Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация по русскому языку на тему: "Неполные предложения" (8 класс)

Презентация по русскому языку на тему: "Неполные предложения" (8 класс)

Презентация по русскому языку на тему: "Неполные предложения" (8 класс) - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация по русскому языку на тему: "Неполные предложения" (8 класс):
Cкачать презентацию: Презентация по русскому языку на тему: "Неполные предложения" (8 класс)

Презентация для классов "Презентация по русскому языку на тему: "Неполные предложения" (8 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Неполные предложения<br>Составил: учитель русского языка<br>Ачитуева А.Ч.<br>
1 слайд

Неполные предложения
Составил: учитель русского языка
Ачитуева А.Ч.

ОК Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полн
2 слайд

ОК Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения, который легко восстановить по предыдущему контексту или из ситуации

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о кото
3 слайд

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.
Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт!», остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально
4 слайд

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.
Например: – Ваша рота завтра назначена в лес? – спросил князь Полторацкого. – Моя. (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес).

ОК<br>Из ситуации.<br>На автобусной остановке:<br>-Идёт? (Автобус идёт?)<br>Из предыдущего контекста
5 слайд

ОК
Из ситуации.
На автобусной остановке:
-Идёт? (Автобус идёт?)
Из предыдущего контекста.
-Как тебя зовут?
-Саша. (Меня зовут Саша.)

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:<br>Мне всё послушно, я же – ничему (Пушк
6 слайд

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:
Мне всё послушно, я же – ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же – ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему).

Обратите внимание!<br>Неполные предложения и односоставные предложения – это разные явления. В однос
7 слайд

Обратите внимание!
Неполные предложения и односоставные предложения – это разные явления. В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.
Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали), не важен (Его ранили под Курском) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали).
В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же – ничему).

ОК<br>
8 слайд

ОК

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстана
9 слайд

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:
За спиной – лес. Справа и слева – болота (Песков).
Это так называемые «эллиптические предложения». В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.
Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес.
И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

ОК Эллиптические предложения<br>Это вид неполных предложений, в которых недостающий член не восстана
10 слайд

ОК Эллиптические предложения
Это вид неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:
За спиной – лес. Справа и слева – болота

ОК Обратите внимание!<br>Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных на
11 слайд

ОК Обратите внимание!
Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес) и б) от двусоставных – с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее: 1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.
Весенний лес; Вход в зал;
2) Именная часть составного именного сказуемого – существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.
Ср.: Все деревья в серебре. – Все деревья серебряные.

ОК Знаки препинания в неполном предложении<br>Пропуск члена внутри предложения в устной речи может о
12 слайд

ОК Знаки препинания в неполном предложении
Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:
За спиной – лес. Справа и слева – болота (Песков); Мне всё послушно, я же – ничему (Пушкин).

ОК Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:<br>в эллиптическом предложении, содержащем
13 слайд

ОК Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:
в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи:
За ночным окном – туман (Блок);
в эллиптическом предложении – при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:
Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня (Федин);

в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с
14 слайд

в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:
Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места; Молодым семьям – льготы;
в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы:
Ночи стали чернее, дни – пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали).

Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.<br>Ермолай стрел
15 слайд

Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.
Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо.
Наше дело повиноваться, а не критиковать.
Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами.
Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом.
Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море.

Проверим<br>1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я – довольно плохо (неполное предложение, о
16 слайд

Проверим
1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я – довольно плохо (неполное предложение, опущено сказуемое; параллелизм конструкций). 2. Наше дело – повиноваться, а не критиковать (подлежащее – сущ. в И. п., сказуемое – инфинитив, связка нулевая). 3. Земля внизу казалась морем, а горы – громадными окаменевшими волнами (неполное предложение, опущена связка СИС; параллелизм конструкций). 4. Дело художника – противостоять страданию всеми силами, всем талантом (подлежащее – сущ. в И. п., сказуемое – инфинитив, связка нулевая). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше – море (вторая часть сложного бессоюзного предложения – неполное предложение с опущенным сказуемым люблю).

6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки.<br>7. Сквозь чёрные огромные вет
17 слайд

6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки.
7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды.
8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще?
9. Речушка стала синей, а небо голубым.
10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий.


Проверим<br>6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (главная часть сложно
18 слайд

Проверим
6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (главная часть сложноподчинённого предложения – неполное предложение с опущенным подлежащим я). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц – серебряные звёзды (неполное предложение с опущенным сказуемым видны). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (вторая часть сложного предложения – неполное предложение с опущенным подлежащим он; паузы нет, поэтому тире не ставится). 9. Речушка стала синей, а небо – голубым (во втором предложении опущена связка стало; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром – один, вечером – другой, в полдень – третий (в сложном предложении вторая, третья и четвертая части – неполные, эллиптические (подлежащее и обстоятельство времени); опущена также часть подлежащего – цвет; параллелизм конструкций неполных предложений).

11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки.<br>12. Дерево дорого плодами, а человек делами. <br>13. В бо
19 слайд

11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки.
12. Дерево дорого плодами, а человек делами.
13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство.
14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже.
15. Тёркин дальше. Автор вслед.


Проверим<br>11. Кто чего ищет, а мать – всегда ласки (во второй части сложного предложения опущено с
20 слайд

Проверим
11. Кто чего ищет, а мать – всегда ласки (во второй части сложного предложения опущено сказуемое ищет). 12. Дерево дорого плодами, а человек – делами (вторая часть сложного предложения неполная, опущено сказуемое дорог; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких – собственное достоинство (вторая часть сложного предложения неполная; опущены сказуемое люблю и дополнение в людях; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои – всё хуже (вторая часть сложного предложения неполная; опущены подлежащее дела и сказуемое шли; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 15. Тёркин – дальше. Автор – вслед (неполные эллиптические предложения, состоящие из подлежащих и обстоятельств; в устной речи между обстоятельством и подлежащим есть пауза, на письме – тире).

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация по русскому языку на тему: "Неполные предложения" (8 класс)" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация