Презентация "Особенности творчества А.П. Чехова"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 46
Презентация для классов "Презентация "Особенности творчества А.П. Чехова"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Содержание лекции:
Природа комического в творчестве А.П. Чехова.
Принципы изображения в прозе.
Типизация чеховских персонажей.
Природа комического в творчестве А.П. Чехова
Комическое в текстах Чехова присутствует в разных формах. Наиболее часто используются открытая и внутренняя (скрытая) ирония, а также варианты пародийных форм.
Открытая (прямая) ирония характерна для ранних рассказов. Как и для таких мастеров юмора и сатиры, какими являются Гоголь и Щедрин, для раннего Чехова природа смеха обусловлена свойствами самой жизни. Смех раннего Чехова прямой и открытый. Комический эффект возникает из самой ситуации, когда происходит совмещение серьезного плана с несерьезным, или от противоречия между серьезностью тона и ничтожностью предмета.
Внутренняя (скрытая, косвенная) ирония появляется в прозе Чехова в переходный период (приблизительно с 1886 г). Этот прием не является открытием Чехова. Признаки внутренней иронии заметны еще у древних киников и в трагедии Софокла «Эдип». Но в русской литературе никто из писателей не использовал этот прием так активно, как Чехов. Скрытая ирония — это противоречие между субъективным замыслом человеческих слов и поступков и их объективным значением. Скрытой иронии присущи изящность и ненавязчивость тона повествования: авторская мысль выражается косвенно, через деталь-знак или лексический повтор. Скрытая ирония направлена на опровержение первоначального читательского впечатления.
Пародийная форма комического, характерная для ранней прозы А. Чехова, не исчерпывает себя и в поздних произведениях. Принято считать, что Чехов, изображая измученную, больную совесть интеллигента, сочувствует своим героям. На наш взгляд, трудно не заметить, что здесь за искуснейшей формой нередко скрыта убийственная пародия, какое-то злое поддразнивание. Чеховская пародия чаще всего направлена на всё предыдущее в литературе. Чехов раннего периода проводит эксперименты с целью осмеяния жанрового канона.
Принципы изображения в прозе.
Отличительной чертой прозы Чехова является отказ от описательного изображения в пользу условного знака. Чехову ближе пушкинская «точность и краткость», чем объемная описательность Толстого. Условный знак отсылает читателя к фактам внелитературной действительности, он лишь вводит героя в определенный ряд типов. Тонкие психологические переживания героев лаконично передаются знаками-сигналами. От внешнего изображения к внутреннему — такова динамика повествовательной техники Чехова.
Имя (фамилия) персонажа — наиболее мощный изобразительный знаковый компонент. Неслучайно имя персонажа в целом ряде случаев является названием произведения. Для женских персонажей характерно использование Чеховым формы личного имени с уменьшительно-ласкательным суффиксом (Наденька N, Полинька, Верочка, Зиночка др.). Для раннего Чехова важна семантика фамилии. Мотивированная этимологией фамилия героя неожиданно выделяет его из ряда подобных (трагик Финогенов, учитель чистописания Ахинеев, историк и географ Лошадиных, майор Щелколобов). Позже Чехов станет придавать значение и фонетическому составу фамилии, не упуская из внимания и этимологию как своеобразный маркер характера (Лихорев («На пути»), Рагин («Палата № 6»), Дымов («Попрыгунья») и др.).
Принципы изображения в прозе.
Портрет. До Чехова литература на протяжении всего XIX в. двигалась по пути усложнения портретной характеристики героя: ее описательной тактики, усиления связей с фабулой и сюжетом. Как правило, портретная характеристика персонажа уточняет его амплуа и ориентирует читателя на дальнейшее развитие сюжета. Создавая портрет, Чехов использует устойчивые ассоциативные связи между героем и олицетворяемым им явлением для того, чтобы читатель мог сразу узнать тип героя. Нагляднее всего такая связь проявляется в костюмах героев, в деталях гардероба, аксессуарах, что используется не столько в изобразительных целях, сколько в коммуникативных. Портрет вбирает в себя готовый потенциал устоявшегося в литературе семантического поля.
Социальный статус героя — один из важных компонентов внешнего изображения. Указание на социальную роль программирует читателя на заданный сюжет или анекдотическую ситуацию. Чехов, безусловно, рассчитывает на определенную реакцию, на способность читателя к воссозданию культурного контекста, характерного для той или иной социальной среды.
Чехов всегда точен в описаниях социальных обстоятельств — происхождение, воспитание, среда.
Типизация чеховских персонажей.
«духовный скиталец», который не может найти себя в реальном мире, поскольку не имеет целей в жизни.
История чеховского героя буквально воплощает общее значение мотива ухода:
отказ от прежней самотождественности;
стремление уйти из места, связанного с прежним самоопределением;
неясность предстоящего пути;
утрата всего из прежней жизни, для того чтобы обрести нечто, привносящее новый высший смысл существования.
Вот характеристика героя, данная автором: «… Если суметь представить себе всю русскую землю, какое множество таких же перекати-поле… шагало теперь по… дорогам».
«маленький человек» — одинокая личность, которая становится заложником собственных мыслей.
К маленьким людям А.П. Чехов относит тех, кто лишен духовности, кто живет в некоем «футляре», постоянно находится паутине своих страхов перед реальной жизнью.
Подобный тип персонажей мы можем встретить в рассказах «Человек в футляре» (1898) - Беликов, «Смерть Чиновника» (1883) - Иван Дмитриевич Червяков, «Почта» (1887) - Почтальон, «Крыжовник» (1898) – Николай Иванович, «О любви» (1898) - Алехин, «Гусев» (1892) - Гусев.
Так, через стремление к духовным потребностям писатель в рассказе «Крыжовник» призывает человека одержать победу над ничтожеством и лицемерием: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особен- ности своего свободного духа».
Типизация чеховских персонажей.
«герой - интеллигент» — это врач, учитель, священник, студент.
Так, например, в рассказ «Ионыч» показано духовное падение главного героя Дмитрия Ионовича Старцева, который «одинок, живется ему скучно, ничто его не интересует».
простой труженик — это один из вариантов главного чеховского образа.
Таков герой рассказа «Попрыгунья» доктор Дымов. Это внутренне богатый и сильный человек, чья душевная мягкость, доброта, робкая, всегда немного виноватая деликатность, простота лишь подчеркивают его волю, неутомимость в труде, настойчивость в достижении цели, преданность своей науке.
Типизация чеховских персонажей.
«герой - безумец» — это герой, страдающий душевной болезнью.
У героев этого типа отсутствуют определенное мировоззрение, убеждение, цель жизни и деятельности, а это все вызывало чувство неудовлетворенности и губительно влияло на их душевный строй.
Такими являются Коврин в рассказе «Черный монах» (1894), Васильев в рассказе «Припадок» (1889). Действительно, главному герою Коврину присуща разрушительная энергия, которая оказывает губительное воздействие не только на него самого, но и на окружающих.
Писатель знал, что причина неврастении не «в нервном веке» и даже не в переутомлении. «Разочарованность, апатия, нервная рыхлость и утомляемость являются непременным следствием чрезмерной возбудимости, а такая возбудимость присуща нашей молодежи в крайней степени», - указывает Чехов.
Типизация чеховских персонажей.
«традиционная женщина» — это героиня, исполняющая традиционную роль женщины в образе жены и матери, обладающая женственностью.
Пелагея в рассказе «Егерь» (1982), Марфа в «Скрипке Ротшильда» (1898), Ольга Ивановна в «Душечке» (1899).
Так, например, героиня рассказа «Душечка» Ольга Ивановна могла раствориться в чужих мыслях и проблемах, совершенно забыв о себе: «Какие мысли были у мужа, такие и у нее». Она нуждалась в постоянной любви и ласке: «Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу...любила свою тетю…любила свою учителя…».
«героиня - блудница» — это героиня, лишенная чувства стремления к созданию семьи, обретения семейного очага и уюта.
У нее отсутствуют заложенные природой инстинкты материнства и нежной женской любви. Такими являются Анна Павловна Шарамыкина в рассказе «Живая хронология» (1882), Ольга Ивановна в «Попрыгунье» (1892).
Так, в рассказе «Живая хронология» автор создает образ мужа, который так сильно и безусловно любит свою жену, что поощряет ее увлечение искусством, не замечая того, что из четверых детей, которых он воспитывает, ни один не является ему родным.
Типизация чеховских персонажей.
«новая женщина» — это героиня, которая ведет себя свободно, независимо, стремится к самостоятельности и берет на себя обязанности выполнения традиционно мужской роли в обществе.
Так, в рассказе «Невеста» писатель открывает перспективы новой жизни, он обращается к личности, способной влиять на развитие молодой души: «Не могу… – проговорила она. – Как я могла жить здесь раньше, не понимаю, не постигаю! Жениха я презираю, себя презираю, презираю всю эту праздную, бессмысленную жизнь…».
«женщина, близкая к идеалу» — это героиня, сохраняющая женственность и мягкость, естественная, совершенная в манерах, обладающая скромностью, надежностью, образованностью и ответственностью.
Такими являются Анна Акимовна в рассказе «Бабье царство» (1894), Анна Алексеевна в рассказе «О любви» (1898), Анна Сергеевна в «Даме с собачкой» (1899).
Так, героиня рассказа «Бабье царство» Анна Акимовна владеет громадным заводом, руководит тысячами рабочих, блестяще образована и воспитана, умна: «Для себя лично я не понимаю любви без семьи. Я хочу от любви мира моей душе...».