Исследовательско-творческий проект "Волшебница вода"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Исследовательско-творческий проект "Волшебница вода"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад "Родничок» города Щигры Курской области»
Исследовательско- творческий проект
«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
с использованием технологии STEAM – образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
( Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»)
Подготовила:
Гурова Наталья Алексеевна
Щигры 2021год
Паспорт проекта
1. Наименование проекта: «Волшебница вода»
2. Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
3. Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий.
4. Актуальность темы: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много — сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды
5. Цель проекта: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее. Обогатить словарный запас детей. формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.
6. Задачи проекта.
Для детей:
• Уточнить и расширить представление детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений.
• Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.
• Развивать любознательность и познавательную активность.
• Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Для родителей:
• Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
• Привлечь родителей к активному сотрудничеству.
• Знакомство с содержанием стендовой информации.
• Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Как организовывать опыты с водой дома»
• Совместное творчество детей и родителей, изготовление плакатов на тему «Берегите воду»
Для педагогов:
• Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.
• Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ ( презентация).
• Продолжать осваивать метод проектирования; метод организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольников.
7.Планируемые результаты:
• У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
• Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
• У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно- следственные связи, появится потребность получить экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).
• Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников
6. Модель трех вопросов
Подготовительный этап:
• Определение направленности проекта, целей и задач;
• Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;
• Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
2. Основной этап:
3. Заключительный этап:
Задачи:
Выявить знания детей о воде как источнике всего живого.
Отражать знания во всех видах деятельности.
Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.
Результаты:
1. У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов.
2. Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
3. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети стали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно- следственные связи, научились фиксировать наблюдения, используя схемы- модели).
4. Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Список используемой литературы:
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа. Методическое пособие для воспитателей ДОО. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2019.
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
• Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 4-5 лет.Методическое пособие для воспитателей . Москва «Просвещение» 2010
• Ковинько Л.В. Секреты природы-это так интересно! Линка-Пресс Москва 2004
Опыты –эксперименты с водой
Опыт 1.
«Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт 2
«У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт 3
«У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт 4
«Лед - твердая вода»
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются
сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег - это тоже вода.
Опыт 5
«Пар - это тоже вода»
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Опыт 6
«Вода - жидкая, может течь»
Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 7
«Вода растворитель»
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт 8
«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая. В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Опыт 9
«Вода не имеет формы»
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Опыт 10
«Вода нужна всем»
Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
Опыт 11
«Растения «пьют» воду»
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.
Опыт 12
«Плавает-тонет»
Взять таз с водой, монету, гвоздь, камешек, пластмассовую крышку, деревянную палочку, кусочки ваты. Поочерёдно опускать предметы в воду и узнать, какие из них тонут, а какие плавают на поверхности.
Опыт 13
«Какие материалы, как пропускают воду»
Представьте, что мы на улице. Вдруг начался дождь, а зонта у нас нет. Зато у нас есть: носовой платок. Тетрадка, лист картона, бумажные салфетки и целлофановый пакет. Что из этого можно было бы использовать вместо зонтика? Набрать в пипетку воды и капать на материалы. Обратить внимание на то, какие материалы намокают быстрее.
Опыт 14
«Вода меняет цвет»
Вода не имеет цвета. Спросит перед опытом, какого цвета вода. Взять 3 стакана воды, краски разного цвета. Затем смешиваем воду с разноцветными красками.
Сценарий развлечения для детей средней группы
«Вода- волшебница»
Цель: закрепление знаний и представлений о свойствах воды, развитие речи детей, создание эмоционально приподнятого настроения, ощущение радости от праздника.
Оборудование: вода, напитки, соки, тазик с водой, ложки, музыкальное сопровождение для игр.
Действующие лица: Незнайка
Предварительная работа: заучивание стихотворений о воде.
Ход развлечения:
Ведущий. – Ребята сегодня у нас праздник и на наш праздник мы пригласили гостя, он спешит к нам.
Звучит музыка вбегает Незнайка с книгой
Незнайка:- Здравствуйте ребята! Я Незнайка, спешил к вам из Солнечного города. Мне подарили книгу с загадками, а я не могу отгадать загадки. Помогите мне, пожалуйста!
Дети отгадывают загадки о воде.
Незнайка. – Молодцы! Загадки вы знаете, а знаете ли вы стихи о воде?
Дети читают для Незнайки стихи о воде.
Ведущий приглашает Незнайку и ребят поиграть в игру.
Подвижная игра «Солнце и снежинки»
Ведущий. - Незнайка, а ты хотел бы принять участие в викторине?
Незнайка. - Да, очень хочу! С вашей помощью ребята, я много узнал о воде.
Ведущий. – Незнайка, тогда помоги оценить правильные ответы детей при нашей викторине «Вопрос – ответ»
Викторина «Вопрос – ответ»
Дети делятся на две команды «Капелька» и «Снежинка». Команда «Капелька» отвечает на вопрос «Кому нужна вода?», а команда «Снежинка» на вопрос «Зачем нужна вода?»
За правильный ответ ребята получают от Незнайки фишки. Чья команда наберёт больше фишек, та команда выиграла.
Ведущий. – Незнайка, ты много слышал о воде, но сможешь ли ты узнать воду закрытыми глазами?
Незнайка. – Не знаю, я еще не пробовал так узнавать воду?
Ведущий приглашает Незнайку и детей поиграть в игру «Угадай на вкус и сравни с водой»
Игра «Угадай на вкус и сравни с водой»
Дети закрытыми глазами должны угадать какой напиток они выпили и сказать чем отличается напиток от воды (вода прозрачная, а молоко белое; вода не имеет запаха, а сок пахнет; вода не умеет вкуса, а компот сладкий и т.д.)
Ведущий. – Незнайка ты уже знаешь, что вода нужна всем. Без воды всѐ живое погибнет. Поэтому воду надо беречь.
Стихотворение «Берегите воду»
Ведущий: - Мы приглашаем тебя поиграть с нами, и ты увидишь какие наши ребята бережливые. Они умеют переносить воду, не проронив ни капли.
Подвижная игра «Донеси не проливая»
Дети делятся на две команды и переносят воду в мерный стаканчик деревянными ложками.
Незнайка. – Спасибо большое ребята, я много узнал о воде. Какая она, как вода всем помогает, я узнал от вас, что воду надо беречь. Спасибо Вам, а мне пора обратно в Солнечный город. Там меня ждѐт Знайка. Побегу и расскажу ему, какие умные, ловкие, бережливые дети ходят в детский сад «Родничок» . До свидания!
Дети прощаются с Незнайкой дарят ему чистую воду.