Презентация по обществознанию "Система оценивания заданий с развернутым ответом экзаменационных работ по обществознанию ОГЭ 2023 года" (9 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 74
Презентация для классов "Презентация по обществознанию "Система оценивания заданий с развернутым ответом экзаменационных работ по обществознанию ОГЭ 2023 года" (9 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Система оценивания заданий с развернутым ответом экзаменационных работ по обществознанию ОГЭ 2023 года
(на основе Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым
ответом экзаменационных работ ОГЭ 2022 года и
материалов проверки ОГЭ 2022 экспертами)
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя школа №27» г. Ульяновска,
Педагог-методист
Пронина А.Г.
Ульяновск-2022
1. Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию
Работа включает в себя 24 задания: 17 заданий с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом.
Каждое задание с развёрнутым ответом проверяет определённое умение.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Задание 1 проверяет освоение теоретических знаний, в частности ключевых обществоведческих понятий. Рассмотрим пример задания.
Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения типов политического режима? Республика, авторитарное государство, федерация, унитарное государство, демократия.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
1. Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. Задание 1.
Итак, необходимо выписать два понятия, соответствующих требованию задания (в нашем примере – относящихся к типам политических режимов) и раскрыть смысл любого одного из них.
В части раскрытия смысла понятия задание, по сути, является альтернативным – обучающемуся предоставляется возможность выбрать понятие, смысл которого ученик понимает лучше.
В нашем примере в правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) понятия: авторитарное государство, демократия; 2) смысл понятия, например: авторитарное государство – способ политической организации общества с ограничением прав и свобод граждан и сосредоточением власти в руках одного лица или группы лиц/ демократия – политический режим, при котором источником власти является сам народ.
Сложностями данного варианта задания является точное знание форм государства: формы правления, формы государственно-территориального устройства, политические режимы
Часто выбираемые пары: авторитарное государство, унитарное государство
Структура понятия:
Понятие = термин + определение
Родовые признаки Видовые признаки
Авторитарное государство – способ политической организации общества с ограничением прав и свобод граждан и сосредоточением власти в руках одного лица или группы лиц
1. Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. Задание 1.
Типичные ошибки при определении содержания понятий:
не выделяется родовой признак / выделяется ошибочный родовой признак;
родовой признак заменяется союзами «то», «когда»;
выделяются несущественные видовые признаки / выделяются ошибочные видовые признаки;
в некоторых случаях выделяется недостаточно видовых признаков, что не позволяет охарактеризовать отличие одного явления от другого, близкого ему;
некорректно формулируется определение понятия, в результате чего теряется его смысл
Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. Задание 5
Задание 5 предполагает анализ изображения социальных объектов, социальных ситуаций. Обучающийся должен рассмотреть фотоизображение и выполнить задания. Данное задание связано с анализом ситуаций, где человек исполняет какую-либо социальную роль (гражданина, работника, потребителя, собственника, члена семьи, ученика и др.). Обратимся к примеру задания. Рассмотрите фотографию.
Какую функцию денег иллюстрирует данная фотография? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два совета эффективной реализации данной функции денег для ведения домохозяйства. Кратко поясните каждый совет.
Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. Задание 5
Задание 5 имеет следующую структуру: фотоизображение и условие,
включающее в себя, вопрос, явно связанный с сюжетом фото, и несколько
вопросов (заданий) в контексте изображённого на фотографии.
1) Ответ на вопрос предполагает анализ функций денег. В качестве ответа на вопрос можно указать средство сбережения/ накопления.
Экспертами не принимались ответы: копить, накопить, беречь деньги, складывание в копилку
2) Два совета с пояснениями: характерной ошибкой являлось описание действий с монетами в копилке и их не изъятия до срока и т.п. Советов эффективной реализации функции накопления денег для ведения домохозяйства, такие как размещение денег на депозит в банке, инвестирование в приобретение ценных бумаг, например акций,-давали крайне ограниченное число девятиклассников. И пояснения к данным советам:
в отличие от хранения денег дома, выгода депозита заключается в том, что банки выплачивают проценты в зависимости от внесенной суммы и защищают от инфляции;
Преимущество приобретения акций заключается в том, что их покупка может приносить дивидендные доходы, но следует учитывать инвестиционные риски.
Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. Задание 6
Задание 6 проверяет основы финансовой грамотности. В основе задания практическая ситуация, которую необходимо проанализировать с позиции сохранности/преумножения личных финансов, рисков определённых действий, соблюдения правил безопасного поведения и т.п.
Рассмотрим пример задания. Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.». В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
В задаче приведено сообщение клиенту банка. Это сообщение необходимо проанализировать с точки зрения рисков для личных финансов клиента и на основании этого анализа определить, как клиенту правильно действовать в сложившейся ситуации.
Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. Задание 6
В нашем примере в правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос (опасность), например: скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги;
2) ответ на второй вопрос, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на «горячую линию» для клиентов и (или) в службу безопасности банка.
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Как подчеркивают разработчики ФИПИ, никаких заданий на расчёт процентов, налогов, пенсий, курса валюты и т.п. в экзаменационной работе нет.
Как показывает опыт проверки, выпускники достаточно успешно справляются с данным заданием, получая максимальные 2 балла
Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. Задание 12
Задание 12
проверяет умения искать социальную информацию по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)
и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Рассмотрим пример задания:
Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. Задание 12
Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и предположения:
а) Как для юношей, так и для девушек главным трудовым мотивом служит материальное благополучие (так как основная масса людей именно с этой целью работает, не имея иных источников доходов).
б) Девушки в меньшей степени, чем юноши прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице (так как многие девушки планируют уход в декретный отпуск и вопрос карьеры для них стоит на третьем месте).
Следует обратить внимание на правильное составление предложений:
Для сходства: Большая часть как юношей, так и девушек;/Граждане обеих групп опрашиваемых/возрастных групп/ в равной мере считают; / Как мужчины, так и женщины в большинстве выступают за../ Каждый пятый как среди юношей, так и среди девушек;
Для различий: Большая часть юношей, нежели девушек считают/ Среди женщин, по сравнению с мужчинами, преобладает позиция
Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. Составное задание 21-24
Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: искать социальную информацию по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях 10 аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23);
составлять на её основе план (задание 21);
приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разного типа социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в разных сферах (задание 23);
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, соотносить её с собственными знаниями (задание 24).
Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. Составное задание 21-24
Задание 21 требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. Несмотря на конкретное число пунктов плана, указанных в критериях, необходимо учитывать именно смысловые фрагменты.
Следует обратить внимание выпускников на критерии оценивания:
2 балла выставляются, если выделены основные смысловые фрагменты и их названия отражают основную идею каждого фрагмента текста;
1 балл выставляется, если верно выделено более половины смысловых фрагментов/ при выделении основных фрагментов не все названия пунктов отражают основную идею (просто придуманы свои смыслы)
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. Составное задание 21-24
Задание 22 предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём может быть приведена короткая фраза с узнаваемым смыслом. Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.
В КИМ-2022 конкретно указывалось, что (ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух и более качеств из упомянутых в тексте.)
(Ответ на третий вопрос засчитывается только в случае указания двух причин.)
Следует обратить внимание выпускников на критерии оценивания:
2 балла выставляются, если выделены основные смысловые фрагменты и их названия отражают основную идею каждого фрагмента текста при правильном ответе на три вопроса;
1 балл выставляется при правильных ответах на любые два вопроса;
Ответ на один любой вопрос оценивается в 0 баллов
Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. Составное задание 21-24
Задание 24 предполагает формулирование и аргументацию участником экзамена собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни.
Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.
В задании требовалось привести два суждения по вопросу значения для общества сохранения памятников культуры.
По сути, объектом оценивания здесь являются приведённые обучающимся суждения/аргументы – их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.
В основном приводились рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания (0 баллов)