Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация по региональному курсу Забайкаловедение на тему "Бурятские и эвенкийские сказки"

Презентация по региональному курсу Забайкаловедение на тему "Бурятские и эвенкийские сказки"

Презентация по региональному курсу Забайкаловедение на тему "Бурятские и эвенкийские сказки" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация по региональному курсу Забайкаловедение на тему "Бурятские и эвенкийские сказки":
Cкачать презентацию: Презентация по региональному курсу Забайкаловедение на тему "Бурятские и эвенкийские сказки"

Презентация для классов "Презентация по региональному курсу Забайкаловедение на тему "Бурятские и эвенкийские сказки"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Бурятские и эвенкийские сказки.<br>
1 слайд

Бурятские и эвенкийские сказки.

 Известно, что до прихода русских буряты и эвенки обитали почти на одной и той же территории Юго-Вос
2 слайд

 Известно, что до прихода русских буряты и эвенки обитали почти на одной и той же территории Юго-Восточной Сибири. На этой огромной территории едва ли у них сталкивались интересы в далеком прошлом, так как эти две народности держались обособленно, хотя и находились по соседству. Верно, в русских преданиях и легендах неоднократно говорится, что первыми обитателями изучаемого края являются эвенки, а буряты, якобы появились позже. 

Эвенки и Буряты<br>
3 слайд

Эвенки и Буряты

В основном о взаимоотношениях между бурятами и эвенками мы располагаем легендами и преданиями, запис
4 слайд

В основном о взаимоотношениях между бурятами и эвенками мы располагаем легендами и преданиями, записанными всего лишь в нескольких районах края - в Баргузинском, Тункинском и Нерчинском.

На стыке двух рек Нерчи и Шилки, повествуется в группе преданий, буряты и тунгусы кочевали вместе. У
5 слайд

На стыке двух рек Нерчи и Шилки, повествуется в группе преданий, буряты и тунгусы кочевали вместе. У тех и других было много скота. Кроме того, они занимались охотой, добычей серебра и ловлей рыбы. Когда на них нападали чужие племена, они вместе отбивались от врагов, а затем сообща перекочевывали в другие места. Но далеко от Шилки и Нерчи они не уходили. Тунгусы добывали серебряную руду, плавили ее, а буряты были большими мастерами делать из серебра вещи. 

Крестьяне из деревень Кибасово, Самсонова, Кумаки, Березово и другие, расположенных по речке Нерче и
6 слайд

Крестьяне из деревень Кибасово, Самсонова, Кумаки, Березово и другие, расположенных по речке Нерче и Шилке, среди которых собирал эти исторические предания и легенды. А. Алферов рассказывает дальше, что их предки даже помнили, как буряты помогали эвенкам, а эвенки бурятам. Взаимная помощь выражалась в том, что они защищали друг друга, когда другие племена начинали их притеснять.в пример можно привести легенду о богатыре эвенке Иргако.

Мир бурятской сказки уходит корнями в глубины народного бытия, светоносность сказочного мира — одно
7 слайд

Мир бурятской сказки уходит корнями в глубины народного бытия, светоносность сказочного мира — одно из проявлений национального духа, национального мироощущения. Это извечное стремление на грани вымысла и яви внести гармонию в отношения с природой и окружающей действительностью, разрешить изначальное противоборство Добра и Зла под знаком человечности.

Особое место в старинных бурятских сказках занимает женщина — носительница народной мудрости. Ведь и
8 слайд

Особое место в старинных бурятских сказках занимает женщина — носительница народной мудрости. Ведь испокон веков она была хранительницей домашнего очага, благополучие семьи и рода во многом зависело от нее. Не об этом ли свидетельствует старинная поговорка:
Хорошая жена,
как солнце и луна.
А уму женщины и ее смекалке воздается в поговорке:
Бывает сабля молнии острее.
Бывает женщина мужчин умнее.

В архаичных по происхождению сказках одним из главных персонажей наряду с героем-богатырем выступает
9 слайд

В архаичных по происхождению сказках одним из главных персонажей наряду с героем-богатырем выступает богатырский конь — хулэг.

Особенностью бурятских сказок является то, что это, в основном, сказки- легенды. они достаточно длин
10 слайд

Особенностью бурятских сказок является то, что это, в основном, сказки- легенды. они достаточно длинные, часто имеют «закрученный» сюжет.
В отличие от бурятских, эвенкийские сказки короткие, созданные, кажется, лишь для того, чтобы вывести мораль. Они чем-то похожи на басни. Эвенки не имели своей письменности, поэтому духовная жизнь их удовлетворялась изустной передачей преданий, сказок, загадок, умной шутки, веселого анекдота или тут же на ходу сочиненной песней. Нередко все это сменялось веселыми играми и хороводным танцем, которые длились по два-три вечера подряд.  

11 слайд

ЛИСА И МЕДВЕДЬ (эвенкийская сказка)<br>Было лето. Комаров много было. Медведю от них здорово достава
12 слайд

ЛИСА И МЕДВЕДЬ (эвенкийская сказка)
Было лето. Комаров много было. Медведю от них здорово доставалось. Бегал в чащу, бегал на озеро — не отстают комары. Лису встретил. Она его опрашивает:  
– Чего, дедушка, бегаешь?  
– Комары заедают... – ответил медведь.  
– Побежим на скалу. Там ветерок... Уснем спокойно...  
Согласился медведь. На скалу прибежали, спать легли. Лиса на краю обрыва, а медведь рядом. Мишка сразу захрапел. А лиса немного полежала и кричит: 
– Ой, Миша! Упаду! Подвинься!  
Медведь немного подвинулся и опять заснул. А лиса в это время через, медведя перепрыгнула на другую сторону. Легла возле медведя, полежала еще и опять кричит:  
– Ой, упаду! Подвинься еще!..  
Медведь спросонок двинулся, а там край скалы был. В пропасть полетел. Разбился. А лиса в лес убежала.

СПОР (эвенкийская сказка)<br>Сошлись два охотника, старый и молодой. У костра сели. А день хороший б
13 слайд

СПОР (эвенкийская сказка)
Сошлись два охотника, старый и молодой. У костра сели. А день хороший был. Тихо. Солнце светит. В такую погоду сохатый скрип снега слышит и запах чует. Только опытный охотник его добыть может. 
Завели они разговор. Дело до спора дошло — кто из них хороший охотник? Третий к ним подошел. Говорит: 
– Я сохатого заметил. В снегу лежит. Лучшим охотником тот скажется, кто к нему на выстрел подползет, рукавицу оставит и обратно, вернется. А второй пусть ту рукавицу назад принесет. 
Спорщики согласились. Старый охотник первым отправился. Пополз. Вот уже сохатый виден стал. Глаза закрыты. Жвачку жует. Не слышит. Охотник оставил рукавицу и обратно двинулся. 
Пополз молодой. Рукавицу ту в зубы взял и назад. А сохатый все дремлет. Даже уши не стоят прямо. Оба они хорошими оказались.

Ряд эвенкийских сказок, сохранивших исторические предания, повествует о знакомстве с русскими – их к
14 слайд

Ряд эвенкийских сказок, сохранивших исторические предания, повествует о знакомстве с русскими – их культурой, особенностями быта и хозяйствования. В сказке «Дружба» эвенки изображаются во времена противостояния лесным разбойникам–чангитам, которые неизменно одерживали победу, пока русские не дали эвенкам ружья. Русские описываются как крупные мужчины с лицами, заросшими волосами цвета прошлогодней травы, как «нетаежные люди», доброжелательные к эвенкам, приносящие им, подобно культурным героям, блага цивилизации, облегчающие жизнь.

Богатырь Байкал (Бурятская сказка)<br>В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко л
15 слайд

Богатырь Байкал (Бурятская сказка)
В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
- Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.
Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зырыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.


Продолжение сказки<br>Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убега
16 слайд

Продолжение сказки
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю"
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...

17 слайд

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация по региональному курсу Забайкаловедение на тему "Бурятские и эвенкийские сказки"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация