Психологические методы профилактики буллинга в детском коллективе
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 49
Презентация для классов "Психологические методы профилактики буллинга в детском коллективе" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Психологические методы профилактики буллинга в детском коллективе.
Подготовила педагог – психолог
МАОУ СОШ №103
Жигмановская С.В.
Буллинг (от англ. Bullying)
— травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
Основные виды буллинга
Физическое насилие
Эмоциональное насилие
Сексуальное насилие
Экономическое насилие
Кибербуллинг
Психологические особенности участников буллинга
Как правило, в буллинге принимают участие несколько действующих лиц:
Булли (буллеры, обидчики, агрессоры, организаторы травли).
Жертвы буллинга.
Свидетели буллинга
Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:
физические недостатки ,
особенности поведения ,
особенности внешности ,
плохие социальные навыки ,
страх перед школой
отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) ,
особенности здоровья,
низкий интеллект и трудности в обучении
Причины возникновения буллинга в детских коллективах.
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах.
Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования
.
Мотивами буллинга являются:
зависть;
месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);
чувство неприязни;
борьба за власть;
нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;
стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
стремление удивить, поразить;
стремление разрядиться, «приколоться»;
желание унизить, запугать непонравившегося человека.
Признаки, по которым можно заподозрить в ребенке жертву буллинга
Поведенческие особенности жертв буллинга:
дистанцированность от взрослых и детей;
негативизм при обсуждении темы буллинга;
агрессивность к взрослым и детям.
Признаки, по которым можно заподозрить в ребенке жертву буллинга
Эмоциональные особенности жертвы буллинга:
напряженность и страх при появлении ровесников;
обидчивость и раздражительность;
грусть, печаль и неустойчивое настроение.
Обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в образовательном учреждении:
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.
2. Проявить активность в данной ситуации.
3. Разговор с "агрессором" буллинга.
4. Разговор с "жертвой" буллинга.
5. Разговор с классом.
6. Проинформировать педагогический коллектив.
7. Пригласить родителей для беседы.
8. Наступление последствий.
Основные направления профилактической работы:
Организационное:
Выработка плана работы службы психолого-педагогического сопровождения по профилактике буллинга.
Выявление зон риска и усиление контроля за этими зонами, с привлечением дежурных учащихся.
Создание школьной службы примирения
Просветительская:
Для классных руководителей
информирование классных руководителей о результатах тестирования, обсуждение приоритетных направлений совместной работы по организации воспитательного процесса, предоставление информации по буллингу,
выступление на ШМО классных руководителей, педсовете по теме «Буллинг»,
разработка и предоставление методических рекомендаций по профилактике буллинга,
консультирование по различным ситуациям, связанными с буллингом,
предоставление литературы по данной проблеме,
оформление информационных стендов «Буллинг», «Развитие межличностных отношений в коллективе»
Просветительская:
Для родителей
выступление на родительских собраниях
подготовка методических рекомендаций
разработка программы и организация занятий в семейном клубе
размещением на школьном сайте информации о профилактике буллинга для родителей
тренинги для родителей «Эффективный родитель».
Просветительская:
Для детей
Подготовка информационных стендов
Организация тренингов и классных часов для учащихся
Школа медиаторов
Профилактика буллинга
Первичная профилактика
Первичная профилактика направлена на детей – участников буллинга. И включает в себя работу не только с детьми, но и с семьями школьников.
1.Изучение типа семьи и воспитания в семье детей, а также поведение родителей в семье.
2.Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
3.Формирование личности, жизненного стиля, стратегий поведения учеников в обществе через проведение родительских собраний, классных часов, классных и общешкольных мероприятий.
Для предупреждения постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика должна реализоваться по трем направлениям.
Создание условий недопущения буллинга.
Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) – жертвы с буллерами, ограничение на него стрессовых воздействий.
Укрепление защитных сил личности любого ребенка в классе в противостоянии травле.
Вторичная профилактика
Проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение (буллеров), и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья учащихся, учителей, работников школы.