"Здоровье и образ жизни. Влияние факторов образа жизни на здоровье"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 79
Презентация для классов ""Здоровье и образ жизни. Влияние факторов образа жизни на здоровье"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Преподаватель: Лепаслаускайте Я.А.
Здоровье и образ жизни. Влияние факторов образа жизни на здоровье
Введение
Формирование здорового образа жизни населения, профилактика и контроль неинфекционных заболеваний являются одной из важнейших межотраслевых проблем развития Российской Федерации. Основные неинфекционные заболевания являются ведущей причиной временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения и оказывают выраженное негативное воздействие на социально-экономическое положение страны. В России смертность от основных неинфекционных заболеваний составляет 68,5 % от общей смертности населения, которая, несмотря на определенные успехи по ее снижению, остается на очень высоком уровне.
Введение
Основной причиной высокой частоты развития неинфекционных заболеваний является большая распространенность предотвратимых факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (употребление табака, нерациональный характер питания, недостаточная физическая активность, пагубное употребление алкоголя), воздействие факторов среды обитания, жизни и деятельности человека, негативно влияющих на здоровье (загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы, нарушение технических условий, санитарных норм и правил жилищного строительства, градостроительства, производства и реализации продуктов питания и товаров народного потребления, наличие небезопасных условий труда, рост социально обездоленных и бедных слоев населения).
Введение
Увеличение числа граждан, приверженных здоровому образу жизни, создание для этого необходимых условий, снижение факторов среды обитания, негативно влияющих на здоровье, а также коррекция поведенческих факторов риска и снижение распространенности избыточной массы тела, ожирения, артериальной гипертонии, нарушений жирового и углеводного обмена приводят к существенному снижению индивидуального и популяционного риска неинфекционных заболеваний и в итоге к снижению смертности населения.
Объективный показатель состояния здоровья человека – его физическое развитие, под которым понимается комплекс морфологических и функциональных характеристик организма: размеры, форма, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил
Введение
Основы физического развития закладываются в период внутриутробного развития, однако природно-климатические, социально-экономические, экологические факторы, жизненные стереотипы, имеющие место в последующие периоды жизни, определяют различия в физическом развитии людей разных национальностей, проживающих в различных экономико-географических зонах.
Основные показатели индивидуального здоровья человека:
- гармоничность физического и нервно-психического развития;
- наличие или отсутствие хронического заболевания;
- уровень функционирования и резервные возможности органов и систем организма;
- уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма
Выделяют следующие составляющие здоровья человека:
Физическая составляющая здоровья- состояние органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма (сердечно-сосудистая, дыхательная, костно-мышечная, нервная, пищеварения, мочеполовая и т.п.), а также состояние биоэнергетики организма.
Психоэмоциональное здоровье- способность адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, сознательно управлять своим эмоциональным состоянием, благодаря чему человек способен эффективно противостоять стрессогенным нагрузкам, находить безопасные выходы для негативных эмоций.
Интеллектуальное развитие человека определяет уровень созидательной активности в различных областях научной и творческой деятельности.
Социальная составляющая здоровья личности определяется местом человека в социуме, характером его взаимодействия с обществом, родными и близкими.
Профессиональная составляющая здоровья определяется трудовой деятельностью. Чем выше уровень профессионализма человека, тем выше и требования, предъявляемые к работе.
Духовное развитие человека определяет жизненные ценности человека.
Однако для полноценного здоровья необходимы оптимальные взаимоотношения человека с окружающей средой. В частности, человеку важно знать, в каких условиях он живет, работает и отдыхает (электромагнитные излучения, уровень загрязнения воздуха и питьевой воды, наличие геоаномальных зон), иметь возможность снизить их неблагоприятное воздействие. Именно поэтому очевидна целесообразность определения экологии каждого жилища, рабочего места, региона проживания и маркеров экологического неблагополучия по данным оценки состояния.
Здоровье формируется под влиянием следующих факторов:
- эндогенных (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки);
- природно-климатических (климат, рельеф местности, реки, моря, леса);
- социально-экономических (уровень экономического развития общества, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание)
Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и, наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.
Огромное значение имеет самосохранительное поведение человека – отношение людей к своему здоровью и здоровью своих близких, предполагающее следование принципам здорового образа жизни
Понятие «здоровый образ жизни» охватывает основные формы деятельности людей. Ю.П. Лисицын, опираясь на классификации И.В. Бестужева-Лады, выделяет в образе жизни четыре категории.
1) Уровень жизни – определяется как структура доходов на человека;
2)Качество жизни – измеряются параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека;
3) Стиль жизни – характеризует психологические и индивидуальные особенности поведения;
4) Уклад жизни – национально-общественный порядок жизни, быт и культура
Понятие «качество жизни» непосредственно связано с самооценкой уровня собственного здоровья. В современной медицине широко используется термин «качество жизни, связанное со здоровьем».
В настоящее время ВОЗ разработаны следующие критерии оценки качества жизни, обусловленного здоровьем:
физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых);
психологические (эмоции, уровень когнитивных функций, самооценка);
- уровень независимости (повседневная активность, работоспособность);
общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность);
окружающая среда (безопасность, экология, обеспеченность, доступность и качество медицинской помощи, информации, возможность обучения, быт).
Образ жизни
Образ жизни – это ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья и рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека.
В структуру образа жизни, с его медико-социальной характеристикой входят:
1) Трудовая деятельность и условия труда;
2) Хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и т.д.);
3) Рекреационная деятельность – направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;
4) Социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);
5) Планирование семьи и взаимоотношение членов семьи;
6) Формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) Медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).
Медицинская активность
Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях.
Медицинская (медико-социальная) активность включает наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам.
Повышение уровня медицинской активности и грамотности населения – важнейшая задача медицинских работников. Важной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни – это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижения активного долголетия.
Здоровый образ жизни - осознанная мотивированная деятельность человека, направленная на предупреждение срыва адаптации путем исключения или уменьшения воздействия вредных факторов среды и увеличения специфической и неспецифической резистентности организма, увеличения резервов организма путем тренировки.
В настоящее время здоровый образ жизни становится все более актуальным способом сохранения и укрепления здоровья индивидуума и его потомства, а следовательно, всего населения в целом. Уровень здоровья индивидуума определяется воздействием самых разных факторов, среди которых важнейшие - питание, физическая активность, полноценный отдых, умение противостоять стрессам, отсутствие вредных привычек, разумный режим труда и активный отдых, рациональное питание, достаточный сон, использование для оздоровления природных факторов.
Образовательно-просветительские мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни
Вклад профилактических мероприятий, направленных на уменьшение распространенности факторов риска, обуславливает не менее 50% успеха значимого снижения смертности населения. В связи с этим обязательным условием обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья на долгосрочную перспективу является усиление профилактической направленности действий всех ветвей власти, секторов, слоев и структур общества с ориентацией на сохранение здоровья человека на протяжении всей его жизни во всех сферах его деятельности.
Большая значимость, обязательность и приоритетность мер формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний являются основанием для разработки соответствующего стратегического документа – Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний.
Основные положения настоящей Стратегии учитывают рекомендации и руководящие принципы основополагающих стратегических и политических документов ВОЗ по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний:
всеобщий охват доступными и эффективными мерами профилактики и контроля
неинфекционных заболеваний на популяционном и индивидуальном уровне;
охват всего жизненного цикла человека, всех сфер его деятельности;
межсекторальный характер деятельности в достижении основных целей;
согласованность действия на национальном и международном уровне;
международное сотрудничество и солидарность; использование стратегий и технологий, основанных на фактических данных об их эффективности;
исключение реальных, предполагаемых или потенциальных конфликтов интересов, неравенства граждан и социальных слоев общества; соблюдение прав человека и принципа справедливости;
расширение прав граждан, трудовых коллективов и общественных объединений.
Образовательно-просветительские мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни
За основу Стратегии приняты Глобальный план действий ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбы с ними на 2013-2020 годы, План действий ВОЗ по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями в Европейском регионе на 2016–2025 годы, материалы Московской министерской конференции (2011), Резолюция А/RES/68/300 совещания высокого уровня Генеральной ассамблеи ООН по неинфекционным заболеваниям (Нью-Йорк, 2014) и рекомендации других документов ВОЗ, направленных на согласованные и координированные действия для достижения девяти добровольных глобальных целей, в том числе цели относительного сокращения преждевременной смертности от четырёх основных групп неинфекционных заболеваний на 25% к 2025 году в контексте Европейской политики Здоровье2020, а также принятых в 2015 г. Генеральной Ассамблеей ООН 17 целей устойчивого развития до 2030 г., в число которых входит обеспечение здорового образа жизни и снижение смертности от неинфекционных заболеваний.
Образовательно-просветительские мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни
Для разработки и реализации Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года сформирована достаточная нормативно-правовая база:
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака";
«Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года»;
«Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года» и план мероприятий по ее реализации;
«Информационно-коммуникационная стратегия по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года»;
«Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года»;
«Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
Подпрограмма № 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года;
Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 -2020 годы.
Все образовательные и просветительские мероприятия проводятся регламентировано, должны быть разработаны специальные программы, направленные на формирование ЗОЖ и укрепление здоровья. Как упоминалось выше, программа профилактики должна начинаться с анализа ситуации в регионе и постановки задач, за которыми следуют поэтапное внедрение, предварительная оценка эффективности и, при необходимости, коррекция программы с последующим ее широким внедрением.
Для снижения распространенности курения и избыточного потребления алкоголя необходимы комплексные подходы, направленные как на первичную профилактику (на предотвращение начала), так и на помощь в отказе от курения и реабилитации наркозависимых. Подходы по контролю могут быть ориентированы как на все население (популяционный уровень), так и на индивидуальную работу с населением.
Образовательно-просветительские мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни
Заболеваемость
Для характеристики здоровья населения используются 3 группы показателей: демографические, физическое состояние, заболеваемость.
Заболеваемость – один из важнейших разделов статистических исследований здоровья населения в целом и его отдельных групп (возрастно-половых, профессиональных и пр.).
Под общей заболеваемостью населения понимают уровень заболеваний среди конкретных групп населения за определённый календарный период.
Заболеваемость
В нашей стране общая заболеваемость изучается с помощью следующих источников информации:
По данным обязательного учёта обращаемости к медицинской помощи. Она составляет в год 1100 – 1300 случаев на 1000 населения. Наибольшая обращаемость населения отмечена при болезнях органов дыхания, кровообращения, нервной системы и органов чувств (включая заболевания глаза, уха и носа), травмах и инфекционных болезнях.
Самая низкая заболеваемость по обращаемости регистрируется у лиц в возрасте 15 – 19 лет, наиболее высокая – среди детей в возрасте до 4 лет и людей зрелого и пожилого возраста.
По данным медицинских осмотров населения.
По сведениям о причинах смерти.
Физическое развитие
Физическое состояние принято оценивать по показателям физического развития и физической подготовленности.
Физическое развитие является одним из объективных показателей здоровья населения. Многими исследованиями доказано, что чем лучше показатели физического развития, тем выше при прочих равных условиях общий уровень здоровья населения в целом и его отдельных возрастно-половых, профессиональных и других групп.
Под физическим развитием понимают комплекс морфологических и функциональных свойств организма. Физическое развитие характеризуют следующие параметры:
Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:
Здоровье– состояние оптимальной устойчивости организма (адаптация удовлетворительная);
Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации;
Болезнь – процесс, проявляющийся в виде клинических (патологических) изменений в состоянии организма человека (срыв адаптации).
К основным элементам здорового образа жизни относятся:
Регулярная физическая и двигательная активность;
Исключение вредных привычек (табакокурение, злоупротребление алкоголем, токсико и наркомания);
Психологический комфорт и благополучные семейные отношения;
Экономическая и материальная независимость;
Высокая медицинская активность;
Полноценное, рациональное питание;
Удовлетворенность учебой или работой, душевный и физический комфорт;
Активная жизненная позиция, социальный оптимизм;
Оптимальный режим труда и отдыха;
Грамотное экологическое и гигиеническое поведение;
Закаливание.
Профилактика курения
Одним из наиболее значимых факторов риска, влияющих на развитие сердечно-сосудистых (ССЗ) и других неинфекционных заболеваний, является курение. Доказана также пагубная роль пассивного курения (вдыхания табачного дыма из окружающей среды некурящими людьми). Реализация системы мер по борьбе с курением в России в социальном плане не является узкой задачей. Это вопрос развития в обществе новых ценностей, нового отношения к собственному здоровью, поэтому подходы к решению данной задачи не могут быть традиционными — чисто административными. Для того чтобы сделать некурение социальной нормой, требуется мобилизация всего общества, ориентация населения на повышение качества собственной жизни, что определяет необходимость в многосекторальном, многодисциплинарном и межведомственном партнерстве.
Профилактика курения
Популяционный подход предполагает:
— административно-законодательные меры и экономические подходы с использованием поощрения или, наоборот, штрафов;
— образовательные подходы, включающие образование населения через СМИ и медицинских работников;
— популяционные программы, позволяющие отказаться от курения большому количеству курящих, осуществляемые через СМИ.
Профилактика курения
Индивидуальный подход
Включает консультирование врачами и специалистами, занимающимися отказом от курения, назначение медикаментозной терапии, психологическую помощь
Индивидуально-групповой подход.
К этим методам следует относить консультирование врачами, в том числе и с назначением медикаментозной терапии, консультации психологов, как индивидуальные, так и групповые. Проводить эти мероприятия можно в различных лечебнопрофилактических учреждениях, а также в центрах здоровья.
Профилактика курения
Образовательные подходы.
Образование населения заключается в разъяснении вреда здоровью, наносимого курением. На популяционном уровне оно осуществляется через СМИ, телевидение, Интернет, газеты, журналы.
Значительный вклад при этом вносят медицинские структуры профилактической направленности — ЦМП, центры здоровья, которые могут предоставлять квалифицированную информацию представителям СМИ. Журналисты, работающие по этой теме, должны быть также подготовлены в области профилактики НИЗ.
Через СМИ можно охватить ту часть населения, которая негативно относится ко всем профилактическим вмешательствам и при использовании других стратегий является недоступной. Для изменения привычки наряду с информированием и образованием населения через СМИ необходимо предложить курящим определенные действия для отказа от курения; этому могут способствовать популяционные программы.
Профилактика алкоголизма
Избыточное потребление алкоголя имеет социальные и экономические последствия, является фактором риска развития ряда НИЗ: ССЗ (АГ, алкогольная кардиомиопатия), желудочно-кишечных заболеваний (острый и хронический панкреатит, гепатит, цирроз печени), злокачественных заболеваний, а также фактором риска травматизма и несчастных случаев. Потребление алкоголя не должно превышать 20 г чистого алкоголя в день для мужчин и не более 10 г для женщин. В России потребление чистого алкоголя на душу населения, по официальным данным, составляет 18 л в год и более.
Профилактика алкоголизма
Популяционный уровень
К наиболее эффективным мерам, направленным на все население, относятся:
— принятие решения исполнительной и законодательной властью о реализации программы борьбы с избыточным потреблением алкоголя в регионе;
— создание межсекторального комитета по контролю избыточного потребления алкоголя;
— подготовка и утверждение ряда нормативно-правовых актов на уровне региона;
— административная поддержка борьбы со злоупотреблением алкоголем на предприятиях;
— активная работа с СМИ;
— проведение широкомасштабных акций;
— разработка отдельных модулей для постоянной работы с целевыми группами молодежи (школьники, студенты, учащиеся ПТУ, учащиеся автошкол);
— стимуляция создания общественных организаций по борьбе с избыточным потреблением алкоголя и алкоголизмом (общество анонимных алкоголиков и др.).
Профилактика алкоголизма
Следует использовать методику организационно-деятельностных игр, которая позволяет формировать поведение подростков, осваивать навыки ЗОЖ и неприятия употребления алкоголя. Использование методики планирования и проведения проектов позволяет создать активную позицию у подростка и вовлечение его в анализ, обсуждение и изменение ситуации, что развивает способность эффективно противостоять употреблению алкоголя.
Что касается программ для молодежи, они должны основываться на следующих принципах:
— информация о вреде алкоголя;
— организация досуга молодежи с учетом того, что бессодержательно проводимый досуг — один из ведущих факторов в развитии злоупотребления алкоголем;
— привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой;
— привлечение ведущих популярных молодежных радио - и ТВ-программ к пропаганде здорового образа жизни и уменьшению потребления алкоголя.
Профилактика алкоголизма
Групповой и индивидуальный уровни
Подготовка медицинских работников (врачей, фельдшеров и медсестер). Для проведения программы по профилактике избыточного потребления алкоголя необходимо провести обучение медицинского персонала (врачей) и среднего медицинского персонала — курс лекций по проблемам злоупотребления алкоголем и предупреждения этого злоупотребления.
Врачу общей практики принадлежит главная роль в выявлении лиц, чрезмерно потребляющих алкоголь, и в профилактике развития алкогольной зависимости. Для этого следует использовать специальные стандартные опросники для выявления алкогольной зависимости.
Профилактика алкоголизма
Профилактика злоупотребления алкоголем методом индивидуальных консультаций
Эффективным методом профилактики алкогольной зависимости является собеседование. При этом врачу/медсестре рекомендуется:
— опрашивать всех пациентов, которые приходят на консультацию по любой причине, об их привычках потребления алкоголя;
— опрашивать пациентов с признаками АГ и депрессии о потреблении ими алкоголя;
— вести запись в медицинской документации о потребляемом алкоголе (количество и частота);
— рекомендовать пациентам, злоупотребляющим алкоголем, снизить его потребление, желательно до уровня ниже двух дневных рекомендуемых доз, либо полностью отказаться от него, применять короткие мотивационные собеседования;
— развивать сотрудничество с ассоциацией анонимных алкоголиков, клубов трезвости и другими государственными и общественными организациями, работающими по борьбе со злоупотреблением алкоголем.
Определение
Школа здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни, а также по коррекции факторов риска.
Определение
Создается Школа здоровья на базе кабинета медицинской профилактики в поликлинике, центра здоровья, дневного стационара или специализированного отделения стационара, санатория – профилактория или санатория.
Цель таких «Школ» – формирование взаимной социальной ответственности медицинского персонала и пациента за сохранение здоровья и повышение качества жизни.
К приоритетным задачам школ здоровья относятся:
повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья и оказанию первой доврачебной помощи самому себе в случаях обострения заболеваний и кризов;
создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;
формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;
В настоящее время в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг проводятся следующие Школы для пациентов:
«Школа для беременных»;
«Школа для больных сердечной недостаточностью»;
«Школе для больных на хроническом диализе»;
«Школа для больных артериальной гипертензией»;
«Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника»;
«Школа для больных бронхиальной астмой»;
«Школа для больных сахарным диабетом».
Нормативно-правовое регулирование
При организации Школы здоровья для пациентов в учреждении здравоохранения формируется следующий пакет документов:
Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.
Приказ главного врача МУЗ об организации работы Школы здоровья в МУЗ.
Положение об организации работы Школы здоровья.
Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.
Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.
Организация
Принципы организации Школ здоровья:
в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.
занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 6-8 занятий по 90 минут.
продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1-2 месяца;
периодичность занятий – 1-2 раза в неделю;
продолжительность занятий 1-1,5 часа.
Структура занятий:
20-30% – лекционный материал;
30-50% – практические занятия;
20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;
10% – индивидуальное консультирование.
Организация
Комплектация групп:
занятия проводятся в группах по 8-10 человек;
контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;
набранная группа пациентов является «закрытым коллективом», т.е. в процессе проведения занятий к ней не присоединяются новые больные;
критерии исключения: нарушение когнитивных функций; наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения; наличие хр. заболеваний в стадии декомпенсации.
Ведение учетно-отчетной документации:
Журнал регистрации больных, прошедших обучение в Школе;
Амбулаторная карта, с записями, отражающими течение заболевания и обучения (Форма 025–У «Медицинская карта амбулаторного пациента»);
Талон амбулаторного пациента (Форма 039 – У);
Годовая отчетная форма №30 «Сведения о лечебно – профилактическом учреждении»;
Годовой отчет о работе Школы здоровья;
Результаты работы Школы здоровья оценивают в ходе анализа учтено – отчётной документации по обученным больным и качеству обучения слушателей. Наиболее эффективна динамика показателей временной нетрудоспособности, госпитализации, новых случаев тяжёлых осложнений, инвалидизации и смертности. Целесообразно оценивать состояние больных до проведения Школы здоровья, непосредственно после ее проведения и в динамике через 6-12 месяцев.
Контрольные вопросы
Охарактеризуйте цели и задачи Школы здоровья.
Перечислите составляющие здоровья человека
ЗОЖ – это…..
С какими проблемами психологического характера может столкнуться медицинская сестра при проведении Школы здоровья?
Домашнее задание:
Выучить лекционный материал
Выписать новые понятия в глоссарий
Составьте план и текст беседы с пациентом и его окружением на одну из предложенных тем:
Оптимальный режим и организация сна, труда и отдыха.
Организация режима питания.
Организация двигательной активности.
Личная гигиена и закаливание.