Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация по разделу "Основы комплексной безопасности"

Презентация по разделу "Основы комплексной безопасности"

Презентация по разделу "Основы комплексной безопасности" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация по разделу "Основы комплексной безопасности":
Cкачать презентацию: Презентация по разделу "Основы комплексной безопасности"

Презентация для классов "Презентация по разделу "Основы комплексной безопасности"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

                             Панчурин А.В<br><br>Тема 1 Взаимодействие природы и общества.<br>Эколог
1 слайд

Панчурин А.В

Тема 1 Взаимодействие природы и общества.
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды.
Человек и окружающая среда.

Учебные вопросы:
Взаимодействие природы и общества. Этапы взаимодействия общества и природы. Проблемы взаимодействия общества и природы. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Экологическая безопасность. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Система органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Человек и окружающая среда. Биосоциальная природа человека. Окружающая среда. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Факторы экологического риска. Средства индивидуальной защиты в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Основные экологические знаки, используемые на территории Российской Федерации.

                             Панчурин А.В<br>Человек является продуктом природы, её частью, принадле
2 слайд

Панчурин А.В
Человек является продуктом природы, её частью, принадлежит ей, по словам Фридриха Энгельса, «плотью, кровью и мозгом», находится «внутри её». Вместе с развитием природы происходит развитие человека. Для обеспечения своего существования он получает из окружающей среды всё необходимое, выступая потребителем природных ресурсов.
В истории взаимодействия человека с природой выделяют несколько этапов.

                             Панчурин А.В<br>1.1._Периоды (этапы) взаимодействия природы и общества
3 слайд

Панчурин А.В
1.1._Периоды (этапы) взаимодействия природы и общества (человека)
постиндустриальный
индустриальный
аграрный
адаптационный (биогенный)

                             Панчурин А.В<br>На ранних этапах развития общества взаимодействие челов
4 слайд

Панчурин А.В
На ранних этапах развития общества взаимодействие человека и природы носило ограниченный в территориальном отношении характер и изменения в природной среде были незначительными. Адаптационный (биогенный) период охватывал эпоху палеолита, когда существовал примитивный первобытно-общинный уклад жизни. Основные виды промысла: охота, рыболовство, сбор диких растений и плодов.
Аграрный период завершился с началом становления промышленного производства в XVII в., которое позволило человеку снизить зависимость от природы и обеспечить свои возрастающие потребности, при этом увеличило воздействие на окружающую среду. Индустриальный период продолжался до последней четверти XX века и явился кульминацией техногенной эпохи. Возникли проблемы истощения ресурсов и нарушение биосферы.
Когда человек освоил культурное землепользование, начался аграрный период, который продолжался, пока существовали рабовладельческие и феодальные общества. Люди занимались земледелием и скотоводством, распахивали значительные пространства, занимали большие территории под пастбища, вырубали леса, что привело к опустыниванию огромных территорий в различных регионах планеты.
В настоящее время продолжается постепенный переход к постиндустриальному этапу развития взаимоотношений общества и природы. Человек должен осознать ограниченность ресурсов планеты и необходимость сохранения природной среды, а высокий уровень развития науки должен обеспечить создание безвредных для биосферы технологий.

                             Панчурин А.В<br>Впервые термин «Экология» предложил немецкий биолог Эрн
5 слайд

Панчурин А.В
Впервые термин «Экология» предложил немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919) в 1866 году в своём труде «Общая морфология организмов»
Экология (от греч. оikos – обиталище, жилище, дом, имущество и logos – понятие, учение, наука) – наука, изучающая отношения живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. В буквальном смысле это наука об организмах «у себя дома».

                             Панчурин А.В<br>1.2._Проблемы взаимодействия общества и природы<br>Совр
6 слайд

Панчурин А.В
1.2._Проблемы взаимодействия общества и природы
Современная цивилизация – результат деятельности людей, основанной на прогрессе науки и техники. Потребительская идеология мирового сообщества сформировала представление о биосфере как источнике ресурсов для человека, что привело к беспрецедентному уничтожению естественных экосистем и быстрому сокращению биоразнообразия.
Рост численности населения планеты, интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства повлекли за собой существенные изменения природной среды. Быстрое освоение новых территорий и сокращение участков земной поверхности, не затронутых деятельностью человека, привело к увеличению числа катастрофических последствий – наводнений, засух и т.д.

                             Панчурин А.В<br>Россия располагает обширными территориями, по количеств
7 слайд

Панчурин А.В
Россия располагает обширными территориями, по количеству и разнообразию природных ресурсов она – одна из богатейших стран в мире. По запасам и добыче многих видов полезных ископаемых наша страна занимает лидирующее положение.
Россия богата также водными, почвенными, агроклиматическими, лесными и другими природными ресурсами. Однако увеличение числа потенциально опасных производств и концентрация их в некоторых районах повышают вероятность аварий и возможность возникновения экологической опасности.

Экологическая опасность – угроза разрушения среды обитания человека в результате его хозяйственной деятельности, естественных и антропогенных аварий и катастроф.

                             Панчурин А.В<br>Примерное соотношение выбросов вредных веществ в атмосф
8 слайд

Панчурин А.В
Примерное соотношение выбросов вредных веществ в атмосферу разных отраслей экономики, %
Примерное распределение выбросов (сточных вод) между разными отраслями экономики, %
Самое мощное негативное воздействие на природу оказывают отрасли промышленности, которые не только используют природные ресурсы, но и производят большое количество отходов. Существенное влияние на биосферу оказывает и сельское хозяйство, в котором используют различные химические вещества для повышения урожайности растений и продуктивности животных, а также для защиты их от вредителей и болезней.

                             Панчурин А.В<br>Пример: «Экологические катастрофы XXI века <br>С 1960 г
9 слайд

Панчурин А.В
Пример: «Экологические катастрофы XXI века
С 1960 года и до наших дней длится катастрофа, связанная с Аральским морем. За несколько десятков лет деятельности человека и забора воды из рек, впадающих в Аральское море, его уровень понизился более чем на 17 м, что привело к массовому вымиранию большинства видов животных и растений Арала. Восстановление экосистема края не подлежит.

                             Панчурин А.В<br>Море, принесенное в жертву хлопку<br>От того размера, к
10 слайд

Панчурин А.В
Море, принесенное в жертву хлопку
От того размера, которое море имело 60 лет назад, осталось лишь 10 %, и дело тут не в изменении климата. Старшее поколение хорошо помнит, как Советский Союз решил осуществить огромный сельскохозяйственный ирригационный проект, направленный на развитие хлопковой промышленности в этом районе. Из крупных рек, питавших море, стали забирать воду.
До 1992-го на бывшем острове Возрождения (18 лет назад он соединился с материком) находилась советская военная лаборатория, на территории которой испытывали на грызунах бактериологическое оружие, используя возбудителей сибирской язвы, чумы, тифа, оспы, ботулинический токсин и другие страшные вирусы, инфекции.
С начала систематических наблюдений (XIX век) и до середины XX века уровень Арала практически не менялся. В 1950-х годах Аральское море было четвёртым по площади озером мира, занимая около 68 тыс. км²; его длина составляла 426 км, ширина — 284 км, наибольшая глубина — 68 м

                             Панчурин А.В<br>2.1._Экологическая безопасность. Права, обязанности и о
11 слайд

Панчурин А.В
2.1._Экологическая безопасность. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды.
Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру, не любить родителей. Она выражение души народа.

Д.С. Лихачёв, советский и российский филолог, культуролог, искусствовед
Забота об окружающей среде – одна из важнейших задач государства и общества, решить которую невозможно без экологического образования и воспитания. Общество должно взять ответственность за будущее природы на себя и перейти от стихийного взаимодействия с ней к сознательно управляемому.
Экологическая безопасность – защищённость жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.
Поиски путей дальнейшего развития человечества привели к разработке концепции устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимают развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

                             Панчурин А.В<br>В соответствии с Конституцией Российской Федерации кажд
12 слайд

Панчурин А.В
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В стране принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который определяет правовые основы государственной политики обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Этот закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при ведении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории Российской Федерации.
В целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов каждый гражданин России должен получить экологическое образование и иметь государственную гарантию своих экологических прав.
Формирование экологической культуры строится на основе знаний об окружающей среде, её состоянии, о характере и степени антропогенного воздействия на атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу, а также на развитом чувстве ответственности за сохранность окружающей среды и осознании возможности личного участия в природоохранных мероприятиях.


                             Панчурин А.В<br>При формировании экологической культуры немаловажное зн
13 слайд

Панчурин А.В
При формировании экологической культуры немаловажное значение имеет знание гражданами своих прав и обязанностей в области охраны окружающей среды.




ГРАЖДАНЕ ИМЕЮТ ПРАВО:
Участвовать в создании общественных объединений, фондов, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, и принимать участие в их работе;
Получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах, принимаемых в их работе;
Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды;
Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении;
Оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды;
Обращаться в органы государственной власти и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды и негативного воздействия на окружающую среду;
Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

ГРАЖДАНЕ ОБЯЗАНЫ

Сохранять природу
Бережно относиться к природе и природным богатствам
От знаний каждого человека в области охраны природы зависит судьба будущих поколений.



                             Панчурин А.В<br>В соответствии с Федеральным законом Российской Федерац
14 слайд

Панчурин А.В
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, в орган самоуправления или должностному лицу, подлежит обязательному рассмотрению. Гражданин в своём письме указывает на проблему или даёт свои предложения (в том числе по вопросам экологического контроля).

                             Панчурин А.В<br>3.1._Биосоциальная природа человека. Окружающая среда.<
15 слайд

Панчурин А.В
3.1._Биосоциальная природа человека. Окружающая среда.
В процессе антропогенеза (эволюции человека) на формирование особенностей вида человек разумный (Homo sapiens) оказывали влияние не только природные факторы (температура, освещённость, пища, наличие хищников и др.), но и социальные – общение с себе подобными посредством речи и трудовая деятельность, которые формировали и укрепляли нормы поведения в обществе.

                             Панчурин А.В<br>Окружающая среда – это среда обитания и деятельности че
16 слайд

Панчурин А.В
Окружающая среда – это среда обитания и деятельности человека. Она включает в себя природную среду (компоненты природы) и искусственную среду (участки природы, изменённые деятельностью человека).
Естественный природный ландшафт – территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной деятельности человека.
Антропогенный ландшафт (ландшафт преобразованный человеком
По степени изменения среди антропогенных ландшафтов выделяют:
Слабоизменённые (например, охотничьи угодья)
Изменённые (пашни у поселений, частичная рубка леса и др.)
Сильноизменённые (распаханные степи, места добычи полезных ископаемых
В некоторых случаях привносимые в окружающую среду изменения не противоречат природным закономерностям, и тогда возникают культурные ландшафты, при создании которых человек гармонично использует компоненты природы – рельеф, воду, растительность. Такой ландшафт положительно влияет на психологическое состояние человека, доставляет ему эстетическое удовольствие.

                             Панчурин А.В<br>3.2_Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье че
17 слайд

Панчурин А.В
3.2_Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека
Интенсивное загрязнение воздушной, водной и почвенной среды
Химикаты
Тяжёлые металлы
Нефтепродукты
Синтетические материалы
Ионизирующая радиация
Электромагнитные поля
Вибрация
Шум


Источники загрязнения
-промышленные предприятия
-автотранспорт
-минеральные удобрения и пестициды
-испытания ядерного оружия
Загрязнение – привнесение в среду или возникновение в ней физических, химических, биологических агентов, которых в ней раньше не было, или существенное повышение уровня их концентрации.

                             Панчурин А.В<br>3.3_Факторы экологического риска<br>В ФЗ «Об охране окр
18 слайд

Панчурин А.В
3.3_Факторы экологического риска
В ФЗ «Об охране окружающей среды» дано определение экологического риска как вероятности наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Факторы экологического риска классифицируются по критериям:
По источникам риска
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ

-геологические катастрофы (извержения вулканов, землетрясе-ния, сели и др.)
-климатические явления (бури, тай-фуны, засухи, наводнения и др.)
-иные природные бедствия (массовые миграции грызунов, вспышки инфекционных заболева-ний и др.)
АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

-деятельность человека, ведущая к изменениям химических и физических параметров среды, в том числе техногенные катастрофы

                             Панчурин А.В<br>По величине возможного ущерба<br>допустимые<br>предельн
19 слайд

Панчурин А.В
По величине возможного ущерба
допустимые
предельные
Катастрофические
По времени воздействия
краткосрочные (взрыв, пожар)
среднесрочные экологические риски
Долгосрочные (повышение уровня радиации)
постоянные
периодические
По уровню воздействия
локальные экориски
глобальные экориски
В основе рационального планирования обеспечения безопасности лежит концепция так называемого приемлемого риска, основной принцип которой –предвидеть и предупредить. Она позволяет управлять безопасностью и состоянием окружающей среды при выявлении экологического риска. В процессе управления могут быть выделены последовательные стадии:

                             Панчурин А.В<br>Первая стадия – анализ безопасности и рисков, идентифик
20 слайд

Панчурин А.В
Первая стадия – анализ безопасности и рисков, идентификация источников опасности средствами экологического мониторинга, с опорой на законодательные акты, нормативную документацию и экологические паспорта предприятий, а также моделирование процессов возможной опасности
Вторая стадия – оценка рисков, которая заключается в сопоставлении фактических уровней риска с научно-обоснованными приемлемыми
Третья стадия – принятие таких управленческих решений, которые позволят максимально снизить риск возникновения опасностей

                             Панчурин А.В<br>3.4_Средства индивидуальной защиты человека в местах с
21 слайд

Панчурин А.В
3.4_Средства индивидуальной защиты человека в местах с неблагоприятной экологической обстановкой
Правила позволяющие минимизировать негативное влияние агрессивной среды на здоровье человека:
Проводить постоянный самостоятельный контроль качества окружающей среды и употребляемых продуктов при помощи специальных приборов (дозиметров, нитратомеров, солемеров, шумомеров, люксметров, приборов контроля качества воздуха и др.
Использовать фильтры для очистки воды и системы очистки воздуха в помещения





Обращать внимание при совершении покупок на экологические знаки (экомаркировку), которые информируют потребителя об экологических свойствах реализуемых товаров и подтверждают соответствие товара или услуги определённым нормам безопасности для окружающей среды и потребителя (след. слайд)
Соблюдать правила личной гигиены и гигиены жилища
Соблюдать правила поведения на природе (для прогулок и занятий ФК выбирать парки, скверы и лесопарки, купаться в установленных местах, не собирать грибы и ягоды вдоль дорог и рядом с промышленными объектами
При работе с токсичными веществами и при возникновении опасной ситуации грамотно использовать СИЗ и правильно действовать в случае эвакуации
Укреплять здоровье (соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься ФК, избегать вредных привычек
Утилизировать мусор согласно установленных правил

                             Панчурин А.В<br>нитратомер<br>солемер<br>люксметр<br>
22 слайд

Панчурин А.В
нитратомер
солемер
люксметр

                             Панчурин А.В<br>3.5_Основные экологические знаки, используемые на терри
23 слайд

Панчурин А.В
3.5_Основные экологические знаки, используемые на территории Российской Федерации

                             Панчурин А.В<br>ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА<br>
24 слайд

Панчурин А.В
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

                             Панчурин А.В<br>
25 слайд

Панчурин А.В

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация по разделу "Основы комплексной безопасности"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация