Развитие навыков беглого и правильного чтения у учеников начальных классов.
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 36
Презентация для классов "Развитие навыков беглого и правильного чтения у учеников начальных классов." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Развитие навыков беглого и правильного чтения
Подготовила: учитель начальных классов
Макушкина Юлия Васильевна
Актуальность
В программах по новому ФГОС НОО отсутствуют какие – либо нормы беглости чтения: отмечается, что читатель выбирает индивидуальный темп чтения, позволяющий ему осознавать текст, скорость чтения увеличивается постепенно в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.
Цели:
Устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности скорости чтения.
Задачи:
Обучение детей оптимальному чтению (к концу 4 класса - 120 в минуту);
Учить умению работы с текстом и с книгой;
Расширять знания учащихся об окружающем мире;
Развивать речь, мышление учащихся, нравственно-эстетические чувства и художественный вкус.
Создание программы внеурочной деятельности «Читалочка».
Основными причинами медленного чтения являются:
неправильное обучение чтению;
плохое развитие артикуляционного аппарата;
регрессии при чтении или же торопливость.
низкий уровень концентрации внимания и памяти;
малый объём оперативного зрения;
отсутствие контроля со стороны родителей.
Упражнения для развития навыка беглого чтения
развитие оперативной памяти;
развитие периферического зрения;
развитие умения антиципации памяти;
формирование устойчивого внимания;
предупреждение повторов при чтении;
пополнение словарного запаса ученика;
развитие артикуляционного аппарата.
Упражнения на развитие
оперативной памяти
слуховые и зрительные диктанты;
списывание текста;
диктанты по памяти (по текстам Т.И.Федоренко)
«Фотограф». В течение нескольких секунд зафиксировать (сфотографировать) человека, комнату, картину и т.д., а затем словесно описать, как можно с большими подробностями.
Игры на развитие кратковременной памяти
мак
«Кто самый внимательный». Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом. Дети должны за это время успеть прочесть слово.
рама
зимний день
зонтик
лесные жители
рак
сок
Упражнения на развитие умения антиципации памяти
1.Закончи пословицы:
Делу время –
потехе час .
Кончил дело –
гуляй смело.
2. Соедини части пословиц между собой так, чтобы они подходили друг к другу по смыслу.
Готовь сани летом
Не торопись языком
За твоим языком
торопись делом.
не поспеешь босиком.
телегу зимой.
Чтение слов типа:
Чистота-частота
Девушка-дедушка
Шесть-шерсть
Гарь-пахарь-жарь.
Чтение слов с одинаковыми корнями, но разными частями речи:
зелёный – зелень
бодрый – ободрился
Правильность чтения
Типичные ошибки:
1. Искажение звукобуквенного состава (пропуски, замена, искажение букв, слогов, слов).
2. Наличие повторов.
3. Нарушение норм литературного произношения.
Правильность чтения
1) малое поле зрения при чтении;
2) неразвитость артикуляционного аппарата;
З) нехватка дыхания;
4) незнание орфоэпических норм;
5) незнание лексического значения слова;
6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.
Причины ошибочного чтения:
Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения.
Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:
1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).
2) Предупреждение ошибок чтения:
подготовка к чтению,
вводная беседа,
разбор трудного слова по составу,
хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).
Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение
«про себя», образцовое чтение учителя.
Майский снег
Снег идёт!
Удивляются дети:
"К нам зима
Воротилась
Опять?"
Это просто
На яблоне
Ветер
Хочет все лепестки
Сосчитать.
(В.Приходько)
Лев и мышь.
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро".
Л.Н. Толстой
«Игра в прятки».
Учитель начинает читать текст не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение учителя. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель.
«Мнимое слово».
Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.
Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в собственных силах. Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребёнка возможности самоутверждения.
Упражнения и задания на пополнение
словарного запаса ученика при работе с текстом.
Расположи вопросы по порядку содержания текста.
Найди ответ в тексте на вопрос (вопросы на доске).
Докажи, что заголовок выбран верно или выбери правильно заголовок
(из предложенных).
Подбери к заголовку соответствующую часть текста.
Выборочное чтение.
Пересказ по вопросам и без них.
Упражнения, направленные на формирование динамического чтения, т.е. чтения блоками.
«Буксир».
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают этот же текст «про себя», стараясь поспеть за учителем.
«Молния».
По команде «Молния» дети начинают читать на максимальной скорости, а по какому-либо сигналу (например, удар карандаша по столу) дети продолжают читать текст, но уже «про себя».
«Спринт».
Памятка для чтения – спринт:
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрее.
Ответь на вопросы к тексту.
Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают «про себя» текст. При этом в процессе всего чтения им нужно плотно сжимать губы и зубы. У учителя должен быть контрольный вариант каждого текста с просчитанным количеством слов.
После прекращения чтения, учитель проходит по рядам и отмечает то слово, на котором остановился каждый ученик, затем задаёт вопросы на осознание прочитанного.
Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю очень большое внимание. Помогает в этом методика авторов И.Т.Федоренко и В.Н.Зайцева. На каждом уроке использую следующие приемы:
чтение за диктором;
чтение в парах, групповое чтение;
чтение с ускорением темпа;
самозамер скорости чтения.
«Ситуация успеха»
Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.
Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Наглядным успехом ребенка в освоении техники чтения – может стать график читательского роста.
Анализ и подведение итогов.
Надеюсь подобранные мною упражнения будут интересны и полезны ученикам и они смогут освоить навык беглого и правильного чтения.
За время работы над этой темой я сделала вывод: только регулярные занимательные занятия помогают достичь желаемого результата.
Как говорилось ранее упражнения для развития чтения должны проходить каждодневно. Но в программе ФГОС по предмету «Литературное чтение» на изучение этого предмета отводится 4 часа в неделю. Чтобы не потерять еще 1 час была разработана программа внеурочной деятельности «Читалочка».