Презентация "Аграмматическая дислексия" ее причины и упражнения по корректировки
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 67
Презентация для классов "Презентация "Аграмматическая дислексия" ее причины и упражнения по корректировки" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Аграмматическая дислексия
Проявляется в специфических ошибках чтения, связанных с недоразвитием у детей грамматического строя языка. Таковыми ошибками могут быть неправильные падежные, родовые и другие категориальные окончания в словах при согласовании существительных с прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д. Чаще всего аграмматическая дислексия наблюдается у детей с ОНР.
Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора
Филичевой Т. Б.]. – Москва : Эксмо, 2017. – 608 с.
Направления логопедической работы
Уточнение и усложнение структуры предложения
Развитие функции словоизменения
Формирование навыков словообразования
Развитие умений морфологического анализа слова
Работа над однокоренными словами
Закрепление грамматических форм письменной речи
Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятница. – Изд. 9- е. – Ростов н/Д :
Феникс, 2017. – 173, [1] с .: ил. – (Библиотека логопеда).
Направления логопедической работы
При этом следует отметить, что развитие морфологической системы языка проводится в тесной связи с усвоением структуры предложений, с развитием лексики, а также с формированием фонематического анализа и синтеза.
Формирование морфологической системы языка
В процессе формирования морфологической системы языка проводится прежде всего работа по дифференциации грамматических значений. Данная логопедическая работа идёт в следующей последовательности.
Сначала из группы словоформ выделяется общее значение.
Затем выделяется общая морфема, обозначающая это значение.
Звучание этой морфемы соотносится с буквенным обозначением.
Далее осуществляется закрепление правильного употребления морфемы в устной и письменной речи.
Формирование словоизменения
Формирование словоизменения существительных проводится в следующем порядке:
- дифференциация именительного падежа единственного числа;
- закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такой последовательности: винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж;
- предложно- падежные конструкции единственного числа;
- формы существительных множественного числа, сначала беспредложные, затем с предлогами.
Формирование словоизменения
При определении последовательности в работе с предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
Формирование словоизменения
Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: уточнение конкретного его значения и работа над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. После изолированной отработки отдельных предлогов проводится дифференциация нескольких предлогов.
Формирование словоизменения
С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:
Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов- ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом, - а также вопросы к ним: «Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?» Ребёнок должен показать соответствующую картинку; выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда: «Положи карандаш а) в пенал, б) под пенал, в) под книгу»; детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги. Логопед называет предлог. Дети закрывают карточку с соответствующей картинкой.
Формирование словоизменения прилагательных
Словоизменение прилагательных отрабатывается в следующей последовательности:
согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;
согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах единственного числа;
согласование прилагательного и существительного во множественном числе.
Формирование словоизменения глаголов
Словоизменение глаголов закрепляется по следующему плану:
согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе;
согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе;
дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.
Виды заданий по формированию словоизменения
составление предложений по опорным словам, данным вразброс (предлагаемые слова стоят в начальной форме);
вставка в предложения пропущенных слов;
определение правильности предложений (Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений правильное. Например: Осенью с деревьев опали листья.- Осенью с деревьях опали листья);
дополнение предложения с помощью предметной картинки;
ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определённом падеже;
выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций;
называние цвета различных предметов.
Формирование словообразования
Рекомендуются следующие задания:
образовать уменьшительно- ласкательные формы существительного по опорным словам с помощью картинок (дом-домик, шкаф-шкафчик, берёза-берёзка);
образовать прилагательное от существительного с помощью картинок лото «Из чего сделано?»;
образовать глаголы с различными приставками;
выбрать родственные слова среди слов, сходных по звуковой структуре (лес- лесной, лесник, лестница).
Примечание
Формирование словоизменения и словообразования сначала проводится на уровне слова, затем в словосочетаниях, далее в предложениях.
Виды письменных упражнений при формировании словоизменения и словообразования
Записать название цвета к словам:
помидор….., груша ….., яблоко …..;
добавить название предмета к данным словам:
высокое……, весёлый……., длинная……., красная….., круглое…..;
подобрать картинки, к которым можно подставить слова он, она или оно;
вставить в предложение пропущенное слово:
Цветы стоят … вазе. Огурцы растут … грядке. Книги … на полке. Над цветами летают …;
Виды письменных упражнений при формировании словоизменения и словообразования
дополнить предложения словами из правого столбика (слова даны вразброс):
В норке живёт …. белки
А в дупле живёт …. мышка
У … пушистый хвост. белку
Кошка поймала …. мышкой
На дереве дети увидели …. белка
Котёнок побежал за …. мышку
Формирование синтаксической структуры предложения
Логопедическая работа над предложением учитывает сложность его структуры, последовательность появления различных типов предложений в онтогенезе. Она проводится в следующей последовательности:
1. Двусоставные предложения, включающие подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное глаголом 3 лица настоящего времени,
2. Другие двусоставные предложения.
3. Распространённые предложения из 3-4 слов,
4. Сложносочинённые предложения.
5. Сложноподчинённые предложения.
Формирование синтаксической структуры предложения
В процессе формирования синтаксической структуры предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Первоначально на материале 1-2 предложений детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам).
Формирование синтаксической структуры предложения
Дети составляют предложение по картинке. В дальнейшем они выкладывают схему предложения под картинкой.
Например, предлагается картинка Коза щиплет траву. С помощью вопросов определяется субъект, предикат, объект действия. Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки кладутся на картинку, т.е. соотносятся непосредственно с изображёнными предметами и действием.
Рекомендуются следующие виды задания с использованием графических схем:
подбор предложений по данной графической схеме;
запись предложений под соответствующей схемой;
самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме;
составление обобщённого представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме;
используются и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений, распространение предложений.
Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т. Б.]. – Москва : Эксмо, 2017. – 608 с.
Р. И. Лалаева подчеркивает, что при аграмматической дислексии и дисграфии
главная задача логопедической работы состоит в том, чтобы преодолеть у ребенка импрессивный и экспрессивный аграмматизм, сформировать морфологические и синтаксические обобщения. Основными направлениями работы работы при этом называются:
уточнение структуры предложения,
формирование навыков словообразования и словоизменения,
формирование операций морфемного анализа,
работа с однокоренными словами.
Список используемых источников:
Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т. Б.]. – Москва : Эксмо, 2017. – 608 с.
Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятница. – Изд. 9- е. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 173, [1] с .: ил. – (Библиотека логопеда).
https://studbooks.net/1978119/pedagogika/metodika_ustraneniya_agrammaticheskoy_disleksii
https://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi