Презентация "Понятие школьная дезадаптция"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 53
Презентация для классов "Презентация "Понятие школьная дезадаптция"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Понятие школьная и социальная дезадаптация
Выполнила студентка 3-4 группы
Алексее Дарья Александровна
А что такое школьная дезадаптация?
Термином «школьная дезадаптация»
(«школьная неприспособленность») фактически
определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в
процессе школьного обучения.
К числу основных первичных внешних признаков врачи,
педагоги и психологи единодушно относят физиологические
проявления затруднений в учёбе и различные нарушения
школьных норм поведения.
3 основных типа проявления школьной дезадаптации
-Неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и
отрывочности общеобразовательных сведений без
системных знаний и учебных навыков
(когнитивный компонент ШД);
-Постоянные нарушения эмоционально-личностного
отношения к отдельным предметам, обучению в целом,
педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой
(эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);
-Систематически повторяющиеся нарушения поведения в
процессе обучения и в школьной среде
(поведенческий компонент ШД).
Проявления ШД
На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в
повышенной утомляемости, сниженной работоспособности,
импульсивности, неконтролируемом двигательном
беспокойстве (расторможенности) либо заторможенности,
нарушениях аппетита, сна, речи (заикание, запинки).
Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук,
обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и
действия, а также говорение с самим собой, энурез.
На познавательном и социально-психологическом
уровне признаками дезадаптации являются неуспешность
учения, негативное отношение к школе (вплоть до отказа
посещать её), к учителям и одноклассникам, учебная и
игровая пассивность, агрессивность по отношению к
людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена
настроения, страх, упрямство, капризы, повышенная
конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности,
своего отличия от других, заметная уединённость в кругу
одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная
самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая
плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и
раздражительностью.
Компоненты школьной дезадаптации
1. Когнитивный компонент– проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное, бессистемное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.
2. Эмоционально – оценочный (личностный) компонент – происходят нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным урокам и обучению в целом, к учителям, к жизненной перспективе, связанной с учебой, например, равнодушно безучастное, пассивно-негативное, протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком и подростом формы отклонения к обучению. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность..
3. Поведенческий компонент– систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и в школьной среде. Неконтактность и пассивно-отказные реакции, включая полный отказ от посещения школы; стойкое антидисциплинарное поведение с оппозиционным, опозиционно-вызывающим поведением, включая активное противопоставление себя соученикам, учителям, демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, случаи школьного вандализма; слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность.
Признаки ШД
Усталый, утомленный вид ребенка
Нежелание делиться впечатлениями
Нежелание выполнять домашние задания
Жалобы на события в школе
Беспокойный сон
Трудности утреннего пробуждения
Беспокойный сон
Постоянный жалобы на самочувствие и т.д
Причины ШД
Причины школьной дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально бытовыми условиями, отклонениями в психическом и физическом развитии детей.
В современной науке существует несколько классификаций школьной дезадаптации, опирающихся на причины ее возникновения. Выделяют следующие виды дезадаптаций:
Дезадаптация вследствие недостаточного овладения необходимыми компонентами предметной стороны учебной деятельности. Причины этого могут заключаться в недостаточном интеллектуальном и психомоторном развитии ребёнка, в невнимании со стороны родителей или учителя к тому, как ребёнок овладевает учёбой, в отсутствии необходимой помощи. Эта форма школьнойдезадаптации переживается младшеклассниками остро лишь тогда, когда взрослые подчёркивают «бестолковость», «неумелость» детей.
Дезадаптация вследствие недостаточной произвольности поведения. Низкий уровень самоуправления затрудняет овладение как предметной, так и социальной сторонами учебной деятельности. На уроках такие дети ведут себя несдержанно, не выполняют правила поведения. Эта форма дезадаптации чаще всего является следствием неправильного воспитания в семье: или полного отсутствия внешних форм контроля и ограничений, которые подлежат интериоризации (стили воспитания «гиперопека», «кумир семьи»), или вынесения средств контроля вовне («доминирующая гиперпротекция»).
Дезадаптация как следствие невозможности приспособиться к темпу школьной жизни. Этот тип нарушения чаще встречается у соматически ослабленных детей, у детей со слабым и инертным типами нервной системы, нарушениями органов чувств. Сама дезадаптация возникает в том случае, если родители или учителя игнорируют индивидуальные особенности таких детей, не выдерживающих высоких нагрузок.
Дезадаптация как результат дезинтеграции норм семейной общности и школьного окружения. Этот вариант дезадаптации возникает у детей, не имеющих опыта идентификации с членами своей семьи. В этом случае они не могут образовать настоящие глубокие связи с членами новых общностей. Во имя сохранения неизменного Я они с трудом вступают в контакты, не доверяют учителю. В других случаях результатом невозможности разрешить противоречия между семейным и школьным МЫ является панический страх расставания с родителями, желание избежать школы, нетерпеливое ожидание конца занятий. Одним из проявлений школьной дезадаптации, обусловленной семейным воспитанием, может быть школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречия между семейными и школьными «мы». Возникает тогда, когда ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем).
Профилактика ШД
Родители должны быть очень внимательными к своим детям и понимать, что во время периода адаптации школьник особенно сильно нуждается в поддержке близких людей и в готовности вместе переживать эмоциональные трудности, тревоги и переживания.
Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь. При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом. В случае негативного влияния семьи на школьника стоит заняться исправлением подобных проявлений неодобрения. Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах. Соответственно, не стоит осуждать его за каждую плохую оценку, лучше всего провести внимательный разговор о возможных причинах неудач. Благодаря сохранению дружеских отношений между ребенком и родителями можно добиться более успешного преодоления жизненных трудностей.
Профилактика школьной дезадаптации включает в себя создание классов компенсирующего обучения, применение консультативной психологической помощи при первой необходимости, использование психокоррекции, социальных тренингов, тренингов учеников с родителями, усвоение учителями методики коррекционно-развивающего обучения, которая нацелена на учебную деятельность.
Школьная дезадаптация подростков отличает тех подростков, которые адаптированы к школе самим их отношением к учебе. Подростки с дезадаптацией часто указывают на то, что им тяжело учиться, что в учебе есть очень много непонятного. Адаптивные школьники в два раза чаще говорят о трудностях в недостатке свободного времени через загруженность занятиями.
Социальная дезадаптация
Нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок
Социальная дезадаптация – процесс обратимый
В развитии социальной дезадаптации прослеживаются 2 стадии
1.Педагогическая запущенность
Педагогически запущенные дети хронически отстают по ряду предметов школьной программы, сопротивляются педагогическому воздействию, демонстрирую различные проявления асоциального поведения: сквернословят, курят, конфликтуют с учителями, родителями и сверстниками
2.Социальная запущенность
У социально-запущенных детей и подростков все эти негативные проявления отягощены ориентацией на криминогенные группировки, деформацией сознания, ценностных ориентаций, приобщение к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, правонарушениям
Профилактика
Работа по профилактике социальной дезадаптации должна осуществляться уже на этапе дошкольного детства. Данный период – это пропедевтический, но имеющий важное значение на последующих этапах социального развития личности.
Профилактика социальной дезадаптации детей предполагает устранение либо сглаживание причин, условий и факторов, вызывающих те или иные отклонения в развитии личности, и направленность на внутреннюю и внешнюю гармонизацию личности со средой.
Ее основной целью социальной дезадаптации детей в дошкольный период является формирование социально-адаптированного поведения, т. е. поведения, которое ребенок строит осознанно, с учетом собственных потребностей, устремлений, интересов в соответствии с социальными нормами и отношениями. В основе такого поведения лежит получение дошкольником положительного социального опыта через формирование личностных ценностных ориентаций.