Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация по литературе на тему "Лев Николаевич Толстой. "Кавказский пленник" (5 класс)

Презентация по литературе на тему "Лев Николаевич Толстой. "Кавказский пленник" (5 класс)

Презентация по литературе на тему "Лев Николаевич Толстой. "Кавказский пленник" (5 класс) - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация по литературе на тему "Лев Николаевич Толстой. "Кавказский пленник" (5 класс):
Cкачать презентацию: Презентация по литературе на тему "Лев Николаевич Толстой. "Кавказский пленник" (5 класс)

Презентация для классов "Презентация по литературе на тему "Лев Николаевич Толстой. "Кавказский пленник" (5 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

       Лев Николаевич                                                         <br>     Толстой
1 слайд

Лев Николаевич
Толстой
«Кавказский пленник»


Литература.
5 класс
В 2022 году исполнилось 150 лет
со дня первой публикации
рассказа «Кавказский пленник»

 <br>В январе 1852 года <br>Лев Николаевич Толстой поступил на военную службу.<br><br>Служил на Кавк
2 слайд


В январе 1852 года
Лев Николаевич Толстой поступил на военную службу.

Служил на Кавказе,
где тогда велись боевые действия против горцев.

Когда началась
Крымская война, перевёлся
в Дунайскую армию.

Принимал участие в обороне Севастополя.

За доблесть,
проявленную на поле боя, награждён орденом Святой Анны IV степени
с надписью «За мужество»
и «Аненским оружием»

 <br>Эта награда была желанной <br>у офицеров русской армии, потому что её можно было заслужить толь
3 слайд


Эта награда была желанной
у офицеров русской армии, потому что её можно было заслужить только на поле боя…

 <br>Особое место в биографии Толстого отводится периоду, когда он находился  именно<br>на Кавказе.
4 слайд


Особое место в биографии Толстого отводится периоду, когда он находился именно
на Кавказе.

Позднее Лев Николаевич напишет, что эти годы были в его жизни главными, «… это была пора раздумий о смысле жизни,
о своём месте в этом мире».

«Никогда,
ни прежде, ни после,
я не доходил
до такой высоты мысли,
как в это время»

 <br>«Кавказский период» перевернул представление Толстого о жизни<br>и традициях горцев, изменил ми
5 слайд


«Кавказский период» перевернул представление Толстого о жизни
и традициях горцев, изменил мировоззрение писателя.

На Кавказе Лев Николаевич много общался с простыми казаками, чеченцами…
(которых называл
черкесами или татарами).

Писатель изучал чеченский язык, традиции горцев…

Кавказские впечатления легли
в основу ряда его произведений .

В «царском солдате» чеченцы также увидели справедливого, неравнодушного
к судьбе их народа человека

 <br>Общаясь с горцами, Л.Н. Толстой начал  понимать чувства этих людей, не мог воспринимать их как
6 слайд


Общаясь с горцами, Л.Н. Толстой начал понимать чувства этих людей, не мог воспринимать их как врага, хотя изначально ехал именно воевать с ними…
Великий русский писатель через свои произведения расскажет позднее правду о той войне…
Сегодня в Чеченской Республике есть село Толстой – Юрт, музей писателя… Имя Толстого носил Чечено – Ингушский государственный университет.
Ежегодно отмечается день рождения великого мастера слова
Символично, что потомки Толстого установили в Тульской области большой камень из Дагестана –
дань памяти погибшим
в Кавказской войне с обеих сторон…

 <br>Рассказ «Кавказский пленник» написан Толстым в 1862 году. Автор называл его <br>  «любимым прои
7 слайд


Рассказ «Кавказский пленник» написан Толстым в 1862 году. Автор называл его
«любимым произведением»…
В рассказе - два героя,
два офицера русской армии, Жилин и Костылин, но в названии произведения дано слово «пленник», а не «пленники»…
Почему?
Отвечая на вопросы теста, попробуйте найти ответ и на этот вопрос…

 <br>
8 слайд


 <br>
9 слайд


 <br>Герои рассказа Жилин и Костылин. Два разных характера, <br>                              две ра
10 слайд


Герои рассказа Жилин и Костылин. Два разных характера,
две разные судьбы
1. Говорит ли Л.Н. Толстой,
почему шла война на Кавказе?

2. Чем можно объяснить довольно
жестокое обращение горцев
с пленными?
Приведите примеры из текста.

3. Какие образы рассказа говорят
о том, что внутренней вражды
у двух народов не было?

4. За что ценили горцы Жилина?

5. Какова ИДЕЯ рассказа?
Рубрика «Вопрос – ответ»…

 <br>
11 слайд


 <br>Какова идея рассказа                                              <br>             «Кавказский
12 слайд


Какова идея рассказа
«Кавказский пленник»?
Идея (греч. idea – образ, представление). Главная мысль художественного произведения

 <br>Какова идея рассказа                                              <br>             «Кавказский
13 слайд


Какова идея рассказа
«Кавказский пленник»?
Идея (греч. idea – образ, представление). Главная мысль художественного произведения
Не существует внутренней вражды между народами.

Каждый народ имеет свои традиции, к которым человек другой национальности должен относиться уважительно.

 <br>Рубрика «Размышляем вместе»…<br>Почему Жилин взялся в плену за «рукоделие»?<br>Старуха разбила
14 слайд


Рубрика «Размышляем вместе»…
Почему Жилин взялся в плену за «рукоделие»?
Старуха разбила куклу. Из – за чего?
Дина начала носить Жилину вместо воды молоко, а так же другую еду… Как объяснить такое решение Дины?
Чем Жилин поразил татар?
Почему не все татаре привыкли к Жилину?

 <br>Вернувшись из плена в крепость, Жилин принимает решение остаться на службе. Тяжёлое испытание з
15 слайд


Вернувшись из плена в крепость, Жилин принимает решение остаться на службе. Тяжёлое испытание закалило характер русского офицера. Оставило неизгладимый след в душе.
Жилин понял и навсегда полюбил прекрасный и свободный мир Кавказа.
Из этого «плена» герой не смог уйти,
оставшись навсегда «кавказским пленником»
Рубрика
«Был вопрос – найден ответ»

 <br>     Герои рассказа Дина и Жилин<br> <br>Дина и Жилин озаряют сюжет рассказа чистым светом. Мол
16 слайд


Герои рассказа Дина и Жилин

Дина и Жилин озаряют сюжет рассказа чистым светом. Молодой, нетерпеливый к жизни Жилин
и девочка – подросток,
в которой ещё нет зла к людям, оказались родными
по духу людьми…
Портретная характеристика
Дины
Автор сравнивает Дину
с «дикой горной козочкой»…
Пугливая, лёгкая, парящая, живая, любопытная, но в то же время доверчивая и наивная…
Её можно сравнить с птицей,
с горным цветком лаванды…
Дина символизирует нравственную чистоту человека

 <br>
17 слайд


 <br>Работа с текстом… <br>Проследим, как менялось <br>отношение Дины к Жилину<br>«Сидит, глаза раск
18 слайд


Работа с текстом…
Проследим, как менялось
отношение Дины к Жилину
«Сидит, глаза раскрыла, глядит
на Жилина, как он пьёт, -
как на зверя какого» - страх
«Как она прыгнет прочь, как коза дикая» - пугливость
«… опять села, изогнулась, глаз
не спускает – смотрит» -
любопытство
«… увидала куклу,
позвала татарок» - удивление
«И с тех пор она стала ему каждый день крадучи молоко носить» -
благодарность

 <br>Дина говорит, что Жилина хотят<br>убить и помогает пленнику<br>бежать -  доверие<br>Побег удалс
19 слайд


Дина говорит, что Жилина хотят
убить и помогает пленнику
бежать - доверие
Побег удался. Жилин прощается
с Диной, а девочка горько плачет…
- привязанность
Страх,
пугливость,
любопытство,
удивление,
благодарность,
доверие,
привязанность

 <br>      Герои рассказа Дина и Жилин<br>В описании Дины есть повторы.<br>Что именно повторяется?
20 слайд


Герои рассказа Дина и Жилин
В описании Дины есть повторы.
Что именно повторяется?
Что подчёркивают повторы
в поведении и характере девочки?

2. Как автор относится к своей
героине? В чём выражается
отношение к девочке автора?

3. Как относится к дине Жилин?
Отвечая на вопрос, приведите
примеры из текста рассказа.

4. Что привлекло Ваше внимание
в описании и поведении Дины?
Какие детали запомнились?

Рубрика «Вопрос – ответ»…

 <br>      Герои рассказа Дина и Жилин<br>Почему у Дины отбирают куклу<br>и отправляют девочку работ
21 слайд


Герои рассказа Дина и Жилин
Почему у Дины отбирают куклу
и отправляют девочку работать?

2. Легко ли было Дине решиться
на то, чтобы спасти Жилина? Чем
девочка рисковала? Почему Дина
пошла на этот поступок?

3. Что такое
«самоотверженность»?
Можно ли назвать поступок Дины
самоотверженным?

4. Почему автор сюжет рассказа
выстроил так, чтобы русского
офицера спасла татарская девочка?

Рубрика «Вопрос – ответ»…

 <br> <br>Дружба Дины и Жилина возникла <br>в атмосфере взаимной вражды и ненависти двух национально
22 слайд



Дружба Дины и Жилина возникла
в атмосфере взаимной вражды и ненависти двух национальностей
друг к другу.

То, что эти два человека поняли друг друга, не зная языка, искренне подружились, говорит
о том, что никакие национальные различия не мешают нам быть
и оставаться людьми.

Возможно, по авторской задумке Дина и появляется в рассказе как образ, чтобы напомнить нам о возможности и необходимости взаимопонимания и братства людей.


Уйти из плена<br> <br>Размышляем над прочитанным… Наши обобщения…<br>Дружба – это честность и довери
23 слайд

Уйти из плена

Размышляем над прочитанным… Наши обобщения…
Дружба – это честность и доверие.
Не всякий человек способен стать хорошим товарищем.
Человек, у которого нет чувства долга, ответственности, доброго сердца, искренности, никогда не сможет ДРУЖИТЬ.
Только тот, кто сочувствует горю, верит в искренность отношений, ставит себя на место того, кто попал в беду, может стать настоящим другом.
Дина помогла Жилину уйти из плена, потому что она видела в этом русском офицере человека доброго, заботящегося о ней. Дина знает цену настоящей дружбе. Она может и умеет дружить
Автор, рассказывая нам об этой удивительной дружбе двух таких разных людей, верит в возможность преодоления национальных преград и единение народов.
Л.Н. Толстой, раскрывая сюжет рассказа, как бы говорит нам о том,
что, если люди научатся искренне уважать друг друга, они будут строить духовную жизнь на том, что их роднит…
Эта авторская мысль очень современна…

Уйти из плена<br> <br>
24 слайд

Уйти из плена

 Ссылки на источники информации… <br> 1. О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва<br>Поурочн
25 слайд

Ссылки на источники информации…
1. О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва
Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: «ВАКО», 20004, с. 333 – 338

2. Кутейникова Н.Е., Сосновская И.В.
Литература. 5 класс: Русская литература 19 – 20 веков. Зарубежная
Литература: Пособие для учителя / Под общей редакцией
Н.Е. Кутейниковой. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 272 с – (Поурочные планы) (с 141 – 145)

3. Текстовый материал…





4. Иллюстративный материал…

















Декабрь 2022 года
Презентацию подготовила Лазунина Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Заволжска Ивановской области

https://stav.aif.ru/culture/event/hozyainu_vykupa_malo_kavkazskomu_plenniku_tolstogo_ispolnilos_150_let
https://coollib.net/b/318253/image
https://stav.aif.ru/culture/person/muchitelnoe_i_horoshee_vremya_lev_tolstoy_o_svoey_zhizni_na_kavkaze

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация по литературе на тему "Лев Николаевич Толстой. "Кавказский пленник" (5 класс)" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация