"Использование чек-листа при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 50
Презентация для классов ""Использование чек-листа при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Использование чек - листа при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе»
Андрианова Людмила Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №13» г. Северодвинска
ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52 953).
Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2023 году (Приложение к письму Рособрнадзора от 22.11.2022 № 04-435).
Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 19 ноября 2019 года № 2140 «Об утверждении Порядка регистрации на участие в итоговом собеседовании по русскому языку в Архангельской области».
Распоряжение министерства образования Архангельской области от 16 декабря 2022 года № 2286 «Об утверждении организационной схемы обеспечения проведения итогового собеседования по русскому языку в Архангельской области в 2023 году».
Чек-лист
(check-list или проверочный список) — это перечень, состоящий из пунктов, которые нужно выполнить или проверить.
Порядок выполнения задания 1
1. Экзаменатор-собеседник предлагает обучающемуся познакомиться с текстом.
2. Обучающийся работает с текстом (читает его про себя) в течение 2 минут.
3. По истечении времени экзаменатор-собеседник спрашивает обучающегося о готовности прочитать текст вслух.
4. Обучающийся читает текст вслух.
Чек-лист 1. Подготовка к чтению вслух
1.Прочитайте текст про себя.
2. При чтении особое внимание обратите на:
* имена, фамилии, отчества людей;
* географические названия;
* незнакомые слова;
* сложные слова;
* термины и понятия;
* ударения, поставленные в самом тексте;
* формы числительных.
3. Во время чтения запоминайте главные мысли и ключевые слова. Это поможет подготовиться ко второму заданию — пересказу текста.
Чек-лист 2. Как читать текст?
Читайте текст не слишком быстро и не слишком медленно. Научитесь укладываться в 2 минуты.
Читайте чётко, плавно, не пропускайте слова, не «проглатывайте» окончания.
Помните, что во время собеседования производится аудиозапись, поэтому читайте достаточно громко.
Обращайте внимание на знаки препинания в конце предложения. Соблюдайте правильную интонацию.
Обращайте внимание на знаки препинания внутри предложения. На месте запятых, точек с запятой, тире, двоеточий делайте паузы. Соблюдайте интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
Чек-лист 2. Как читать текст?
6. Между абзацами делайте более длительные паузы.
7. Чтобы случайно не пропустить слово или не перескочить через строчку, водите по тексту пальцем или карандашом (ручкой).
8. Если в тексте встретилась аббревиатура, расшифровывать её не нужно.
9. Если в тексте встретились инициалы, то можно их расшифровать (если точно знаете имя и отчество человека) или пропустить и прочитать только одну фамилию.
10. Правильно произносите слова, в которых в тексте поставлены ударения.
Памятка 1. Как склонять числительные?
*При склонении сложных числительных изменяются оба корня.
Он участвовал в 200 (двухстах) соревнованиях.
Life Hack. Чтобы проверить второй корень, подставляйте слово НОТЫ (двух нотАХ - двухстАХ).
*Числительные 40, 90, 100 имеют только две формы: в именительном и винительном падежах — сорок, девяносто, сто; в остальных падежах — сорока, девяноста, ста.
Учёный издал более 100 (ста) научных работ.
*В составных количественных числительных при склонении изменяется каждое слово.
Он принял участие в 275 (двухстах семидесяти пяти) экспедициях.
*В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
В 1980 (тысяча девятьсот восьмидесятом) году он завоевал золотую медаль на олимпиаде в Москве.
Памятка 2. Какие ключевые слова подчёркивать?
Ключевые слова — это главные слова в предложении (тексте), в которых сосредоточена его суть.
Грамматическая основа или один из главных членов предложения;
Слова, называющие персонажей, основные понятия, явления, предметы или действия;
Даты, числа;
Собственные наименования;
Термины и пр.
Порядок выполнения задания 2
Экзаменатор-собеседник переключает обучающегося на подготовку к пересказу.
Девятиклассник готовится к пересказу: в течение 2 минут делает выписки из текста, читает цитату и определяет её место в тексте, продумывает способ включения цитаты в пересказ.
Экзаменатор-собеседник забирает у обучающегося текст (цитатой при пересказе можно пользоваться).
Обучающийся подробно пересказывает текст, включает в пересказ дополнительную информацию в виде цитаты.
Чек-лист 3. Подготовка к пересказу
При подготовке к первому заданию ИС (чтению вслух) прочитайте текст про себя.
Запомните главные мысли, подчеркните ключевые слова.
При подготовке ко второму заданию (пересказу) прочитайте текст ещё раз. Во время чтения выписывайте на специальный бланк, выданный экзаменатором-собеседником, подчёркнутые ранее ключевые слова.
Запомните структуру текста (расположение микротем). Имейте в виду, что структура всех текстов на итоговом собеседовании примерно одинаковая. Помните об этом при пересказе.
Чек-лист 3. Подготовка к пересказу
5. Прочитайте цитату. Обратите внимание на то, кому принадлежит высказывание: самому герою текста или другому лицу. Внимательно прочитайте его фамилию.
6. Подумайте, в какую часть текста это высказывание подходит по смыслу и логике. Сделайте об этом пометку в своих записях.
7. Подумайте, каким из способов вы включите цитату в пересказ.
8. Перескажите текст с опорой на записи. Не спешите. Старайтесь правильно строить предложения и произносить слова. Если что-то забыли, не останавливайтесь, пропустите и рассказывайте дальше. Не забудьте про цитату.
Памятка 3. Как делать записи во время подготовки к пересказу?
Во время подготовки к чтению вы уже подчеркнули ключевые слова, поэтому сразу, как только экзаменатор-собеседник сообщил о подготовке к выполнению задания, начинайте выписывать их на бланк.
Будет лучше, если одной рукой вы будете указывать себе в тексте на подчёркнутые слова, а второй - их записывать. Так вам не придётся искать слова в тексте.
Используйте сокращения, но учтите, что они должны быть понятны вам.
Не выписывайте вводные слова, союзы, частицы.
Помните, что ЧЕРНОВИК никто, кроме вас, не увидит.
Памятка 1. Как делать записи во время подготовки к пересказу?
5. Числительные записывайте цифрами, без вспомогательных слов (например, 1993).
6. Не тратьте время и не выписывайте фамилию, имя и отчество самого героя текста: их можно прочитать в пояснении к цитате.
7. Начинайте каждую запись с новой строчки, чтобы при пересказе не теряться в словах, написанных сплошным текстом.
8. Постарайтесь выписать ключевые слова из каждого абзаца, не останавливайтесь только на начале текста, иначе у вас не хватит времени на последнюю часть и при пересказе вы можете не вспомнить, о чём там шла речь.
9. Обязательно в записях сделайте пометку, где будете вставлять цитату.
10. Даже если вы забыли про цитату при пересказе, произнесите ее в конце рассказа, тогда вы не потеряете балл по критерию «Способы цитирования».
Памятка 4. Примерная структура текста
Текст, как правило, состоит из 4-х микротем (абзацев).
Общие сведения о человеке (кто он, главная заслуга человека). Иногда могут содержаться сведения о его семье, родителях.
Факты о детстве, об учёбе, о начале карьеры.
Самые главные факты о деятельности (открытия, победы, достижения, рекорды, созданные произведения и др.)
Сведения о наградах, заслугах; след деятеля в истории, значимость достижений, сохранение памяти о нём.
Памятка 5. Способы включения цитаты в пересказ
Прямое цитирование (дословная передача слов).
Клише (самый простой вариант, который вы точно не забудете):
ФИО говорил: «Цитата».
Варианты посложнее:
Недаром ФИО утверждал: «Цитата».
Заслуги (ФИО героя текста в родительном падеже) подтверждают слова ФИО (того, кому принадлежит высказывание): «Цитата».
«Цитата», — так говорил об этом человеке ФИО.
Памятка 5. Способы включения цитаты в пересказ
2. Косвенное цитирование (при помощи сложноподчинённых предложений).
При косвенном цитировании местоимения 1 лица следует заменять на местоимения 3 лица или на имя существительное.
Сравните:
Граф Александр Фёдорович Орлов говорил: «Я не мог не ценить в нём высокие нравственные качества».
Граф Александр Фёдорович Орлов говорил, что он не мог не ценить в Аврааме Сергеевиче Норове высокие нравственные качества.
Памятка 5. Способы включения цитаты в пересказ
3. Цитирование при помощи вводных слов.
По словам ФИО, цитата.
Как говорил ФИО, цитата.
Константин Алексеевич Коровин говорил: «Мои картины — это я, моё пение жизни, моя радость».
По словам Константина Алексеевича Коровина, его картины — это он, его пение жизни, его радость.
Порядок выполнения задания 3.
Экзаменатор-собеседник предлагает обучающемуся ознакомиться с темами монолога, предлагает выбрать одну их предложенных тем и предупреждает о продолжительности времени, данного на подготовку к выполнению задания.
Обучающийся выбирает ОДНУ из трёх тем и в течение минуты продумывает свой монолог.
По истечении времени экзаменатор-собеседник спрашивает обучающегося о готовности к выполнению задания (монологическому высказыванию).
Обучающийся произносит монолог.
Время выполнения задания — до 3-х минут.
Чек-лист 4. Монологическое высказывание на основе описания фотографии
Внимательно прочитайте тему.
Обратите внимание на место действия, на задний план (помещение или улица, освещение, крупные предметы и пр.).
3. Обратите внимание на героя(ев) фотографии:
кто они?
что делают?
как выглядят?
во что одеты?
каковы выражение лица, поза?
4. Постарайтесь почувствовать настроение героя(ев) или общую атмосферу происходящего.
5. Свяжите с жизнью то, что изображено на фотографии: значимость занятия, важность взаимоотношений, качества характера.
6. Подумайте, какое впечатление произвела на вас фотография.
Советы
1. Используйте подсказки, которые даются к заданию. Под каждой фотографией обязательно будет написано: «Не забудьте описать...», дан небольшой план. Он поможет вам направить ход мыслей в нужное русло.
2. Используйте слова разных частей речи: имен существительных(чтобы описать героев фотографии); глаголов(чтобы описать действия персонажей); имен прилагательных (чтобы описать изображенные предметы).
3. Считайте предложения про себя (можно даже загибать пальцы). Помните, что ваше высказывание должно состоять не менее чем из 10 предложений, причём неважно, какие они будут по структуре, поэтому лучше составлять простые или сложносочиненные предложения.
4. Используйте вводные слова со значением вероятности, предположения, чтобы не допустить фактических ошибок.(Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать, некоторым образом, в каком-то смысле, положим, предположим, допустим и пр.)
Чек-лист 5. Монологическое высказывание- повествование на основе жизненного опыта (похоже на фильм - события сменяют друг друга)
1. Внимательно прочитайте тему, вспомните соответствующее событие (факт, ситуацию, дело) из своей жизни.
2. Вспомните, как всё планировалось, с чего всё началось.
3. Восстановите последовательность событий.
4. Проанализируйте свои эмоции, которые вы испытывали во время описываемого события.
5. Проанализируйте результат, подведите итог.
6. Выскажите своё отношение к событию (человеку).
Советы
Для построения монолога-повествования используйте слова:
Однажды…
Сначала…
Потом…
Далее…
Затем…
После этого…
В итоге…
Чек-лист 6. Монологическое высказывание — рассуждение по поставленному вопросу
Внимательно прочитайте вопрос темы. Дайте на него чёткий ответ в одном предложении. Это будет ваш тезис.
Прочитайте вопросы, которые даны к этой теме. Продумайте ответ на каждый из них, оформите каждый ответ одним-двумя предложениями. Это будут ваши доказательства.
Обобщите всё представленное выше и выскажите в одном предложении. Это будет вывод.
Порядок выполнения задания 4
Экзаменатор-собеседник сразу после окончания монологического высказывания доброжелательным тоном задаёт экзаменуемому по порядку три вопроса, предложенных в КИМ, выслушивает ответы, при необходимости может задать дополнительные (наводящие или уточняющие) вопросы.
Обучающийся дает ответы на вопросы с учетом речевой ситуации.
Экзаменатор-собеседник благодарит ученика, объявляет об окончании процедуры и разрешает ему покинуть помещение, где проводилось испытание.
Чек-лист 7. Диалог
Внимательно выслушивайте вопросы экзаменатора-собеседника, в том числе и дополнительные( учитель постарается вам помочь, задавая наводящий или уточняющий вопрос).
Давайте полные, развёрнутые ответы, состоящие из 2 – 4 предложений.
Не бойтесь дать «неправильный» ответ. Ваша задача — высказать свою точку зрения, обозначить собственную позицию.
Помните, что недостаточно просто высказать мысль — её нужно доказать (обосновать, привести пример из личного опыта).
Будьте максимально искренни. Говорите только о том, что было на самом деле.
Проявляйте положительные эмоции, улыбайтесь, помогайте себе жестами и мимикой.
Старайтесь правильно употреблять слова, ставить ударения, строить предложения.
Говорите достаточно громко, чётко, не «глотайте» окончания, не спешите, но и не делайте слишком больших пауз. Если какой-то вопрос поставил вас в тупик, скажите: «Я затрудняюсь ответить на этот вопрос».
Речевые клише для диалога
Я думаю, что…
Я считаю, …
Как мне кажется, …
По-моему, …
По моему мнению, ...
По-видимому, …
Следовательно, …
Итак, …
Таким образом, …
Например, ...
https://smart-planner.ru/check_list_new
Чек - листы, составленные на основе необходимой информации по каждому заданию устного экзамена, позволят обучающимся понять структуру экзамена, иметь сведения о порядоке выполнения каждого задания и успешно справиться с процедурой допуска к государственной итоговой аттестации.