Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников как одно из условий повышения качества образования""ков как одно из условийко
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 62
Презентация для классов "Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников как одно из условий повышения качества образования""ков как одно из условийко" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
« Формирование читательской грамотности
младших школьников как одно из условий
повышения качества образования»
ОТЧЁТ
по теме самообразования
учителя начальных классов
Бордашевич С.В.
Цели:
1.Повышение качества образования через активное внедрение методов и приёмов формирования читательской грамотности обучающихся
2.Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя
Задачи:
1. Изучить данную проблему (I этап- 2015-2016 г)-курсы «Формирование читательской грамотности». Автономная некоммерческая организация «Центр Развития Молодёжи» г. Екатеринбург. Дистант - 36ч. 2016г.
2. Применять на практике: развитие умения обучающихся понимать письменные тексты, читать нетекстовый источник (график, таблицу, схему, диаграмму) и делать вывод, умозаключение, анализ или сравнение его элементов. (IIэтап)
Ожидаемые результаты:
Повышение качества усвоения учебного материала, уровня обученности учащихся на основе поиска, понимания прочитанного, преобразования и интерпретации, оценки информации необходимых для дальнейшего успешного обучения и использованию, полученных умений для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Одним из требований ФГОС является требование к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:
– личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами,
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать в частности по литературному чтению:
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования полученной информации,
ЧТО ТАКОЕ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ?
«грамотность чтения»,
«читательская грамотность»,
«функциональная грамотность»,
«навыки осознанного чтения и работа с текстом»
Во всех этих случаях имеется в виду способность человека
•к пониманию письменных текстов и рефлексии на них,
•к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Термин «читательская грамотность» подчеркивает активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.
Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле: «Прочти и перескажи».
Теперь надо учить поиску информации и её использованию.
Развивать такие читательские умения, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях.
Эти читательские умения не только определённым образом оттачивают умы учащихся, не только служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Что такое
ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ
способность
понимать и использовать письменные тексты
строить свои смыслы на основе разнообразных текстов
размышлять о них
Для чего это нужно?
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ
учиться
расширять свои знания и возможности
участвовать в читательских сообществах в школе и в обыденной жизни
участвовать в социальной жизни
получать удовольствие
достигать своих целей
Методы и приемы работы
1.Проверка читательских умений (планируемые результаты)
Наша Таня громко плачет –
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь –
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто)
Озаглавьте стихотворение (выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста)
2. Какие чувства вызвали у Тани плач? (понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им)
•Огорчение
•Восторг
•Неудовольствие
•Удивление
•Рассерженность
3. Приведите один аргумент (довод), чтоб убедить Таню, что мяч не утонет. (связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников)
Умения, отрабатываемые учащимися на этом стихотворении?
-определять главную тему, общую цель или назначение текста
-находить в тексте требуемую информацию
-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию
Почему сегодня на первый план выдвигается именно эта способность?
Потому что все универсальные учебные действия базируются на «грамотном чтении», потому что никакие предметные результаты невозможно достичь без умения «грамотно читать».
В настоящее время от выпускников начальной школы, при выполнении ВПР по математике, русскому языку, окружающему миру так же требуется умение находить извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать сообщения текста, осмысливать и оценивать содержание текста:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Прочитай текст и выполни задания
(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников.
(2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске.
(3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский
писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он
предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё»
писали или «ио», или просто «е».
(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил
в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу.
(7)Монумента заяц удостоился за то, что … спас великого русского поэта.
(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную
деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей.
(10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой
приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время
в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять
восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы
к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц
сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.
(По Е.В. Широниной)
1.Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль
текста.
2.Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь
использовать сочетания слов или предложения.
3.Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
4. Как ты понимаешь значение слова «столица» из 9-го предложения? Запиши своё объяснение.
5. Замени слово «известный» (из 3-го предложения) близким по значению
словом. Запиши это слово.
6. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить
Выражение: Любишь кататься – люби и саночки возить.
МАТЕМАТИКА
1.Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей сдачи получит покупатель, расплатившийся за пакет молока и батон хлеба купюрой в 100 рублей?
2. В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли участие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы.
Команда Золотые Серебряные Бронзовые
Сириус 7 8 3
Орион 6 4 5
Заря 4 6 7
Весна 3 2 5
Сколько серебряных медалей завоевала команда Сириус?
2) Какая команда заняла 3 место по сумме всех медалей?
Для чтения сплошного чисто словесного и несплошного текста, включающего невербальные средства сообщения информации (рисунки, графики, схемы, таблицы), нужны разные стратегии.
Стратегии работы с текстом– это закономерность в принятии решений в ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала, набор действий, которые использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности. В случае успеха учащийся запоминает способ, переносит его в другие ситуации, делает универсальным.
Техника активно-продуктивного чтения основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, это ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.
Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций
Предтекстовая стратегия
«Эпиграф урока»
По эпиграфу детям предлагается предположить, о чём будет разговор на уроке
«Сплошной текст»
Найди в тексте названия древнерусских городов.
ВАУРТАКЫЦЛРОСТОВХЗЩГРГСРИКИЕ
ВСЧАОЛАЦГЗХЗШГПСКОВДОЛПАГОП
СВЛОРЫЦПНОВГОРОДСЧРАП
ВПЧЕРНИГОВПАОРВО
«Осмысленный текст…»
Найди в двустишье «спрятанное» животное.
Была гроза. Я целый час
Не открывал от страха глаз
Послетекстовая стратегия
Вопросы, которые лежат на «поверхности», самые простые. Это вопросы, ответы на которые четко прописаны в тексте. Как правило, эта категория вопросов начинается со слов: КТО...? КОГДА...? ЧТО...? ГДЕ...? Формируют первую группу читательских умений.
ПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ требуют логического мышления ПОЧЕМУ? КАК? ЧТО ЕСЛИ? НЕ ХОТЕЛИ БЫ ВЫ? Ответ как бы скрыт «между строк», о нем можно догадаться, если внимательно читать текст и по некоторым «подсказкам» можно предположить, что имел в виду автор. Формируют вторую группу читательских умений.
ГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ - вопросы, которые достаются из сундука на дне моря, самые сложные, так как они требуют связать текст с жизнью, опытом читателя. Как правило, это вопросы, ориентированные на личное восприятие какой-то информации. Вопросы, раскрывающие позицию читателя - формируется третья группа читательских умений.
Практическое применение в педагогической деятельности темы самообразования
1. Ежегодное участие в конкурсах по формированию читательской грамотности «ЭМУ-Эрудит. СМЕЛЫЙ РАУНД», «ЭМУ-Специалист» - 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 гг.
2.Участие в дистант-викторине «Творчество А. Барто» - 2016-2017г.
3. «Золотое Руно» -2016-2017г
4. Дино-олимпиада (межпредметная онлайн-олимпиада)- 2016-2017 г
5. «Русский с Пушкиным»-2016-2017г (онлайн-олимпиада)
6. «Русский медвежонок»- 2015-2016, 2016-2017гг
КИТ-2016-2017г
8.Подготовка к ВПР -2016-2017г