Презентация "Символизм в русской живописи. Михаил Врубель"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 33
Презентация для классов "Презентация "Символизм в русской живописи. Михаил Врубель"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств.
В 1874 году окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе.
Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры, и потому после гимназии 18-летний Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.
Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) — достаточно посмотреть на его первые акварели — «Введение во храм» и «Пирующие римляне».
В 1884 году профессор А. В. Прахов по рекомендации П. П. Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Для мраморного иконостаса храма Врубель написал иконы «Богоматерь c Младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Кроме того он создал и настенные росписи.
Были выполнены эскизы для Владимирского собора, однако Врубель так и не приступил к росписи (ранее он выполнил для собора лишь некоторые орнаменты). Работы в Киеве с перерывами продолжались до 1889 года.
Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию он продолжает работы в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину “Девочка на фоне персидского ковра” (1886), живописная материя которой проникнута духом печали.
В 1891-м году, к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель.
Дуэль Печорина с Грушницким
Именно рисунки Врубеля к лермонтовской поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути, к самому духу поэзии Лермонтова. Без этих иллюстраций Врубеля цель издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута.
Демон летящий. Черная акварель.
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
пред ним теснилися толпой
"Не плачь, дитя! не плачь напрасно!
Твоя слеза на труп безгласный Живой росой не упадет:
Она лишь взор туманит ясный. Ланиты девственные жжет!
Он далеко, он не узнает,
Не оценит тоски твоей; Небесный свет теперь ласкает Бесплотный взор его очей;
Он слышит райские напевы... Что жизни мелочные сны,
И стон и слезы бедной девы Для гостя райской стороны? Нет, жребий смертного творенья
Поверь мне, ангел мой земной, Не стоит одного мгновенья Твоей печали дорогой!
В «Пляске Тамары» Врубель мастерски передал сверкание восточного убранства и эмоциональное состояние героев одними лиши градациями светлых и темных тонов
Как пери спящая мила,
Она в гробу своём лежала,
Белей и чище покрывала
Был томный цвет её чела.
Навек опущены ресницы..
Но, кто б, о небо ! Не сказал,
Что взор под ними лишь дремал
И, чудный только ожидал
Иль поцелуя, иль денницы?
Но бесполезно луч дневной
Скользил по ним струей златой,
Напрасно их в немой печали
Уста родные целовали..
Нет! Смерти вечную печать
Ничто не в силах уж сорвать!
1. Панно «Фауст и Маргарита в саду», не вошло в оформление кабинета (ныне утрачено). 2. акварель «Гретхен с цветами»
Картина Врубеля «Гамлет и Офелия» была написана в 1884 во время его студенчества. Сейчас полотно хранится в Русском музее. На её основе Илья Репин предложил выполнить Врубелю более серьёзную картину. В созданных фигурах отобразил два разных характера и темперамента героев трагедии Шекспира
Особняк Морозова на Спиридоновке
В 1894 году получил заказ на оформление особняка Саввы Морозова. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работал вместе с самым значительным архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем.
М.А.Врубель участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Саввы Мамонтова, а в конце декабря 1895 вместе с труппой уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» Михаил познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой.
Портрет артисток Татьяны Любатович в роли Гензеля и Надежды Забелы
Супруги: Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель.
28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре: «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние».
Забела стала поистине его музой: её портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван — «Муза».
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. Фрагмент иллюстрации из книги Дмитриевой о художнике.
Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна- Лебедь»
Участие Врубеля в выставочной деятельности “Мира искусства” и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров — картины “Царевна-Лебедь”, “Сирень” (обе 1900), “Демон поверженный” (1902), “Шестикрылый серафим” (1904) и др.
В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на сказочные темы «Лель», «Волхова». «Купава».
Лель
Волхова
1. Портрет Надежды Забелы - Врубель. 1898;
2. Царевна Волхова, Надежда Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко» 1898
Принцесса Греза
Панно для Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки. Художественный павильон. Заказ Саввы Мамонтова. ГТГ
Пан. 1899
Из «Сказочного цикла» художника. Пан – в греческой мифологии – бог плодородия, покровитель пастухов и скотоводов. Пейзаж , вместо древнегреческого перенесён в среднюю полосу России, бог лесов изображен в виде лешего с флейтой в руке
Гадалка. 1885
Врубель гениально раскрыл внутренний мир «действующего лица», подчинив разбросанные на картине детали в одно гармоничное целое. Врубель особенно выделил глаза, словно давая понять, что глаза цыганки это и его глаза, глаза художника, который видит свое неутешительное будущее
Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец - Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни.
Роза в стакане 1904. Акварель, графитный карандаш
Натюрморт был написан во время лечения в клинике для умалишённых, куда Михаил Врубель попал после смерти единственного сына. В частной лечебнице доктора Ф. Усольцева произошло его последнее возвращение к жизни. Врубель стал есть и спать, прояснились мысли, он стал много и с прежней увлечённостью рисовать..
Шестикрылый серафим (Азраил) 1904
Написанию этой картины предшествовали трагические события в жизни художника. В марте 1092 года художник был впервые помещён в психиатрическую клинику, ему были запрещены свидания даже с самыми близкими людьми – женой и сестрой. 18 февраля 1903 Врубель вышел из клиники, но пребывал в глубокой депрессии. 3 мая 1903 года случилось несчастье – умер Саввочка – единственный ребёнок Врубелей.
После концерта Портрет Надежды Забелы Врубель у камина. 1905. Холст, пастель, уголь
Это был счастливый брак, он составлял для неё эскизы сценических костюмов, она всегда была рядом, не оставляя в дни тяжёлой болезни. Художник написал множество ее портретов и только этот остался незаконченным
Последняя картина, которую он смог написать — Портрет поэта В. Я. Брюсова. Валерий Брюсов – поэт – один из основоположников символизма. Михаил Врубель так описывает впечатление от портретируемого: «это очень интересное и симпатичное лицо: брюнет с темно-карими глазами, с бородкой и матовым бледным лицом: он мне напоминает южного славянина». Художник стремительно терял зрение, поэтому портрет остался незавершённым
14 апреля 1910 года Михаил Врубель умирает на руках своей жены Надежды Забелы. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.
Памятник художнику М.А. Врубелю – Омск
Выдающийся русский художник рубежа XIX—XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. В искусстве серебряного века Врубель сыграл огромную роль. В своем творчеством он отразил как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений.
ИСТОЧНИКИ
ВИКИПЕДИЯ. http://ru.wikipedia.org/wiki/
«Великие художники. Том 33. Михаил Александрович Врубель» (Автор текста - С. Королёва;
Презентация учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Довбня С.В.
Выполнила: Марковская Ю. Я. Преподаватель МБУ ДО «ОДШИ», г. Норильск , 2022
)