Япония. Новые индустриальные страны во второй половине XX – начале XXI в.
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 54
Презентация для классов "Япония. Новые индустриальные страны во второй половине XX – начале XXI в." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
План:
1. Япония после Второй мировой войны
2. Японское «экономическое чудо»
3. «Потерянное тридцатилетие» в Японии
4. Феномен «тихоокеанских драконов»
5. «Вторая волна» новых индустриальных стран
Япония после Второй мировой войны
2 сентября 1945 г. был официально подписан акт о капитуляции Японии. Её территория до апреля 1952 г. была оккупирована войсками союзников. Их основу составляли американские подразделения, также были привлечены британские, австралийские, новозеландские и индийские военнослужащие. Главнокомандующим союзными оккупационными войсками был назначен генерал Дуглас Макартур. Под его руководством в Японии были проведены самые масштабные реформы со времён революции Мэйдзи.
Одной из важнейших задач стало проведение демилитаризации. Японские военнослужащие были разоружены и демобилизованы. Были взорваны или затоплены в море более 2 млн тонн неиспользованных боеприпасов и другого военного имущества.
В кратчайшие сроки была проведена глобальная реорганизация системы государственного управления. Прежде всего ликвидировались силовые ведомства: военное и морское министерства, министерство внутренних дел, политическая полиция, жандармерия. Государственный аппарат не был полностью распущен, но чиновники, которые активно сотрудничали с милитаристами, были уволены. Проверки и чистки проводились также в системе образования и средствах массовой информации. Особое внимание уделялось формированию новой японской полиции. Известно, что Макартур трижды набирал и разгонял её штат, чтобы добиться полного искоренения коррупции.
Освобождались все политические заключённые. Их место в тюремных камерах заняли военные преступники.
Император Хирохито и генерал Макартур на их первой встрече в посольстве США
С мая 1946 по ноябрь 1948 г. проходил Токийский процесс — суд над японскими военными преступниками. Обвинения были предъявлены 29 представителям высшего военного и гражданского руководства Японской империи. Семеро обвиняемых, включая двух бывших премьер-министров, были приговорены к смертной казни.
Синтоизм, как государственная религия, отменялся, некоторые его обряды, признанные ультранационалистическими и милитаристскими, запрещались. Император Хирохито (1901–1989) издал так называемую «Декларацию о человеческой природе», в которой отказывался от идеи божественного происхождения императорской власти.
«Декларации о человеческой природе»
В «Декларации о человеческой природе» особое значение придавалось следующему утверждению: «Связи между Нами и Нашим народом всегда строились на взаимном доверии и привязанности и не зависят от каких-то легенд и мифов. Они не определяются ложным представлением о том, что император будто бы обладает божественной природой, а японский народ превосходит прочие расы и предназначен для мирового господства».
Но это заявление императора по-разному трактовалось. На Западе Декларация была воспринята как однозначный отказ императора от идеи своего происхождения от богини солнца Аматэрасу, от признания себя «живым богом».
Но для японцев и самого Хирохито это было не совсем так. Император впоследствии заявлял, что отречение от божественной природы не являлось целью Декларации. Подлинным намерением было показать, что Япония уже стала демократической страной и не нуждается в насильственной демократизации, проводимой оккупантами. «Можно сказать, что идея о том, что японцы являются потомками богов, является ложной концепцией; но абсолютно недопустимо называть химерической идею о том, что император есть потомок богов», — утверждал Хирохито и добавлял, что хотел бы, чтобы японцы не забывали о гордости за свою страну.
В апреле 1946 г. в Японии прошли выборы в парламент. Перед этим была возобновлена деятельность политических партий и профсоюзов. Также был изменён избирательный закон: снизился возрастной ценз, женщинам предоставлялись избирательные права.
3 мая 1947 г. была принята новая Конституция Японии. Её проект разрабатывался в штабе оккупационных войск и был основан на либеральных западных идеях, а также на некоторых положениях конституций США и СССР.
Абсолютная монархия в Японии упразднялась. Император практически полностью утратил политическую власть и оставался лишь символом нации.
Исполнительная власть передавалась правительству — Кабинету министров во главе с премьер-министром, которое формировала партия, победившая на парламентских выборах. В послевоенный период правящей была преимущественно Либерально-демократическая партия Японии. Конституция запретила военным занимать министерские посты, чтобы избежать милитаризации государственной политики.
Двухпалатный парламент Японии избирался на всеобщих выборах.
Народ объявлялся единственным носителем суверенной власти. Конституции декларировала гражданские права, равенство мужчин и женщин, ликвидировала патриархальную семейную систему.
9 статья Конституции провозглашала отказ Японии от создания вооружённых сил и ведения государством военных действий.
Существенные преобразования произошли и в экономической сфере.
По земельной реформе у помещиков изымалась сельскохозяйственные угодья сверх установленного максимума (за денежную компенсацию). Эта земля продавалась по льготным ценам крестьянам-арендаторам. Таким образом, в стране был создан достаточно многочисленный слой фермеров.
Оккупационные власти начали проводить политику демонополизации промышленности. Крупные концерны — дзайбацу — должны были осуществить «добровольный» раздел на более мелкие независимые компании. Но до конца этот процесс не был доведён.
Был принят закон о трудовых стандартах, создавалась система социального обеспечения и государственного медицинского страхования.
Экономические реформы не дали немедленного положительного результата, ситуация в стране была весьма тяжёлой: объём производства в 1948 г. составлял лишь около 52% от довоенного уровня, высокими были темпы инфляции.
«Спасением» для японской экономики стал приход к власти в Китае коммунистического правительства и война в Корее (1950–1953). Если раньше США воспринимали Японию как основного соперника в тихоокеанском регионе, то в условиях «холодной войны» она превратилась в главного союзника. Япония получила значительную финансовую помощь от США — более 2200 млн долларов. Она становилась тыловой базой американских войск в Корее, что вызвало настоящий экономический бум в стране. Согласно американской политике «обратного курса», Япония должна была превратиться в «мастерскую Азии».
*Политика «обратного курса» — политика США в 1947–1951 гг., направленная на восстановление и модернизацию японской экономики и превращение Японии в главного союзника США в Тихоокеанском регионе.
Японское «экономическое чудо»
Американская финансовая и экономическая помощь, отсутствие военных расходов стали важными причинами быстрого экономического роста Японии, который начался в середине 1950-х гг. Важными, но не единственными.
Существенным фактором развития стало также активное государственное регулирование экономических и социальных отношений. В той или иной форме в послевоенный период оно осуществлялось во всех странах. Как это происходило в Японии?
Государство организовало централизованное планирование экономического развития. Но это происходило совсем не так, как в командных экономиках. Парламент и правительство в разработке планов участия не принимали. Для этого был создан специальный орган — Управление экономического планирования. В него входили представители промышленных корпораций и финансовых групп. Общегосударственные планы определяли темпы роста экономики, а отраслевые — «слабые» места, которые нуждались в государственной поддержке.
Поощрялось увеличение капиталовложений. Инвестиции в производство составлял около трети валового национального продукта, то есть совокупных доходов страны. Значительная их часть приходилась на банковские кредиты, низкие процентные ставки на которые поддерживались политикой центрального Банка Японии.
Около трети капиталовложений в японскую экономику составляют сбережения частных лиц. Японцы в среднем тратят на собственное потребление меньше денег, чем западноевропейцы или американцы. Сбережения чаще всего вкладываются в банковские депозиты или акции предприятий.
Инвестиционной активности граждан способствуют и особенности пенсионной системы страны. Многие японцы при выходе на пенсию получают единовременно довольно значительную сумму — по одному месячному заработку за каждый год работы. Рассчитывать на другие поступления от своей бывшей компании пенсионеру не приходится. Поэтому полученные деньги вкладываются таким образом, чтобы можно было получать регулярный пассивный доход.
Проводилась достаточно жёсткая протекционистская политика. Устанавливались высокие таможенные пошлины или накладывался полный запрет на ввоз импортных товаров, которые могли производиться внутри страны. Экспорт же, наоборот, всячески поощрялся. При этом пресекалась конкуренция японских производителей на мировом рынке, в том числе денежными штрафами.
После войны японская промышленность оказалась почти полностью разрушенной. Восстанавливать было почти нечего, предприятия нужно было строить практически заново, оснащать их новой техникой, внедрять современные технологии. Рассчитывать на отечественные разработки не приходилось — в стране просто не было для этого достаточной научной базы. Ставка была сделана на покупку у других стран патентов и лицензий. Это экономило не только деньги, но и время. По расчётам специалистов, в начале 1950-х гг. Япония в технологическом плане отставала от развитых стран на 20–25 лет. Преодолеть эту пропасть, опираясь лишь на собственные силы, было практически невозможно.
На разработку технологии производства нейлона американская компания «Дюпон» затратила 11 лет и 25 млн долларов. Японская фирма «Тойо Рейон» купила патент на производство нейлона за 7,5 млн долларов. Прибыль же от поставок нейлона за рубеж только в 1950-е гг. составила 90 млн долларов.
Деловой квартал «Ниси-Синдзюку» в Токио, застроенный небоскребами в годы «японского экономического чуда».
Ещё одной причиной быстрого экономического роста стала более высокая степень эксплуатации наёмных работников. Их зарплата до конца 1960-х гг. была значительно ниже, чем в западных странах. Например, американские рабочии схожей специальности зарабатывали в месяц в 3–5 раз больше, чем японские. Свою роль сыграла и так называемая «пожизненная система» найма. Зарплата только что принятого в компанию работника очень низка. Ежегодно она увеличивается, при этом удлиняется отпуск, добавляются другие социальные блага, растёт потенциальная пенсия. Перейдя на другое предприятие, работник начнёт с самых низких ступеней, независимо от уровня своего профессионализма. В таких условиях сотрудники заинтересованы и в сохранении рабочего места, и в процветании компании, что способствует росту производительности труда.
Все эти причины привели к очень высоким темпам роста японской экономики в 1950–1970-х гг. В среднем они составляли более 15% в год, и получили название «экономическое чудо».
По объёму ВВП и промышленного производства Япония в 1969 г. вышла на второе место в мире после США и сохраняла эту позицию до 2010 г., когда уступила её Китаю. По производству судов, стали, некоторых электро- и радиотоваров Японию уверенно держала первое место.
«Потерянное тридцатилетие» в Японии
С конца 1980-х гг. с Японии началась стагнация (застой в экономике) — темпы роста ВВП едва превышали 1% в год. 1990-е гг. назвали «потерянным десятилетием». Но ситуация не улучшилась и в нулевые, и в десятые годы XXI века. Так что «потерянное десятилетие» превратилось в «потерянное тридцатилетие». Складыванию такое ситуации способствовал целый ряд причин.
Долгие годы в Японии поддерживались низкие процентные ставки на банковские кредиты. Заёмные деньги и частные сбережения активно вкладывались в ценные бумаги и недвижимость. В 1980-е гг. цены на них росли невероятными темпами: в 1989 г. земля в престижных районах Токио стоила в 350 раз дороже, чем на Манхэттене в Нью-Йорке. Рано или поздно этот финансовый пузырь должен был лопнуть.
Что и произошло, когда для предотвращения спекуляций Банк Японии ужесточил кредитную политику. Владельцы акций и недвижимости стали от них избавляться, цены падали. В 2004 г. стоимость самой дорогой земли в деловом районе Токио составляла лишь 1% от того, что за неё платили в 1989 г. Страна погрузилась в финансовый кризис.
Обострились и традиционные для Японии проблемы. Промышленность страны импортирует 99% сырья. Рост цен на природные ресурсы, прежде всего на нефть, увеличивал издержки производства, а значит и цены на производимую продукцию.
Негативную роль сыграло и стабильное положение национальной валюты — иены. Курс доллара по отношению к ней в середине 1990-х гг. упал, это сделало японские товары более дорогими на американском и мировом рынке. Отечественные компании для удешевления производства начали переводить его в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Рост безработицы привёл к падению покупательского спроса внутри страны. Началась длительная дефляция — снижение общего уровня цен. Это уменьшало прибыль компаний, а значит, продолжал уменьшаться и объём производства.
Ещё одной причиной стало неблагоприятное для рынка труда изменение демографической ситуации в Японии.
Задание к диаграмме
1. Назовите основные изменения в численности и возрастном составе населения в Японии, которые произошли в начале XXI в. и прогнозируются в дальнейшем.
2. К каким неблагоприятным экономическим последствиям приводят подобные изменения?
Феномен «тихоокеанских драконов»
«Тихоокеанскими драконами» или «азиатскими тиграми» принято называть экономики четырёх государств — Южной Кореи, Сингапура, Гонконга (сейчас Сянган) и Тайваня, которые росли очень высокими темпами с середины 1960-х до конца 1990-х гг.
Феномен «тихоокеанских драконов»
«Тихоокеанскими драконами» или «азиатскими тиграми» принято называть экономики четырёх государств — Южной Кореи, Сингапура, Гонконга (сейчас Сянган) и Тайваня, которые росли очень высокими темпами с середины 1960-х до конца 1990-х гг.
Среднегодовые темпы роста ВВП в 1960–1980-е гг. составляли в этих странах от 6 до 13%, то есть были самыми высокими в мире в этот период. Даже тихоокеанский финансовый кризис 1997–1998 гг. и мировой кризис 2008 г. не смогли существенно пошатнуть их позиции в мировом экономическом рейтинге, хотя и привели к некоторому спаду производства. По оценкам Международного валютного фонда, в 2021 г. ВВП на душу населения в каждой из этих четырёх стран превысит 30 000 долларов США.
Исследователи чаще всего выделяют следующие причины «восточноазиатского экономического чуда».
У власти в этих странах находилась патриотически настроенные элиты. Политические режимы были более или менее жёсткими вариантами диктатуры. Но это были «диктатуры развития», а не «диктатуры воровства». Они не дали возможности олигархическим группам прибрать к рукам финансовые и природные ресурсы и уничтожить конкуренцию на рынке. Велась непримиримая борьба с коррупцией, исторические корни которой в Азии очень глубоки. В результате Сингапур занял 2 место в мировом рейтинге по благоприятности ведения бизнеса, Гонконг — 3, Южная Корея — 5, Тайвань — 15 из 190 стран (данные на 2020 г.).
Политическая стабильность, гарантии безопасности капиталовложений привлекли в эти страны иностранные инвестиции. Кроме того, в период «холодной войны» США рассматривала Тайвань и Южную Корею как своих союзников в борьбе с «коммунистической угрозой» в Восточной Азии. Так, Тайвань за 10 лет (1955–1965) получил от США 1,5 млрд долларов, что составило треть всех инвестиций в экономику за этот период.
Необходимо также отметить традиционные для Восточной Азии трудолюбие и дисциплинированность работников и достаточно высокий уровень их образования. Государства вкладывали в развитие системы образования большие средства. Школьники Сингапура, Тайваня, Южной Кореи, Гонконга традиционно показывают высокие результаты на национальных и международных экзаменах по математике и естественным наукам. Лучшие студенты направляются для получения высшего образования в самые престижные университеты мира за государственный счёт. Так, Сингапур в середине 1990-х годов обучал за границей больше своих граждан, чем значительно больший по размерам и населению Пакистан.
Важными факторами для инвесторов стали также выгодное географическое положение этих четырёх стран — они находятся на перекрёстке мировых торговых путей — и дешёвая рабочая сила.
*«Тихоокеанские драконы» — четыре государства Юго-Восточной Азии — Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня, экономики которых росли очень высокими темпами с середины 1960-х до конца 1990-х гг.
Проследим результаты действия этих факторов на примере Южной Кореи (Республики Корея).
Официально она была основана в августе 1948 г. в южной части Корейского полуострова, поделенённого на зоны оккупации после окончания Второй мировой войны. Первым её президентом стал Ли Сын Ман (1875–1965), который быстро превратился в авторитарного правителя. Он жёстко преследовал коммунистов и других своих политических оппонентов.
Экономика страны, которая и в конце 1930-х гг. относилась к числу беднейших стран мира, была окончательно подорвана во время Второй мировой и Корейской войн. Во второй половине 1950-х гг. США предоставили своему союзнику 1,5 млрд долларов в виде субсидий и займов. Однако лишь небольшая часть этих денег пошла на восстановление промышленности и сельского хозяйства. В основном они были потрачены на закупку американских товаров. Уровень жизни был крайне низким — ВВП на душу населения составлял около 70 долларов США. Более трети трудоспособного населения Южной Кореи были полностью безработными или имели нерегулярную работу.
Ситуация изменилась после смены режима. С 1962 г. президентом Республики Корея стал Пак Чонхи (1917–1979). По его инициативе были проведены реформы, позволившие совершить «корейское экономическое чудо». Был взят курс на проведение ускоренной индустриализации при поддержке государства. Внедрялись элементы плановой экономики — принимались пятилетние планы развития. Под контроль государства была поставлена банковская система. Особая поддержка оказывалась отраслям, производящим продукцию на экспорт. Много усилий правительство прилагало для привлечения иностранных инвестиций.
Южная Корея не обладает сколь-нибудь значительными природными ресурсами. Поэтому после повышение цен на нефть и другое природное сырьё в 1970-е гг. развитие тяжёлой промышленности замедлилось. Ставка была сделана на наукоёмкие отрасли — электронику, электротехнику, производство пластмасс и полимеров. Южнокорейские корпорации LG и Samsung вошли в число крупнейших производителей электроники и электронных компонентов. Активно развивалась ядерная энергетика.
Методы правления Пак Чонхи оставались диктаторскими. Но южнокорейское общество уже переросло авторитаризм. В конце 1970-х гг. в стране начались массовые акции протеста. Пак Чонхи погиб в результате покушения, организованного спецслужбами Южной Кореи. Новый президент Чон Ду Хван (род. в 1931 г.) вынужден был начать проведение демократических преобразований.
Южная Корея не стала исключением. Экономические преобразования в «азиатских тиграх», рост уровня жизни, образованности населения, формирование многочисленного среднего класса приводили к неизбежному смягчению политических режимов.
Ещё одним последствием этих изменений стало снижение привлекательности Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Сингапура для инвестиций — рабочая сила перестала быть дешёвой. Международные и отечественные корпорации стали переносить производства, требовавшие значительных трудовых ресурсов, в более бедные страны.
«Вторая волна» новых индустриальных стран
Четырёх «тихоокеанских драконов», относят к новым индустриальным странам. Так принято называть государства, в которых процесс индустриализации происходил во второй половине ХХ в., причём ускоренными темпами.
Ко «второй волне» новых индустриальных стран относят Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины, Вьетнам. С некоторыми национальными особенностями они осуществляют ту же модель ускоренной индустриализации. Иногда их называют «азиатскими тигрятами», имея в виду то, что бурный рост их экономик начался позже — в 1990-е гг.
Карта новых индустриальных стран в Восточной и Юго-Восточной Азии: красным отмечены «азиатские тигры» первой волны, жёлтым — второй
Аргентина, Бразилия, Мексика представляют «латиноамериканскую модель» новых индустриальных стран. Её особенностью является ориентация на импортозамещение в развитии национальных экономик. Но в целом факторы развития такие же, как и в азиатском варианте: активное государственное вмешательство в социально-экономические отношения, поддержка перспективных экспортоориентированных отраслей, привлечение иностранных инвестиций (в случае Латинской Америки преимущественно американских).
*Новые индустриальные страны — развивающиеся государства, которые во второй половине ХХ в. в сжатые сроки (два – три десятилетия) совершили «скачок» от отсталости к высокоразвитой экономике.
Задание:
1. Сравните немецкое и японское «экономическое чудо», выделите общие черты и особенности в его причинах и итогах.
2. Объясните значение термина «потерянное тридцатилетие» в Японии, назовите его причины.
3. Почему сравнительно небольшие и бедные ресурсами восточно-азиатские страны в середине ХХ в. стали мировыми лидерами в темпах экономического роста?
4. Используя дополнительные источники информации, охарактеризуйте экономическое развитие одной из новых индустриальных стран второй или третьей волны.