Презентация "Визуальная поддержка обучающихся с РАС"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 51
Презентация для классов "Презентация "Визуальная поддержка обучающихся с РАС"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Введение в прикладной анализ поведения:
Методы визуальной поддержки
Подопригорина Юлия
Педагог-психолог ресурсного класса
МБОУ гимназия им. А. Платонова
Визуальное расписание
Опирается на навык визуального восприятия, как самой сильной стороны людей с РАС.
Помогает снижать общий уровень тревожности и корректировать нежелательное поведение.
Помогает обучаться новым навыкам и расширять интересы.
Помогает упростить процедуру обобщения навыков.
Помогает развивать самостоятельность.
Увеличивает гибкость данного человека.
Расписание деятельности (визуальное или предметное расписание)
Цепочка поведения
Виды визуального расписания
С чего начать?
Прежде чем вводить визуальное расписание, важно убедиться, есть ли у ребенка необходимые навыки:
Ребенок различает картинки на общем фоне
Ребенок сопоставляет идентичные предметы
Ребенок сопоставляет предметы с картинками
Ребенок позволяет применять физические подсказки (разрешает до себя дотрагиваться)
Как подготовить визуальное расписание?
Для начала отбираем те задания, которые знакомы ребенку.
Выбираем задания, которые соответствуют возрасту ребенка, а также, действия, которые имеют окончание (конкретная последовательность).
Составляем короткое расписание (3-4 задания).
Выбор заданий
Как подготовить визуальное расписание?
Изображения только необходимых для задания материалов (лишние предметы и материалы могут отвлекать ребенка).
Однородный фон для изображенных материалов.
Изображение должно занимать почти все пространство картинки.
Следует расположить материалы таким образом, каким ребенок их видит при использовании.
Подготовка карточек
Как подготовить визуальное расписание?
Карточки с изображением действия/ задания
Лента-липучка/ магниты
Доска для крепления карточек.
Подготовка материалов
Как использовать визуальное расписание?
Ребенок указывает пальцем или переставляет в рабочую область карточку в расписании
Переходит к занятию, которое она символизирует.
После выполнения задания ребенок перемещает карточку в поле «выполнено» или проставляет метку о выполнении, также может переместить в кармашек «сделано» и т.п.
Как это работает?
Определяется целевое поведение, и педагог выдает жетоны, когда ребенок демонстрирует заданное целевое поведение. Жетоны обмениваются на определенное подкрепление в назначенное время.
Что такое жетоны?
Жетонная система поощрений- это система предоставления положительного подкрепления ребенку за проявление желаемого поведения или выполнение заданий.
Какие-то маленькие предметы, которые можно сосчитать, очень часто в сочетании с дощечкой или другой поверхностью, на которой можно их разместить.
Важное для ребенка отсроченное поощрение, которое можно предоставить ребенку сразу же, когда будет собрано нужное количество жетонов.
Четкое определение поведения, за которое ребенок будет получать жетон.
Экономика жетонов
Что можно использовать в качестве жетонов?
Наклейки со смайлами или магниты для доки
Заламинированные карточки с любимыми персонажами
Буквы, из которых можно оставить имя ребенка
Разрезанное на несколько частей изображения поощрения
Части самого поощрения (рельсы от железной дороги)
Некоторым детям достаточно рассказать, что такое система жетонов, за что он будет получать жетон, сколько жетонов ему нужно собрать, и на какие поощрения он сможет их обменять.
Сочетание каждого жетона с каким-нибудь ощутимым поощрением на первых порах. Для этого каждый раз поощряйте ребенка жетоном и прямым поощрением одновременно. А когда он соберет нужное количество жетонов, предоставьте ему другое, более значимое поощрение.
Как научить пользоваться жетонами?
Не позволяйте ребенку оставаться «банкротом» без возможности заработать больше усилителей.
Не оставляйте действующую систему без изменений.
Не забывайте придерживаться системы подкреплений.
Не устанавливайте слишком сложных задач или слишком много целевых поведений.
Не делайте стоимость усилителя недостижимой.
Не рекомендуется!
Зачем?
Как вести себя в социальных ситуациях.
Для освоения нового распорядка дня, новых занятий.
Как реагировать на различные чувства, такие как злость и фрустрацию.
Социальная история
Метод визуальной поддержки, позволяющий лицам с ОВЗ лучше понимать контекст социальных ситуаций, а также обучающий навыкам взаимодействия с другими людьми социально приемлемым образом
Социальная история описывает самого ребенка. Он главный герой этой истории.
Социальная история пишется от 1-го и 3-го лица и используется настоящее имя и возраст ребенка.
Социальная история всегда имеет положительный оттенок
Социальная история использует определённые типы предложений.
Уникальность социальной истории
Человек слушает и «читает» историю один раз в день.
Когда у человека с аутизмом развивается навык, описанный в социальной истории, можно постепенно уменьшать ее применение.
Это можно сделать, уменьшив количество раз в неделю, когда история читается, а затем напоминать об истории только раз в месяц или по необходимости.
Другой способ уменьшения применения – переписывать историю, постепенно убирая из нее директивные предложения.
Как использовать социальные истории
Зачем?
Видеомоделирование эффективно для развития коммуникативных, социальных, академических/познавательных и игровых навыков.
Может быть эффективно для решения поведенческих проблем (недостаточно исследований об использовании видеомоделирования в данной области).
Видеомоделинг
Это метод обучения, в котором используется видеозапись и демонстрационное оборудование, создающие визуальную модель желательного поведения или навыка.
Ученик смотрит, как модель демонстрирует навыки.
После просмотра ученик начинает имитировать поведение из видео. Навыки могут быть либо новыми либо заменяющими существующие поведения.
Ученик затем начинает обобщать и использовать эти навыки в своей повседневной жизни. Обычно для этого требуется вмешательство и практика в естественных условиях.
Принцип работы
Как заправлять кровать, как выносить мусор, накрывать на стол, ставить посуду в посудомойку, развешивать белье, пылесосить и подметать.
Играть на пианино простые мелодии.
Как делать зарядку, как танцевать, как кувыркаться и стоять на голове.
Печатать на компьютере слова в Word.
И многому другому…
Чему можно обучать?