиром для немецких артиллеристов. Районный архитектор О. Н. Шилина предложила его замаскировать специальным чехлом
К 50-летию Октябрьской революции были отремонтированы башенные куранты. Тогда в день военно-морского флота СССР вновь заиграли адмиралтейские колокола.
В 1977-1978 годах проводилась реставрация скульптурного убранства башни Адмиралтейства.