Презентация на тему_Есенин С.А. Лебёдушка_4кл
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 58
Презентация для классов "Презентация на тему_Есенин С.А. Лебёдушка_4кл" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Скажи погромче слово гром,
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише “шесть мышат”,
И сразу мыши зашуршат.
Он так любил, что мы забыть не в силах,
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По–прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин , то не просто имя, -
России стихотворная душа.
С.А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново в 1895 году. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг такая ширь! Родители Есенина были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе.
Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.
Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга его стихов.
Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня, пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят.
Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.
С.Есенин воспевал в своих стихах луга, поля, реки, туманы и во всём он видел живую душу. Есенин любил писать карандашом: «дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то…». Ложатся на лист четкие округлые буквы.
Так рождаются стихи…
Душа поэта – тонкая струна,
Дотронешься – и зазвучит она!
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.
Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня, пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.
Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.
Ватага – группа детей.
Тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением.
Молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки.
Трава шелковая – нежная.
Тихозвонные ручейки - спокойно протекающие.
Росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро.
Цветы лазоревые - светло-синий тон.
Волны пряные - издающие запах.
Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. В старину девушку называли лебедушкой.
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
-Что чувствовали, когда я читала это стихотворение?
-Что напоминает вам это стихотворение?
-Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.
-Что бы вы нарисовали? Какие картины природы рисует поэт?
-Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками?
- С чем сравнивается лебедь?
-Понаблюдаем за особенностью поэтического слова.
-Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?
-Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага.
-Как она себя вела?
-.Как защищала своих детей?
Какой момент считаете самым тревожным?
Самым трагическим?
-Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?
-Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор в виду в своем стихотворении?
Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями.
Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.
Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.
Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.
Зелёный– цвет лугов ….
Передает чувство слияния человека с природой
Синий- цвет реки, цветов .
Желтый – солнца.
Красный – радости, удачи, счастья.
Темные – печаль, тревога, трагедия.
Белый – перья белой лебедушки.
Какие цвета вам представлялись , когда вы читали стихотворение?
Это его деревня, родной пейзаж, где каждая росинка, каждый стебелёк живут своей жизнью.
Так что же для Есенина Родина?
Вывод: Есенинская поэзия очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.
1.Описание природы.
2.Прогулка Лебёдушки с
лебежатами.
3. Появление орла.
4.Смерть Лебёдушки.
1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.
12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.
15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.
Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.
28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.
Творческая мастерская “Если бы я был волшебником”
Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить сюжет стихотворения?
Как устроилась судьба
детей лебедушки?
Французский композитор Шарль - Камиль Сен-Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется “Лебедь”.
Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету “Лебединое озеро”.
Великие балерины мира изобразили красоту птицы на сцене.
Послушайте отрывки из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»
Лебединое озеро
Танец маленьких лебедей
Памятник лебедям Гвидону и Царевне открыли в нижегородском зоопарке.
Весной 2015 года Царевна погибла от рук злоумышленника, а Гвидон не смог пережить потерю возлюбленной и умер после длительной депрессии.
-В чем же сила есенинской лирики и стихотворения “Лебедушка”?
-Почему оно так берет за душу?
-В чем выразилось ваше сопереживание?
-Чему учит нас это стихотворение?