Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 44
Презентация для классов "Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Основные принципы дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Основные принципы дошкольного образования:
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Новая организация образовательного процесса позволяет существенно сместить акцент в сторону развития детской инициативы и самостоятельности. По форме участия взрослого все виды детской активности можно условно классифицировать следующим образом: взрослый организует (занятия, кружки, секции); взрослый помогает (обогащенные игры в центрах активности); взрослый создает условия для самореализации (проектная деятельность); взрослый участвует в процессе наравне с детьми (событийная деятельность, образовательное событие); взрослый не вмешивается (свободная игра).
Организация образовательной деятельности (далее — ООД) в детском саду — ключевая обязанность воспитателя, зафиксированная в актуальной нормативной документации. Эта профессиональная функция предусматривает грамотное распределение образовательной нагрузки в течение дня с учетом возрастного и индивидуального фактора, применение диагностических и корректирующих мер, осуществление самооанализа и поиска путей по улучшению ежедневной воспитательной работы, взаимодействие с родителями воспитанников и социальными партнерами детского сада.
Стандарт второго поколения предусматривает необходимость правильной организации учебно-воспитательной работы, способствующей гармоничному развитию детей. Для достижения этой цели рекомендован отказ от проведения занятий в традиционной форме, включающей целевую учебную деятельность, создание условий для масштабной игровой активности, использование в педагогической практике эффективных новаторских приемов и средств: ИКТ, метода проектов, экспериментаторства, моделирования проблемно-обучающих ситуаций. Таким образом, ООД в ДОУ по ФГОС должно логично объединить дидактическую функцию и совместную деятельность воспитателя с дошкольниками, к которым не должны предъявляться жесткие требования и нормативы.
Подготовка воспитателя к занятиям.
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трѐх этапов:
Планирование занятий;
Подготовка оборудования;
Подготовка детей к занятию.
Планирование занятий:
Отобрать программное содержание, наметить методы и приѐмы, детально продумать ход занятия.
Составить план – конспект, который включает в себя:
-программное содержание (образовательные задачи);
-оборудование;
-предварительную работу с детьми (если необходимо);
-ход занятия и методические приѐмы.
Подготовка оборудования:
Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).
При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать
самый короткий и безопасный маршрут.
Подготовка детей к занятиям
Создание интереса к предстоящей работе
Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
Организация работы дежурных по подготовке к занятию
Вводная часть
1. Вовлечение детей в деятельность
Главная цель данного этапа ООД – переключение или привлечение внимания детей.
Для привлечение внимания детей педагог может использовать различные методы:
педагог может в устной форме ненавязчиво предложить детям чем-нибудь заняться
необычное поведение педагога:
- создаетинтригу (подождите, после зарядки скажу; не смотрите,
- делает в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не
мешать (смотреть пристально в окно, играть с помощником
воспитателя в шашки и др.)
•
•
после завтрака покажу)
педагог может использовать «эффект неожиданности» (сюрприз)
заранееспланированнаяситуация(договоритьсясродителями,одетьдетейвочто-тоопределенного цвета).
Вводная часть. 2.Мотивация
Цель данного этапа ООД - создать условия увлеченности, направить усилия детей на
осознанное освоение и приобретение знаний и умений
Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель
первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом
предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)
«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можемпомочь
бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание
помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.
ВАЖНО ПОМНИТЬ
сюрпризный момент
привлекает внимание,
поднимает настроение
метод мотивации
побуждает к деятельности,
создает условия увлеченности
Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:
Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребѐнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.
Средняя группа – можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.
Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра- соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребѐнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Триединая задача занятия:
Образовательная: повышать уровень развития ребенка
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Вводная часть 3. Целеполагание (Целевая установка)
Цель данного этапа ООД – четко определить с детьми образ желаемого результата.
помогает детям
сформулировать цель
деятельности
Педагог
формулирует цель
самостоятельно
с учетом личного опыта детей
При постановке целей важно учитывать следующее:
Целидолжныбытьсформулированынастолькоконкретно,чтобыможнобылочѐтко определить, достигнуты они или нет.
Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими.
Вводная часть
4. Проектирование решений проблемной ситуации
ЦельданногоэтапаООД–созданиеусловийдлясамостоятельного определения детьми различных вариантов решения проблемы
равноправные участники
деятельности
дети
педагог
выдвигают различные варианты решения проблемы («Что сделать?»)
принимает любые ответы детей, не оценивая их,
предлагает свою идею для детской критики;
создает ситуацию, при которой дети могут осуществить самостоятельный
выбор того или иного варианта решения проблемы.
Основная часть
5. Выполнение действий
Цельданногоэтапазанятия–достижениецеличерезсовместнуюи самостоятельную умственную и практическую деятельность.
Данный этап НОД включает:
Актуализацию ранее приобретенных знаний
Добывание (сообщение и приятие) нового знания (не менее 20%)
Самостоятельную деятельность детей по закреплению нового знания
В процессе деятельности педагог:
методы обучения
исподволь «задает» развивающее содержание;
для повышения эффективности и поддержания интереса к деятельности использует разнообразные
(практические, наглядные, словесные, игровые);
создает условия для осмысления детьми каждого шага (спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?»);
поощряет содержательное общение;
провоцирует обсуждение возникающих проблем;
учит детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»;
осуществляетиндивидуализациюобучения-минимальнаяпомощь,советы,напоминания,наводящиевопросы,показ, дополнительное объяснение и др.
Заключительная часть
6. Анализ результатов деятельности
Цель данного этапа ООД - сопоставление результата деятельности с целью.
педагог
Заключительная часть
7. Подведение итогов
На данном этапе ООД педагог:
высказывает одобрение по поводу дружной работы детей,
находит, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)
В чем минусы традиционного конспекта ООД
Заставляет воспитателя четко следовать сценарию
Препятствует свободному общению с детьми
Требует много времени на оформление
Имеет большой объем
Что требует ФГОС ДО
Ребенок – это субъект образовательной деятельности
ООД в форме
совместной партнерской деятельности
взрослого с детьми
Чем план-модель отличается отконспекта ООД
Не ограничивает воспитателя и детей в импровизации
и свободном общении
Занимает от 2/3 до 1 страницы
Легко запоминается
Позволяет быстрее подготовиться к образовательной деятельности
Структура плана-модели НОД
1
Мотивация
2
Целеполагание
3
Совместная работа с детьми
4
Самостоятельная работа детей
5
Рефлексия
Вызвать у детей интерес к образовательной деятельности помогут:
Творческий подход воспитателя
к НОД
Разнообразие Разнообразие видов деятельности
Эффектное, мотивирующее начало НОД
Мотивация
Пример целеполагания ООД
Ситуация
Воспитатель организует исследовательскую деятельность, чтобы расширить представлений детей об объекте или явлении.
Но дошкольники не могут работать совместно: они конфликтуют, отвлекаются
Цель ООД
Организовать образовательную ситуацию, которая научит детей общаться
в ходе продуктивной деятельности (аппликации) и не конфликтовать
Задачи
Повторить правила совместной работы.
Организовать работу
в группах посредством свободного выбора партнеров
по деятельности.
Побуждать детей соблюдать правила совместной работы
на протяжении всей деятельности.
Предоставить возможность обсудить и оценить ход совместной деятельности
и взаимодействие в группе
Что такое ключевые вопросы
Несколько связанных между собой вопросов, которые побуждают детей к диалогу, заставляют думать, рассуждать, действовать
Имеют краткие, четкие
и понятные детям формулировки
Количество в ходе НОД –
4–5 вопросов, иногда больше
Виды вопросов
Мотивирующие
Направляющие
Проблемные
Оценочно-рефлексивные
На каждой НОД обязательно должны быть открытые вопросы,
которые подразумевают развернутые ответы и их разные варианты
Важно
Самостоятельная
работа
Есть
Отразить этап
в плане-моделе НОД
Провести индивидуальную работу с детьми, которым необходима помощь
Продолжить диалог со всеми воспитанниками по теме НОД
Дать дополнительную информацию
Нет
Этап в плане-моделе НОД не отражать
Совместная и самостоятельная работа
Этапы совместной и самостоятельной работы предусматривают
ситуацию выбора: материалов, вида активности, партнера по деятельности
и общению.
Этап самостоятельной работы детей
План-модель ООД на тему
«Всякий труд почетен»
Возрастная группа: старшая.
Цель: воспитывать у детей уважение к людям, которые работают в детском саду,
и их труду.
Задачи:
уточнить представления детей о профессиях сотрудников детского сада;
обратить внимание на особенности этих профессий, показать, чем они интересны;
создать ситуацию, в которой дети проявят доброжелательность, выразят благодарность и уважение по отношению к сотрудникам детского сада;
подвести к выводу о том, что все профессии важны.
Пример 1
План-модель ООД на тему
«Зачем зайцу длинные уши?»
Возрастная группа: подготовительная.
Цель: формировать у детей умение задавать вопросы в познавательных целях
и экспериментальным путем находить на них ответы.
Задачи:
продолжить работу со схемами-пиктограммами для формулирования вопросов
и оформления выводов;
провести опыты, которые продемонстрируют функции заячьего уха;
зафиксировать в листе наблюдения, как формируется у воспитанников группы умение задавать вопросы в познавательных целях.
Пример 2
Нужно ли совсем отказываться
от конспектов и технологических карт ООД
Развернутый конспект ООД поможет:
Представить
свою работу
на профессиональном конкурсе
Транслировать опыт
на страницах профессионального издании
Технологическая карта поможет:
Лучше понять структуру педагогической деятельности
(особенно важно
для молодых педагогов)
При освоении новых образовательных технологий
Возрастные этапы оценки:
Младший возраст – указывая ребѐнку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно
подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создаѐт для игрового персонажа. ( Ребѐнок нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайки может сказать, что ему страшно сидеть в темноте.) В этом возрасте оценка идѐт по ходу непосредственно образовательной деятельности, а не в конце. При этом и замечания, и подсказки (как исправить) должны исходить не от педагога, а от игрового персонажа (зайчонок, а не воспитатель просит малыша нарисовать окна в домике). С детьми, которые выполнили
задание раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы (по учебному и игровому содержанию непосредственно образовательной деятельности, беседу желательно строить как разговор двух игровых персонажей, зайчонок и зайчиха).
Возрастные этапы оценки:
Средний возраст – ребѐнок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств.
Принимая определѐнную роль и действуя в ней (в роли зайчика ребѐнок строит себе дом), ребѐнок
спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике как к напоминанию выполнять определѐнные правила игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.
Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребѐнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребѐнок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Заключительная часть
8. Определение перспективы дальнейшей деятельности
педагог
дети
совместно обсуждают возможности использования результата деятельности, в том числе приобретенных новых знаний, в дальнейшем
изготовление книги, стенгазеты, коллажа;
фоторепортаж;
запись интервью;
использование изготовленных поделок в самостоятельной игровой деятельности;
сочинение загадок;
составление тематического альбома (в том числе с
привлечением родителей) и др.
Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО
Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)
Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)
Соблюдение структуры занятия:
Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО
В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные
проблемно-поисковые ситуации.
После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование
В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)
На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов.
Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом».
Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»
Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии).
Например, на занятии по познавательному развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку» воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т.д.
Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО
Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).
Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.).
Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см.пункт выше)
Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.
Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.
5.Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)
«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.
Таким образом, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО.
Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МОТИВАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ ТИПА:
достань подарок (например, заранее приготовленные подарки находятся «под замками»; на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить);
помоги герою;
решение бытовых вопросов;
путешествие (важно никого не «потерять», обращаем внимание на взаимопомощь);
соревнование (только для 5−6-летних детей, зачет командный, обращаем внимание на взаимопомощь).
Поиск выхода из затруднительной ситуации (Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как будем делать? )
Требования к современному занятию в ДОУ:
Указать тему занятия (с учетом возрастных особенностей детей).
Указать тип, вид занятия.
Четко определить развивающие, учебные и воспитательные задачи.
Начало занятия делать интригующим, интересным, необычным.
Обязательная игровая форма проведения занятия.
Четкая мотивация занятия.
Рациональное использование времени на занятии, помещения группы, смены видов деятельности детей.
Обеспечить эффективность использования на каждом занятии новейших технологий, методологии ТРИЗ; отказаться в САДИКЕ от занятий-уроков, как в школе.