Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Разработка рекомендаций по постановке и автоматизации глухих фрикативных С,Ш,Х обучающихся с нарушением слуха

Разработка рекомендаций по постановке и автоматизации глухих фрикативных С,Ш,Х обучающихся с нарушением слуха

Разработка рекомендаций по постановке и автоматизации глухих фрикативных С,Ш,Х обучающихся с нарушением слуха - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Разработка рекомендаций по постановке и автоматизации глухих фрикативных С,Ш,Х обучающихся с нарушением слуха:
Cкачать презентацию: Разработка рекомендаций по постановке и автоматизации глухих фрикативных С,Ш,Х обучающихся с нарушением слуха

Презентация для классов "Разработка рекомендаций по постановке и автоматизации глухих фрикативных С,Ш,Х обучающихся с нарушением слуха" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Учебно-методическое пособие по постановке и автоматизации глухих фрикативных С,Ш,Х обучающихся с нар
1 слайд

Учебно-методическое пособие по постановке и автоматизации глухих фрикативных С,Ш,Х обучающихся с нарушением слуха.

Разработал: Учитель индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Баранова Г.Т.

Последовательность работы над звуками речи.<br>Характеристика артикуляции звука и его доступности зр
2 слайд

Последовательность работы над звуками речи.
Характеристика артикуляции звука и его доступности зрительному, тактильно-вибрационному и слуховому( при остатках слуха) восприятию глухого;
Приемы постановки данного звука;
Наиболее распространенные дефекты произношения данного звука;
Приемы коррекции дефектов произношения.

3 слайд

Приёмы постановки звука С.<br><br>1. На основе слухового подражания (появляется сравнительно редко).
4 слайд

Приёмы постановки звука С.

1. На основе слухового подражания (появляется сравнительно редко).
2. На основе слухо-зрительного подражания. Перед зеркалом показать положение языка, затем сблизить зубы и длительно произнести С, одновременно с тактильным контролем ( поднести руку ребёнка между ртом и подбородком). Струя холодного воздуха направлена косо вниз.
3. Поэтапное формирование артикуляции звука: - межгубная артикуляция; - межзубная артикуляция; - нормальная (зазубная) артикуляция.

Приёмы постановки звука Ш.<br><br>1. На основе слухового подражания (при значительных остатках слуха
5 слайд

Приёмы постановки звука Ш.

1. На основе слухового подражания (при значительных остатках слуха).
2. На основе слухо-зрительного подражания. Учитель перед зеркалом показывает образец положения губ и языка. Тактильные ощущения: обильная тёплая струя воздуха, направленная косо вниз.
3. Механическим способом с использованием шпателя или зонда от звуков С (с помощью зонда поднять язык вверх), Р (остановить вибрацию языка).
Применение зонда.

Приёмы постановки звука Х.<br><br>1. На основе подражания. При произнесении звука видно (неясно) пол
6 слайд

Приёмы постановки звука Х.

1. На основе подражания. При произнесении звука видно (неясно) положение языка. При тактильном контроле ученик ощущает отсутствие голоса, струю выдыхаемого воздуха. Важное условие-сопоставление артикуляции учителя и ученика перед зеркалом.
2. Механическим способом от звука С с использованием шпателя или зонда. Протяжное произнесение С____ , затем с помощью шпателя или зонда продвижение языка вглубь ротовой полости. Получается вначале ХЯ, затем чистое ХА.

Звуки С, Ш, Х сходны друг с другом:<br><br>1) по отсутствию голоса – все они воспроизводятся при рас
7 слайд

Звуки С, Ш, Х сходны друг с другом:

1) по отсутствию голоса – все они воспроизводятся при раскрытых голосовых складках;
2) по способу артикуляции – все они фрикативные, выдыхаемый воздух выходит через образованную между языком и небом щель;
3) по отсутствию палатализации – все эти звуки относятся к твердым согласным.
Отличаются эти звуки по месту артикуляции; щель образуется в разных частях ротовой полости: при произнесении звука С она расположена между спинкой языка и альвеолами верхних резцов, при произнесении Ш – в передней части неба (за альвеолами), а при артикуляции Х – на границе твердого и мягкого неба

8 слайд

Боковая артикуляция.<br><br>Вместо звуков С, Ш, Х слышится ЛЬ.<br>Дефект очень грубый.<br>Пример: со
9 слайд

Боковая артикуляция.

Вместо звуков С, Ш, Х слышится ЛЬ.
Дефект очень грубый.
Пример: собака – льобака шапка – льапка ухо – ульо
Причина: неправильное положение языка. Язык не прилегает боковыми краями к коренным зубам, остаются щели через которые проходит воздух.
Формирование правильной артикуляции необходимо начинать с самого начала, постановки звуков

Сонантность.<br><br> При таком дефекте вместо звуков С, Ш, Х слышится гласный И или Ы. Самый грубый
10 слайд

Сонантность.

При таком дефекте вместо звуков С, Ш, Х слышится гласный И или Ы. Самый грубый дефект воспроизведения звуков. Дефект стойкий. Устраняется в первую очередь.
Пример: восемь – войэм карандаш – карандайи сахар – йайар
Причина: подобная артикуляция возникает вследствие смыкания и вибрации голосовых связок (наличие голоса) и недостаточной узкой щели (нет шума, свиста, свойственных свистящих и шипящих
При устранении дефекта в первую очередь проводится коррекция звука С.
Использование слухового контроля для сопоставления звукосочетаний СА – ЙА. 3. Поэтапная постановка звука С. 4. Введение замены звуков Ш на С, Х на К


Вместо звуков С – З, Ш – Ж, Х – Y (украинское Г).<br>Пример: восемь – воземь шар – жар хорошо – Y ор
11 слайд

Вместо звуков С – З, Ш – Ж, Х – Y (украинское Г).
Пример: восемь – воземь шар – жар хорошо – Y орожо
Причина: неправильное участие голоса в артикуляции.
При устранении дефекта используются: 1. Слуховой контроль. 2. Приёмы сопоставления. 3. Тактильно-вибрационный контроль (струя выдыхаемого воздуха сильная, вибрация гортани отсутствует

4. Смягчение.<br>Звук С.<br>Причины . 1.Чрезмерный подъём языка (палатализация). Встречается редко.<
12 слайд

4. Смягчение.
Звук С.
Причины . 1.Чрезмерный подъём языка (палатализация). Встречается редко.
Пример: лиса – лися класс – клась
Исправлять дефект необходимо, прибегая к межгубной и межзубной артикуляции.
2. Позиционное смягчение, обусловленное передней артикуляцией последующих гласных О, У.
Пример: соль – сёль суп – сюп
Необходима коррекция гласных звуков

Звук Ш.<br><br>Причины . 1. Язык придвинут к передним резцам (щель образуется не у альвеол, а у зубо
13 слайд

Звук Ш.

Причины . 1. Язык придвинут к передним резцам (щель образуется не у альвеол, а у зубов). Дефект негрубый. 2. Язык находится в нижней позиции.
Нарушения по месту артикуляции.
Пример: шапка – шяпка шуба – шюба
1. Дефект исправляется путём показа позиции языка перед зеркалом или движением руки. В трудных случаях с помощью шпателя или зонда. 2. Проводить работу по формированию правильной верхней артикуляции звука Ш.

Звук Х.<br><br>Причины . 1. Перемещение языка вперёд, при котором щель образуется не на границе твёр
14 слайд

Звук Х.

Причины . 1. Перемещение языка вперёд, при котором щель образуется не на границе твёрдого и мягкого нёба, а ближе к зубам.
2. Не закончен процесс постановки звука Х.
Дефект негрубый.
Исправляется двумя способами: - по подражанию на основе слухового восприятия (различия между Х_____ и ХЬ_____ многие глухие улавливают) и зрительного образца положения языка; - механически с помощью шпателя

 Далёкая артикуляция.<br><br>Причина: перемещение языка в глубь ротовой полости. Дефект сопряжён с м
15 слайд

Далёкая артикуляция.

Причина: перемещение языка в глубь ротовой полости. Дефект сопряжён с местом артикуляции.
Пример: собака – шябака нос – ношь шуба – хуба карандаш – карандах
Вместо звука Х слышится глубокое, горловое, храпящее Х.
Дефект звука С исправляется по подражанию или путём поэтапной постановки звука. Дефект звука Ш исправляется путём сопоставления нормального и далёкого положения языка перед зеркалом, приблизив его к верхним резцам, а затем отодвинуть язык к альвеолам. Рекомендуется подключить слуховой контроль. Звук Х – постановка звука механическим способом

6. Лабиализованное С на месте звуков Ш, Х.<br><br>Причина: незаконченная постановка звуков Ш, Х.<br>
16 слайд

6. Лабиализованное С на месте звуков Ш, Х.

Причина: незаконченная постановка звуков Ш, Х.
Пример: шар – сар шапка – сапка холодно – солодно
Исправление дефекта начинать с возобновления работы по постановке звуков Ш, Х

Призубность. Звук С.<br><br>Причины . 1. Передний край языка недостаточно «утоплен» за нижние резцы
17 слайд

Призубность. Звук С.

Причины . 1. Передний край языка недостаточно «утоплен» за нижние резцы и закрывает щель между верхними и нижними резцами. 2. Неправильный прикус.
Исправляется дефект достаточно легко на основе подражания с опорой на зрительный образец правильной артикуляции или с помощью зонда.
Полезно показать положение языка кистями рук. Закрепление правильной артикуляции требует длительного времени.

 Щёчное Ш.<br><br>Вместо звука Ш слышен Ф или ослабленный Ш. Дефект грубый.<br>Причина: язык не прин
18 слайд

Щёчное Ш.

Вместо звука Ш слышен Ф или ослабленный Ш. Дефект грубый.
Причина: язык не принимает участия в артикуляции, щель образуется между выдвинутой нижней губой и верхними резцами, или верхними и нижними резцами. Часто раздуваются щёки.
Работу по исправлению дефекта необходимо начинать заново с постановки звука

9. Замена фрикативного Х на взрывной К.<br>Причина: между языком и нёбом образуется не щель, а смычк
19 слайд

9. Замена фрикативного Х на взрывной К.
Причина: между языком и нёбом образуется не щель, а смычка. Нарушение по способу артикуляции.
При исправлении дефекта используется приём сопоставления звуков К и Х в слогах особенно между гласными. Используется слуховой и тактильный контроль ( поднесение ладони руки к ротовой полости для ощущения разницы струи воздуха).
10. Выдох на месте звуков С, Ш, Х.
Работу по исправлению дефекта необходимо начинать заново с постановки звуков

Последовательность упражнений при закреплении правильного навыка воспроизведения звуков на примере з
20 слайд

Последовательность упражнений при закреплении правильного навыка воспроизведения звуков на примере звука С.

1. Протяжное произнесение изолированного звука.
С_____
2. Начальная позиция перед гласными. СА_____ СА
Самолёт.
3.Конечная позиция. С_____ АС_____ АС
Класс.
4.Позиция между гласными. С_____ АС_____А АСА
Масса.
5. Звук С в стечении с согласными. АС_____ПА АС_____ТА
Спасибо.
6. Звук С в рядах слогов.
Саса саСА Сасаса саСАса сасаСА
7. Сопоставление согласных (дифференциация звуков)

Отзывы на uchebniki.org.ua "Разработка рекомендаций по постановке и автоматизации глухих фрикативных С,Ш,Х обучающихся с нарушением слуха" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация