Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Искусство Москвы XIV – XV вв.

Искусство Москвы XIV – XV вв.

Искусство Москвы XIV – XV вв. - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Искусство Москвы XIV – XV вв.:
Cкачать презентацию: Искусство Москвы XIV – XV вв.

Презентация для классов "Искусство Москвы XIV – XV вв." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Древнерусское искусство<br><br>Искусство Москвы <br>XIV – XV вв. <br>
1 слайд

Древнерусское искусство

Искусство Москвы
XIV – XV вв.

Московское <br>зодчество <br>
2 слайд

Московское
зодчество

Обширное каменное строительство в Москве началось в XIV в. В раннемосковском зодчестве продолжались
3 слайд

Обширное каменное строительство в Москве началось в XIV в. В раннемосковском зодчестве продолжались традиции русской архитектуры предшествующего периода.
ОСОБЕННОСТИ МОСКОВСКОГО ЗОДЧЕСТВА:

Декоративное убранство фасадов и барабана выполнялось в манере владимиро-суздальского зодчества.
Килевидные кокошники: ярусами группировались вокруг барабана главы, что придавало динамичность и объемность архитектуре здания.





Средняя арка фасада была выше, чем боковые.

Эти приемы получили в дальнейшем развитие в русском зодчестве XVI - XVII вв.

Московский Кремль<br> Кремль - крепостное сооружение с прочными стенами и высокими башнями. В XVI -X
4 слайд

Московский Кремль
Кремль - крепостное сооружение с прочными стенами и высокими башнями. В XVI -XVII вв. в Кремле активно велось строительство соборов с золотыми куполами и высокими шатрами, величественных дворцов, причудливых теремов.

Великокняжеский дворец <br>Этот архитектурный комплекс зданий (конец XV - начало XVI в.) включал мно
5 слайд

Великокняжеский дворец
Этот архитектурный комплекс зданий (конец XV - начало XVI в.) включал множество высоких и низких выстроенных из камня и дерева сооружений (Грановитую палату, Святые сени и др.). Переходы связывали все части дворца между собой и с Благовещенским собором Кремля. Все части дворца в разное время были разобраны или перестроены. Составить некоторое представление о великокняжеском дворце помогает Грановитая (или Большая) палата.

Грановитая палата<br>(архитекторы Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1487 - 1491 гг.) является о
6 слайд

Грановитая палата
(архитекторы Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1487 - 1491 гг.) является одним из самых первых гражданских сооружений Москвы.
Она предназначалась для торжественных церемоний и служила тронным залом государя всея Руси. Здание палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отличается необычным убранством главного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован четырехгранными белыми плитками .

Второй этаж палаты - огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб
7 слайд

Второй этаж палаты - огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Живопись на стенах палаты неоднократно менялась. Первоначально это были рисунки на библейские темы. В 1668 г. царский изограф Симон Ушаков подновил стенопись и составил подробную опись сюжетов.

В древности в парадные покои Грановитой палаты попадали через Святые сени - продолговатую комнату, п
8 слайд

В древности в парадные покои Грановитой палаты попадали через Святые сени - продолговатую комнату, перекрытую сомкнутым сводом с позолоченным каменным кружевом. Особую торжественность и пышность интерьеру придавали шесть порталов с резными дверями.

Соборная площадь Кремля  (XIV в.)<br>С северной стороны площадь ограничивает Успенский собор, с южно
9 слайд

Соборная площадь Кремля (XIV в.)
С северной стороны площадь ограничивает Успенский собор, с южной - Архангельский, с юго-западной - Благовещенский, с восточной - колокольня Ивана Великого.

Успенский собор  (1475 - 1479 гг.)<br>(итальянский зодчий Аристотель Фиораванти)  Построен  на месте
10 слайд

Успенский собор (1475 - 1479 гг.)
(итальянский зодчий Аристотель Фиораванти) Построен на месте старого здания. Образец для храма - Успенский собор города Владимира. При сооружении храма А.Фиораванти использовал такое новшество, как железные связи, которые были заложены в кладку для увеличения прочности конструкции.

В конструкции Успенского собора итальянский архитектор впервые в русском зодчестве вместо тяжеловесн
11 слайд

В конструкции Успенского собора итальянский архитектор впервые в русском зодчестве вместо тяжеловесных прямоугольных опор применил круглые столбы. В результате внутреннее пространство стало просторным.

Росписи храма выполняли известные русские мастера того времени.<br>Сюжеты алтарной части<br>(мастер
12 слайд

Росписи храма выполняли известные русские мастера того времени.
Сюжеты алтарной части
(мастер Дионисий и его помощники)
«Поклонение волхвов», «Похвала Богоматери», «Рождество Иоанна Предтечи», «Сорок севастийских мучеников».

Девятиглавый Благовещенский собор   (1484- 1489 гг.)<br>соединялся с дворцом специальным переходом.
13 слайд

Девятиглавый Благовещенский собор (1484- 1489 гг.)
соединялся с дворцом специальным переходом. Во время торжественных церемоний храм служил для парадного выхода из дворца князя (царя) и его свиты. Благовещенский собор - памятник раннемосковского зодчества. В соборе присутствуют черты псковской и
владимирско-суздальской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, орнаментальные пояски на главах и др.

Росписи благовещенского собора<br>(1508 г.)<br>Выполнены артелью художников, возглавляемой Феодосием
14 слайд

Росписи благовещенского собора
(1508 г.)
Выполнены артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном Дионисия.
«Троица» фреска

Над выходом из собора привлекает внимание изображение Спаса Нерукотворного, выполненное Симоном Ушак
15 слайд

Над выходом из собора привлекает внимание изображение Спаса Нерукотворного, выполненное Симоном Ушаковым.
Спас Нерукотворный - особый тип изображения Христа.

Иконы благовещенского собора<br> Часть икон для иконостаса написана в 1405 г. великими древнерусским
16 слайд

Иконы благовещенского собора
Часть икон для иконостаса написана в 1405 г. великими древнерусскими живописцами Андреем Рублевым и Феофаном Греком.



Архангельский собор (1505 – 1508 г.г.) <br>(итальянский зодчий Алевиз Новый) <br>Храм-усыпальница дл
17 слайд

Архангельский собор (1505 – 1508 г.г.)
(итальянский зодчий Алевиз Новый)
Храм-усыпальница для московских князей.

Колокольня <br>Ивана Великого<br> (начало XVI в. - 1600 г.) <br> Колокольня стоит на специальном фун
18 слайд

Колокольня
Ивана Великого
(начало XVI в. - 1600 г.)
Колокольня стоит на специальном фундаменте из белого камня, что придает ей необычайную прочность. На этой звоннице 21 колокол, в том числе Успенский массой 70 т. . Долгое время колокольня Ивана Великого оставалась самым высоким сооружением в Москве, так как существовало поверье, что если в городе будет построено здание выше, то придет беда.

В 1836 г. на каменный постамент рядом с колокольней был водружен <br>Царь-колокол - самый большой ко
19 слайд

В 1836 г. на каменный постамент рядом с колокольней был водружен
Царь-колокол - самый большой колокол в мире, который с момента своей отливки ни разу не зазвонил, так как треснул, пострадав во время пожара в 1737 г. Он не имеет себе равных не только по размерам, но и по художественному литью.

ИКОНОПИСЬ<br>
20 слайд

ИКОНОПИСЬ

Иконостас-  <br>система поставленных в несколько рядов икон, образующих стену. <br>(возникновение ко
21 слайд

Иконостас-
система поставленных в несколько рядов икон, образующих стену.
(возникновение конец XIV - начало XV в.)
Иконостас отделяет алтарную часть от пространства храма.
Византийское искусство не знало развитой формы иконостаса, его создание следует считать достижением русского искусства.
Иконостас представляет собой единую стройную композицию - образное воплощение главных догматов веры. Одной из основных идей русского высокого иконостаса было осознание истории человечества с религиозной точки зрения.

22 слайд

На самом верху иконостаса находится Распятие.<br> Далее в определенном порядке размещается несколько
23 слайд

На самом верху иконостаса находится Распятие.
Далее в определенном порядке размещается несколько рядов икон.
Верхний ряд - праотеческий (с персонажами Ветхого Завета). В его центре располагается образ Троицы.
Ниже - пророческий ряд (с изображением ветхозаветных пророков, предсказавших появление Христа). В центре этого ряда - икона Богоматерь Знамение.
Следующий ярус - праздничный (отражающий со бытия Рождества, Пасхи и других церковных праздников) с иконами меньшего размера.
Дальше идет деисусный чин, или деисус, - это главный ряд. В центре изображен сидящий на троне Христос, по сторонам от него, склонив головы и молитвенно протянув руки, - Мария и Иоанн Предтеча. За Богоматерью следует архангел Гавриил, затем соответственно апостолы Петр и Павел и другие святые, расположенные по «чину».
В нижнем ряду с другими иконами помещалась храмовая икона святого илипраздника, которому посвящен данный храм.

Андрей Рублев (ок. 1360- 1430) <br>Иконописец.<br> По одной из версий, прозвище Андрея связано с дер
24 слайд

Андрей Рублев (ок. 1360- 1430)
Иконописец.
По одной из версий, прозвище Андрея связано с деревней Рублево, которая находилась на Москве-реке недалеко от столицы. По другой - его творческий путь начинался в тверском городе Старице. Предполагают также, что до сорока лет Рублев работал в мастерской великокняжеского двора. Позднее он стал монахом Троицкой обители, а затем Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где и был похоронен.
Созерцательно-лирическое направление в древнерусской живописи, воплощенное в творчестве Андрея Рублева и художников его круга, пришло на смену тревожным, подчас трагическим настроениям предшествующей эпохи. Иконопись Рублева прибрела огромную известность и стала образцом для подражания. Она целое столетие формировала лицо московской школы живописи.

Ранние произведения Рублева<br>(3 слайда) <br>заметно влияние лучших образцов византийского искусств
25 слайд

Ранние произведения Рублева
(3 слайда)
заметно влияние лучших образцов византийского искусства XIV в.


«Ангел» - миниатюра Евангелия Хитрово

Звенигородский чин<br><br> <br>
26 слайд

Звенигородский чин


Икона Рублева «Спас»<br> (начало XV в.) из Звенигородского деисусного чина - воплощение божественной
27 слайд

Икона Рублева «Спас»
(начало XV в.) из Звенигородского деисусного чина - воплощение божественной сущности, мудрости, добра и красоты. Икона плохо сохранилась, утраты красочного слоя очень велики, но это лишь подчеркивает таинственную значительность образа.

Фрески Успенского собора в Звенигороде<br><br> <br>
28 слайд

Фрески Успенского собора в Звенигороде


В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписывал интерьер Благовещен
29 слайд

В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписывал интерьер Благовещенского собора Московского Кремля (сильный пожар 1547 г. уничтожил эту роспись).
Левая часть икон праздничного ряда современного ИКОНОСТАСА этого собора - единственные сохранившиеся работы Рублева того времени. Эти иконы выделяются звучностью и чистотой колорита.
В «Благовещении» преобладают зеленые и коричневые тона.

«Рождество Христово»         и       «Сретение» - коричневые и красные тона. <br>
30 слайд

«Рождество Христово» и «Сретение» - коричневые и красные тона.

«Крещение» и «Преображение» - окрашены как бы зеленоватой дымкой. <br>
31 слайд

«Крещение» и «Преображение» - окрашены как бы зеленоватой дымкой.

«Воскрешение Лазаря»<br>«Вход в Иерусалим»<br>
32 слайд

«Воскрешение Лазаря»
«Вход в Иерусалим»

В 1408 г. вместе с Даниилом Черным Рублев восстанавливал живопись Успенского собора во Владимире, си
33 слайд

В 1408 г. вместе с Даниилом Черным Рублев восстанавливал живопись Успенского собора во Владимире, сильно пострадавшего от монголо-татар.

Вскоре после 1410 г. они в содружестве с неизвестными нам иконописцами создают монументальный иконос
34 слайд

Вскоре после 1410 г. они в содружестве с неизвестными нам иконописцами создают монументальный иконостас Успенского собора во Владимире.
Он состоял из трех рядов, общая высота которых достигала почти 6 м. Композиция этого иконостаса надолго стала образцом для подражания.

В 20-е годы XV в. Рублев с Даниилом и другими художниками в Троице-Сергиевом монастыре расписывал Тр
35 слайд

В 20-е годы XV в. Рублев с Даниилом и другими художниками в Троице-Сергиевом монастыре расписывал Троицкий собор, воздвигнутый на месте погребения одного из наиболее почитаемых русских святых - Сергия Радонежского.

Икона «Троица» <br>На иконе изображены три фигуры ангелов, сидящих вокруг стола. Единство их внутрен
36 слайд

Икона «Троица»
На иконе изображены три фигуры ангелов, сидящих вокруг стола. Единство их внутреннего состояния передано через сосредоточенность, серьезность их скорбных лиц, общность ритма, сходство жестов, силуэтов и поз. Возникает ощущение неземного величия и божественного достоинства ангелов. Благодаря искусному сочетанию тонов и красок одежды ангелов рождается изысканная цветовая гармония.

Точность пропорций, умение одной линией создать ощущение объемной формы, парящей в безграничном прос
37 слайд

Точность пропорций, умение одной линией создать ощущение объемной формы, парящей в безграничном пространстве золотого фона, способность тонко передать во внешне спокойных ликах целую гамму переживаний характеризуют творчество Рублева. Восхищение и признание современников вызывало его выдающееся живописное дарование, открывающее взору человека невидимый мир божественной красоты.

Дионисий <br>(ок. 1430/1440 - ок. 1505) на рубеже XV - XVI вв. был признан лучшим московским иконопи
38 слайд

Дионисий
(ок. 1430/1440 - ок. 1505) на рубеже XV - XVI вв. был признан лучшим московским иконописцем. Он имел собственную мастерскую в столице, и именно ему поручили расписывать Благовещенский и Успенский соборы в Московском Кремле. К несчастью, случилось так, что почти все фрески, написанные художником в Москве и Волоколамске, погибли в результате поздних переделок. Полностью уцелел лишь фрески церкви Рождества Богородицы в уединенном Ферапонтовом монастыре на Вологодской земле. Все композиции и сюжеты росписи посвящены Богоматери. Фрески проникнуты светлым, празднично-возвышенным настроением. Фрески расположены в четыре яруса. В нижнем - «полотенца», орнаментальные пояса из полусотни кругов, причем узор ни разу не повторяется. Над «полотенцами» идут сцены вселенских соборов, еще выше - жизнеописание Марии, а на сводах и люнетах (полукруглых завершениях стен) изображены библейские притчи и события из Евангелия. В этих сценах ярко проявилось композиционное дарование Дионисия.

Особенности живописного языка Дионисия (фресок и икон):<br>Удлиненные пропорции фигур. <br>Подчиненн
39 слайд

Особенности живописного языка Дионисия (фресок и икон):
Удлиненные пропорции фигур.
Подчиненность всех элементов композиции ритму композиций.
Богато украшенное одеяние фигур изображено плоскостно, что делает декоративную нарядность росписей еще выразительнее.
В персонажах и событиях подчеркнута духовность, будто приоткрываются двери в небесный, райский мир, исполненный божественной гармонии, где грубая материя преображается и очищается от всего земного.

В центре сцены «О тебе радуется» - восседающая на троне Мария, которую окружают ангелы. Их нимбы сли
40 слайд

В центре сцены «О тебе радуется» - восседающая на троне Мария, которую окружают ангелы. Их нимбы сливаются в непрерывный полукруг. Две крайние фигуры написаны в рост, их крылья и линии плеч повторяют полукруг люнета. Мотив плавной закругленной линии придает композиции изумительную стройность и завершенность.
Согласно надписи, сохранившейся в храме, Дионисий работал вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром. Ученые установили, что основная часть фресок выполнена в предельно короткий срок - за 34 дня.

Презентация составлена по учебнику <br>История изобразительного искусства. В 2-х т.  Сокольникова Н.
41 слайд

Презентация составлена по учебнику
История изобразительного искусства. В 2-х т.  Сокольникова Н.М.

Презентацию выполнил
преподаватель ДШИ
Голикова Д.Н. п.Солнечный, ХМАО

Ссылки на сайты :
Фото https://www.flickr.com
http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=609
http://cvetamira.ru/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo
http://mirznanii.com/a/128941/iskusstvo-vladimiro-suzdalskogo-knyazhestva

Возможно Вы ищите другие презентации
Отзывы на uchebniki.org.ua "Искусство Москвы XIV – XV вв." (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация