Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Лекция "Методы научного исследования"

Лекция "Методы научного исследования"

Лекция "Методы научного исследования" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Лекция "Методы научного исследования":
Cкачать презентацию: Лекция "Методы научного исследования"

Презентация для классов "Лекция "Методы научного исследования"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Методы научного исследования<br>РЕЗУНКОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА<br>кандидат биологических наук<br><br>Санкт
1 слайд

Методы научного исследования
РЕЗУНКОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА
кандидат биологических наук

Санкт-Петербург - 2022
Дисциплина «Естествознание»
Мультимедийный курс
методические разработки

“Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира” <br>надпись на
2 слайд

“Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира”
надпись на пирамиде Хеопса
НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на
выработку объективных, предметных, обоснованных и системно организованных знаний о мире.
Степин В.С.

ПОНЯТИЕ «НАУКА»<br>Наука – сложное общественное, социальное явление, особая сфера приложения целенап
3 слайд

ПОНЯТИЕ «НАУКА»
Наука – сложное общественное, социальное явление, особая сфера приложения целенаправленной человеческой деятельности, главной задачей которой является получение новых знаний, их освоение и создание новых методов и средств для решения этой задачи.
Научная задача (лат. officium scientifica) – состояние противоречия между достигнутым уровнем в конкретной области научного знания и новыми объективными фактами, полученными на практике и не вписывающимися в существующие и общепринятые стандарты этого уровня.
Три аксиомы науки (3 акта веры):
Я верю, что мир существует
Я верю, что я существую в этом мире
Я верю, что существующий мир познаваем.



Научность<br>Научность – основное свойство научного познания. Критерии научности познания: <br>1) об
4 слайд

Научность
Научность – основное свойство научного познания. Критерии научности познания:
1) объективность предполагает, что познание явления осуществляется независимо от познающего субъекта, т. е. происходит отвлечение от интересов познающего индивида и от всего сверх природного.
2) доказательность и обоснованность – в качестве которых могут выступать эмпирические факты и логические рассуждения.
3) выраженность в понятиях предполагает, что научное знание должно быть выражено в системе выработанных данной наукой понятий (использует специализированный научный язык), позволяющий включить его в состав определённой научной теории.
4) рациональность – в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это высказывание можно считать истинным (здесь действует принцип достаточного основания).
5) сущностная характеристика – сведения, которые сообщаются в той или иной системе знания, должны касаться сущности предметов.
6) системность – знание должно быть особым образом организовано в форме теории или развернутого теоретического построения на специальном языке понятий и категорий данной области знания.
7) проверяемость – означает, что знание должно найти свое подтверждение в практической деятельности и быть воспроизводимо в ней.
8) способность к развитию – рассматривается как потенциал знания к порождению нового знания.

Научная картина (модель) мира<br>Научная картина (модель) мира – система представлений о свойствах и
5 слайд

Научная картина (модель) мира
Научная картина (модель) мира – система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезы, концепции, выявление новых фактов – всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности.

Научный метод<br>Научный метод – система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью котор
6 слайд

Научный метод
Научный метод – система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности.
Основан на воспроизводимом эксперименте или наблюдении.
Отличается от других методов познания (умозрительных рассуждений, «божественного» откровения и т.п.) гораздо более высокой степенью достоверности результатов.

Неявное знание<br>Знание, которое, существуя в головах людей, труднее передавать словами, извлекать
7 слайд

Неявное знание
Знание, которое, существуя в головах людей, труднее передавать словами, извлекать и передавать другим людям и сохранять, так как оно базируется на личном опыте, полученном в определенном контексте, и привязано к конкретному лицу и к конкретной ситуации. Персональный характер этого знания затрудняет коммуникации, передачу другим лицам и использование всеми, кроме самого владельца знания. Оно плохо поддается кодификации и формализации, поэтому его также называют некодифицированным (неформализованным) знанием.
Сублимация (от лат. sublimare – возносить) – высвобождение эмоциональной энергии человека через творчество и активную общественную или научную деятельность.
Творчество (лат. rerum) – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Творческая личность – отличается оригинальностью взглядов и подходов, открытостью, любознательностью, умением концентрироваться на сути возникающих проблем, упорством и восприимчивостью к новым идеям.


Образовательный процесс<br>Целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навы
8 слайд

Образовательный процесс
Целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования; совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных способностей и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.
Обыденное сознание – бытовой, житейский опыт, знание, не идущее дальше простого наблюдения и практической деятельности. Обыденное сознание – одна из девяти форм общественного сознания.


Общественное сознание<br>Общественное сознание (нем. gesellschaftliche Bewußtsein)  – в марксизме: о
9 слайд

Общественное сознание
Общественное сознание (нем. gesellschaftliche Bewußtsein)  – в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность общественных представлений, присущих определённой эпохе.
Общественное сознание отражает в сущности и само состояние конкретного общества. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону. В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание «активно» отражает общественное бытие, то есть преобразовывает его. Оно, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания. Обычно называют семь форм общественного сознания:
Искусство (эстетическое-художественное сознание)
Наука (в том числе философия)
Мораль (нравственное сознание)
Правосознание (правовое сознание)
Религия  – на ранних этапах развития человечества всеобщая форма общественного сознания, зародившаяся около 40-50 тыс. лет назад
Идеология (политическое сознание) – наивысшая форма общественного сознания
Обыденное сознание.

Философия<br>Философия (греч. φιλία − влечение, любовь, стремление + σοφία − мудрость) - особая форм
10 слайд

Философия
Философия (греч. φιλία − влечение, любовь, стремление + σοφία − мудрость) - особая форма мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём.
Под философией также понимают исторически развивающуюся совокупность результатов этой деятельности и систему теоретических положений, в рамках которой она осуществляется.

Познание<br>Познание (лат. cognitio) – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знани
11 слайд

Познание
Познание (лат. cognitio) – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире. Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Познание имеет два уровня (две стороны), ступени –  чувственное познание и рациональное познание.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от греч. empeiria  – опыт) – единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio  – разум, рассудок) – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Формы чувственного познания<br>Чувственное познание  –  познание, которое осуществляется органами чу
12 слайд

Формы чувственного познания
Чувственное познание  – познание, которое осуществляется органами чувств человека.
Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение  – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета – форму, цвет, запах и т. п.
Восприятие  – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.
Представление  – чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря – то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
Интуиция  – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.

Формы рационального познания:<br>Рациональное познание  – познание, осуществляемое разумом (от лат. 
13 слайд

Формы рационального познания:
Рациональное познание  – познание, осуществляемое разумом (от лат. ratio  – разум, рассудок).
Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие  – мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.
Суждение  – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте. 
Умозаключение (вывод)  – мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения. 
Пример логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c.
Разновидности умозаключений:
Индуктивное умозаключение  – от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение  – от общего к частному.
Получаемое по аналогии.

Особенности чувственного и рационального познания<br>Практика –  чувственно-предметная форма деятель
14 слайд

Особенности чувственного и рационального познания
Практика – чувственно-предметная форма деятельности общественно развитого человека, имеющая своим содержанием освоение природных или социальных сил и выражающая специфику человеческого отношения к миру, способ бытия человека в мире.

Виды и формы знаний<br>Знание  – результат познания действительности, содержание сознания, полученно
15 слайд

Виды и формы знаний
Знание  – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знаний:
Житейское  – носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.
Научное  – понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.).
Практическое  – овладение вещами, преобразование мира.
Художественное  – целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное  – отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
Личностное  – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:<br>Донаучное  – прототип, предпосылки научн
16 слайд

Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:
Донаучное  – прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).
Ненаучное  – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
Паранаучное  – внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием.
Лженаучное  – сознательно использующее домыслы и предрассудки.
Антинаучное  – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Цель и Задачи науки<br>Непосредственная цель науки – постижение объективной истины, полученной как р
17 слайд

Цель и Задачи науки
Непосредственная цель науки – постижение объективной истины, полученной как результат знаний об объективном и о субъективном мире.
Задачи науки: собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов; обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания; систематизация полученных знаний; объяснение сущности явлений и процессов; прогнозирование событий, явлений и процессов; установление направлений и форм практического использования полученных знаний.


Научная этика<br>Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повтор
18 слайд

Научная этика
Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом.
Ссылки, как обязательное условие оформления научной монографии и статьи, призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, а также обеспечивать чёткую селекцию уже известного в науке и новых результатов.

Средства научного познания<br>В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства позн
19 слайд

Средства научного познания
В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: материальные, математические, логические, языковые. Кроме того, в последнее время к ним, очевидно, необходимо добавить информационные средства как особый класс.
Материальные средства познания – это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования – наблюдения, измерения, эксперимента.

Стиль научный<br>Стиль научный – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в
20 слайд

Стиль научный
Стиль научный – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи, используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. Основная функция научного стиля – доказательное изложение научной информации.
Умозрение - тип философского мышления, характеризующийся абстрагированием от чувственного опыта. В философии выявились два типа умозрения: рационалистический и интуитивистский.


Научная публикация<br>Научная публикация (англ.  Scientific publication)  – основная форма представл
21 слайд

Научная публикация
Научная публикация (англ. Scientific publication) – основная форма представления результатов исследования и их передачи на экспертизу научному сообществу для соотнесения с наличным массивом научного знания (критики, оценки, интерпретации и т.п.).
Структура массива может быть представлена следующим образом:
1) журнальные статьи и публикации докладов на научных собраниях;
2) подтверждающие сообщения, обзоры (проблемные, аналитические и т.д.) за какой-либо период времени;
3) тематические сборники, монографические статьи, индивидуальные и коллективные монографии;
4) учебники, учебные пособия, хрестоматии, научно-популярные изложения содержания дисциплины и т.п.

Классификация наук<br>В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, социальные и гу
22 слайд

Классификация наук
В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, социальные и гуманитарные.
К естественным наукам относятся науки:
о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, экология);
о Земле (геология, геофизика, экология и др.);
о физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика, химия, биология, экология и др.);
о человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия, экология человека и др.).
Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают различные формы и направления развития техники (радиотехника, электротехника и др.).
Социальные науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция, социальная экология и др.).
Гуманитарные науки – науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология).
Такие науки, как математика, логика, информатика, кибернетика иногда выделяются в отдельный класс  –  формальные науки, иначе называемые абстрактными науками. Формальным наукам противопоставляются естественные и социальные науки, которые получают общее обозначение эмпирические науки. Другие же учёные считают математику точной, а остальные когнитивными науками.

Естественные и технические науки<br>Естественные науки. К ним относятся науки:<br>о космосе, его стр
23 слайд

Естественные и технические науки
Естественные науки. К ним относятся науки:
о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология);
о Земле (геология, геофизика, экология и др.);
о физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика, химия, биология, экология и др.);
о человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия, экология человека и др.).
Технические науки - область исследования, проектирования и конструирования искусственных объектов с помощью естественнонаучных и математических методов, цели которой определяются практическим использованием полученных результатов для удовлетворения человеческих потребностей.



Социальные науки<br>Социальные науки – комплекс дисциплин, изучающих структуру, функционирование и д
24 слайд

Социальные науки
Социальные науки – комплекс дисциплин, изучающих структуру, функционирование и динамику социальных систем (социальных общностей) различной мощности. В отличие от общественных наук социальные науки акцентируют свое внимание не просто на общей структуре общества и его различных подсистемах («сферах»), а на субъектах этих подсистем, организованных в определенные социальные общности.
Гуманитарные науки (от лат. humanitas – человеческая природа) - общественные науки, изучающие человека и его культуру.

Форма́льные нау́ки<br>Форма́льные нау́ки - совокупность наук, занимающихся исследованием формальных
25 слайд

Форма́льные нау́ки
Форма́льные нау́ки - совокупность наук, занимающихся исследованием формальных систем. К формальным наукам, например, относятся: логика, математика, теоретическая информатика, теория информации, теория систем, теория принятия решений, статистика, некоторые аспекты лингвистики. В противоположность естественным и социальным наукам формальные науки в известном смысле логически и методологически независимы от эмпирических методов. В формальных науках подход к исследуемым объектам абстрактен, вместе с тем получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.

Научное Знание,<br>структурированное относительно типов научно-исследовательских разработок<br>(А.М.
26 слайд

Научное Знание,
структурированное относительно типов научно-исследовательских разработок
(А.М.Новиков, Д.А.Новиков)

Определение и классификация научных исследований<br>Научное исследование – процесс изучения, экспери
27 слайд

Определение и классификация научных исследований
Научное исследование – процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний.
Научное исследование – это специализированная деятельность, направленная на получение новых научных знаний, которые в перспективе могут быть получить практическое применение.
Научное исследование или научно-исследовательская работа включает в себя 3 основных компонента:
- целесообразную деятельность человека, т. е. собственно научный труд;
- предмет научного труда;
- средства научного труда.

Определение и классификация научных исследований<br>Целесообразная научная деятельность опирается на
28 слайд

Определение и классификация научных исследований
Целесообразная научная деятельность опирается на совокупность конкретных методов познания и необходима для приобретения новых или уточненных знаний об объекте исследования, использует соответствующее научное оборудование.
Предмет научного труда – это объект исследования, на познание которого направлена деятельность ученного.

Средства научного исследования<br>(средства познания)<br>
29 слайд

Средства научного исследования
(средства познания)

Основные признаки научного статуса исследовательской деятельности:<br> <br>1) Предметный и объективн
30 слайд

Основные признаки научного статуса исследовательской деятельности:
 
1) Предметный и объективный способ рассмотрения мира: ориентация на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально), и их исследова­ние как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития. 
2) Способность науки выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации.
3) Научно-исследовательская деятельность регулируется принципами рациональности, которые определяют значение норм обоснованности и доказанности знания, а также его системной организации.
[Так, при обосновании научных теорий актуализируются требования непротиворечивости, соответствия эмпирическим данным, возможности описывать известные явления и предсказывать новые ] 

Основные признаки научного статуса исследовательской деятельности:<br>4) Наличие и применение особых
31 слайд

Основные признаки научного статуса исследовательской деятельности:
4) Наличие и применение особых средств деятельности. К средствам деятельности относятся и специальный язык (эмпирический и теоретический), и особые приборные комплексы и иные инструментальные компоненты.
5) Наличие системы разработанных МЕТОДОВ исследования.
Метод служит условием фиксации и воспроизводства объекта исследования и представляет путь решения исследовательских задач. Наряду со знанием об объектах наука систематически развивает знание о методах.
МЕТОДЫ:
Философские методы
Общенаучные подходы и методы
Частнонаучные методы и подходы
Специальные методики и техники исследования
6) Наличие субъекта исследовательской деятельности (ученого, исследовательского коллектива, научного сообщества) с основательно развитыми специальными компетенциями, необходимыми для проведения научно-исследовательской работы.

Направления исследований<br><br>Можно выделить три основных направления в научных исследованиях:<br>
32 слайд

Направления исследований

Можно выделить три основных направления в научных исследованиях:
Фундаментальные научные исследования  – это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей изучаемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин фундаментальность (лат. fundare  – «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы.
Прикладные научные исследования  – это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.
Научно-исследовательские (поисковые) и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)  – здесь соединяется наука с производством, тем самым обеспечивая как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта. Иногда полученные результаты могут привести к научно-технической революции.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)<br>Научно-исследовательские и опытн
33 слайд

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) - совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии. НИОКР включают в себя: Научно-исследовательские работы (НИР) – работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью определения технической возможности создания новой техники в определенные сроки. НИР подразделяются на фундаментальные (получение новых знаний) и прикладные (применение новых знаний для решения конкретных задач) исследования. Опытно-конструкторские работы (ОКР) и технологические работы (ТР) – комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец, по изготовлению и испытаниям опытного образца изделия, выполняемых по техническому заданию.

Виды научных исследований:<br>Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы прои
34 слайд

Виды научных исследований:
Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.
Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.
Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.
Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель  – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.
Воспроизводящее исследование. Его цель  – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т. п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование  – основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, то есть операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.
Разработка  – научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

35 слайд

Структура научного исследования<br>Научное исследование, проводимое в области прикладных наук, прохо
36 слайд

Структура научного исследования
Научное исследование, проводимое в области прикладных наук, проходит ряд этапов, которые составляют структуру научного исследования.

Структура научного исследования<br>В зависимости от форм и методов исследования различаются: <br>экс
37 слайд

Структура научного исследования
В зависимости от форм и методов исследования различаются:
экспериментальное,
методическое,
описательное,
экспериментально-аналитическое,
историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

Структура научного исследования<br>Постановка проблемы<br>Поиск проблемы, четкая формулировка задачи
38 слайд

Структура научного исследования
Постановка проблемы
Поиск проблемы, четкая формулировка задачи научного исследования
Выдвижение и обоснование гипотезы
На основе сформулированной задачи исследования и критического анализа собранной исходной информации осуществляется выработка гипотезы
Теоретические исследование
Цель – обобщить наблюдаемые явления, связи между ними, получить следствий из принятой рабочей гипотезы.

Структура научного исследования<br>Экспериментальное исследование<br>Цель эксперимента зависит от ха
39 слайд

Структура научного исследования
Экспериментальное исследование
Цель эксперимента зависит от характера научного исследования и последовательности его проведения
Анализ и сопоставление результатов
Подтверждение рабочей гипотезы и формулирование следствий, вытекающих из нее, или необходимость уточнения гипотезы
Заключительные выводы
Подводятся итоги исследования, формулируются полученные результаты и проверяется их соответствие поставленной задаче.

Объект и предмет исследования<br>Объект исследования :<br> - в общефилософском смысле – внешняя реал
40 слайд

Объект и предмет исследования
Объект исследования :
- в общефилософском смысле – внешняя реальность, на которую направлена познавательная интенция,
- в методологическом смысле – это реальность, которая специально выделена и очерчена в своих границах наукой.
Объектом научно-теоретического исследования выступает не отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность. По одной и той же теме научного исследования может быть несколько объектов.
Предмет исследования – особая познавательная конструкция, создаваемая на основе координации определений объекта изучения, исследовательской задачи, системы методологических средств и последовательности их применения в процессе исследования.
Относительно одного и того же объекта можно построить различные предметы исследования, определенные относительно целей и задач, средств и методов.
Понятие предмета исследования выражает зависимость всякого конкретного акта познания от существующей в данное время системы знания, задающей видение объекта




Цель  научного исследования<br>Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования сост
41 слайд

Цель научного исследования
Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т.е. проникнуть в их глубинную сущность.
Цель научного исследования научного исследования – это предвосхищение результата исследовательской деятельности, полагаемого в начале исследовательского процесса в общих чертах и в идеальной форме (если формой фиксации цели является вопрос или формулировка проблемы, то ответ или решение составляют результат).


Методология научного познания<br>Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты ко
42 слайд

Методология научного познания
Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, указывают на его следующие отличительные признаки:
- обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
- процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

Методология<br>Методология <br>1. Учение о научном методе познания.<br>2. Совокупность методов, прим
43 слайд

Методология
Методология
1. Учение о научном методе познания.
2. Совокупность методов, применяемых в отдельных науках (С.И. Ожегов).
Методология включает учение об организации деятельности.

Понятие научного метода познания<br>Метод (от греч. – способ познания) – означает «путь к чему-либо»
44 слайд

Понятие научного метода познания
Метод (от греч. – способ познания) – означает «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Метод – это система предписаний, рекомендаций, предостережений, образов и пр. указывающих, как сделать что-то.
Научный метод познания – метод, основанный на воспроизводимом эксперименте или наблюдении. Отличается от других методов познания (умозрительных рассуждений, "божественного" откровения и т.п.) гораздо более высокой степенью достоверности результатов.


Общенаучные методы криминалистики<br>Наблюдение<br>Описание<br>Измерение<br>Сравнение (метод подобия
45 слайд

Общенаучные методы криминалистики
Наблюдение
Описание
Измерение
Сравнение (метод подобия …)
Эксперимент
Математические методы
Эвристические методы.

Понятие научного метода познания<br>Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование
46 слайд

Понятие научного метода познания
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.
Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и пр.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, оптимальное функционирование и развитие объектов.
Воспроизводимость какого-либо явления в эксперименте означает. что нам удалось выявить все условия, существенно необходимые для возникновения этого явления. Поэтому требование воспроизводимости эксперимента, помимо того, что оно способствует дополнительному подтверждению верности результата, позволяет также легко перекинуть мостик от науки к технике.


Научные методы познания мира<br>Предметный и объективный способ рассмотрения мира отличает науку от
47 слайд

Научные методы познания мира
Предметный и объективный способ рассмотрения мира отличает науку от иных способов познания, таких как обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, эзотерическое, философское постижение мира. Например, в искусстве отражение действительности происходит как сумма субъективного и объективного, когда воспроизведение реальности обычно предполагает эмоциональную оценку или реакцию. Следование научному методу формирует научный образ мышления.

Методология научного познания<br>Понятие «методология» имеет два основных значения:<br>1) система  о
48 слайд

Методология научного познания
Понятие «методология» имеет два основных значения:
1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности;
2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Методология научного познания<br>
49 слайд

Методология научного познания

Методология научного познания<br>Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории.
50 слайд

Методология научного познания
Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории. Эффективность, сила того или иного метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории.
Основные различия теории и метода состоят в следующем:
- теория – результат предыдущей деятельности;
- метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности.

Методология научного познания<br>Главные функции теории – объяснение и предсказание (с целью отыскан
51 слайд

Методология научного познания
Главные функции теории – объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.п.), метода – регуляция и ориентация деятельности.
Теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, а метод – система правил и предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности.
Теория нацелена на решение проблемы – представляет данный предмет, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

52 слайд

53 слайд

Научные методы эмпирического исследования<br>
54 слайд

Научные методы эмпирического исследования

Методы теоретического исследования<br>К основным научным методам теоретического исследования относят
55 слайд

Методы теоретического исследования
К основным научным методам теоретического исследования относятся:
- формализация;
- аксиоматический метод;
- гипотетико-дедуктивный.
Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.
Значение формализации в научном познании состоит в следующем:
- формализация позволяет анализировать, уточнять, определять и разъяснить понятия;
- формализация приобретает важную роль при анализе доказательств;
- формализация служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств.

56 слайд

57 слайд

Методы теоретического исследования<br>Аксиоматический метод – один из способов дедуктивного построен
58 слайд

Методы теоретического исследования
Аксиоматический метод – один из способов дедуктивного построения научных теорий при котором:
- формулируется система основных терминов науки;
- из этих терминов образуется некоторое множество аксиом (постулатов) – положений, не требующих доказательств и являющихся исходными, из которых выводятся все другие утверждения данной теории;
- формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, а также вводить новые термины в теорию.


Методы теоретического исследования<br>Доказательство в аксиоматическом методе – это некоторая послед
59 слайд

Методы теоретического исследования
Доказательство в аксиоматическом методе – это некоторая последовательность формул, каждая из которых либо есть аксиома, либо она получается из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода.
Аксиоматический метод – только один из методов построения научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизируемой содержательной теории.

Методы теоретического исследования<br>Гипотетико-дедуктивный метод – заключается в создании системы
60 слайд

Методы теоретического исследования
Гипотетико-дедуктивный метод – заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.
Метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно.
Исходные понятия: гипотеза (предположение) – положение, выдвигаемое в начале предварительного условного объяснения явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления.

Научная картина мира<br>Научная картина (модель) мира  – система представлений о свойствах и законом
61 слайд

Научная картина мира
Научная картина (модель) мира  – система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов.
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов  – всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности.
В таком развитии  – суть научного метода.

Границы знания <br>Достоверность знания<br>Убеждённость во всемогуществе науки и уверенность в том,
62 слайд

Границы знания
Достоверность знания
Убеждённость во всемогуществе науки и уверенность в том, что в силу непрерывности процесса накопления научного знания, непознанное остаётся таковым лишь временно, является непрерывным стимулом для продуктивной деятельности постоянно обновляющегося научного общества. Между тем этот постулат не может в рамках научного метода ни быть экспериментально опровергнутым, ни доказанным, и потому в силу критерия Поппера к науке отношения не имеет.
Однако имеется возможность отделить область, в которой наука компетентна в отношении познания объективно существующей реальности, от знаний о той части этой реальности, которая принципиально не может быть исследована при использовании научного метода. Этот раздел проходит по линии разграничения вопросов, задаваемых природе, на такие, которые подразумевают принципиальную возможность получить на них достоверные ответы опытным путём, и такие, которые таковыми лишь кажутся.
Так например, широко известна вторая теорема Гёделя, согласно которой в рамках любой формальной системы, включающей арифметику натуральных чисел, если эта система непротиворечива, нельзя доказать её непротиворечивость.


Границы знания <br>Достоверность знания<br>Наука оперирует моделями реальных объектов, в той или ино
63 слайд

Границы знания
Достоверность знания
Наука оперирует моделями реальных объектов, в той или иной степени отличающимися от реального мира. Возникающая при этом проблема носит название «соотношение карты и территории».
Одной из проблем философии науки, гносеологии, является проблема достоверности научного знания. В общем случае эта проблема сводится к вопросу: «Объективно ли научное знание?». Наиболее распространённым ответом является «умеренно релятивистский»: достигнутое научное знание является достоверным (объективным), если на данный момент оно подтверждено множеством независимых источников и наблюдений.

"Познай самого себя, и ты увидишь Вселенную и Богов"<br>Чье мышление полноценней? Чье миро
64 слайд

"Познай самого себя, и ты увидишь Вселенную и Богов"
Чье мышление полноценней? Чье мировоззрение правильнее – фрагментарное мировоззрение физиков, разум которых ограничен полосами пропускания, полями зрения приборов, скоростью света и принципом неопределенности Гейзенберга, – или целостное и непосредственное мировосприятие лириков, не озабоченных инструментальной объективизацией, но имеющих субъективную функцию восприятия и воображение, не ограниченное «смирительной рубашкой» науки?
Связь древних знаний со свойствами кодов не повод, бросив науку, заняться эзотерикой, алхимией или начать молиться. Ведь все это было и не спасало цивилизации. Полезно привести и слова из Радищева: "Безбожник, тебя отрицающий, признавая природы закон непременный, тебе же приносит тем хвалу, хваля тебя паче нашего песнопения". Но законы природы надо не только признавать, но и изучать. Но изучать адекватными методами. «Вопрошать у природы» надо на ее языке. И она раскроет тайны физики организации многоуровнего порядка с «безмерной глубины».

Научная этика<br><br>Научная этика  – совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёны
65 слайд

Научная этика

Научная этика  – совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.
Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:
Коллективизм  – результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
Универсализм  – оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.
Бескорыстность  – при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
Организованный скептицизм  – исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.
Существуют также ещё два принципа: самоценность истины и ценность новизны.

Научная этика<br>Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными
66 слайд

Научная этика
Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах.
Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки, как обязательное условие оформления научной монографии и статьи, призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, а также обеспечивать четкую селекцию уже известного в науке и новых результатов.
Данный моральный принцип в реальности нарушается. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жесткость санкций за нарушение этических принципов науки.
Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведет к макулатурной науке, идеологизации науки, и к возникновению «учёных» в средствах массовой информации.

    Зарождение рационального знания как методологии познания мира происходило еще в VI веке до н.э.
67 слайд

Зарождение рационального знания как методологии познания мира происходило еще в VI веке до н.э. Развитие же методологии получения научных знаний происходило в результате диалектической борьбы различных научных и не только научных, например, религиозных, направлений.
В результате накопления громадного экспериментального материала, разработки основ логики и математических методов, в 16 веке произошло формирование основ методики получения научных знаний, которая впоследствии нашла свое применение в различных отраслях естествознания.
В результате развития методов научного познания была показана диалектическая неразрывность экспериментальных и теоретических исследований.
Важную роль в науке играют гипотезы. Они определяют направление исследований, позволяют предположить как те или иные условия изменят результаты эксперимента и т.д.
Заключение

Контрольные вопросы:<br><br>Понятие о науке. Классификация наук. <br>Структура научного исследования
68 слайд

Контрольные вопросы:

Понятие о науке. Классификация наук.
Структура научного исследования. Направление исследований.
Научное исследование: его сущность и особенности.
Классификация методов научного познания.
Общенаучные подходы и методы исследования.
Простой тип научного исследования.
Значение формализации в научном познании.
Основные требования к научному наблюдению.
Каковы основные методы, применяемые на эмпирическом уровне познания?
Какова роль общелогических методов в научном исследовании?

Вопросы для самопроверки:<br>Что отличает науку как вид познавательной деятельности от других видов
69 слайд

Вопросы для самопроверки:
Что отличает науку как вид познавательной деятельности от других видов познания?
Почему научное знание включает в себя наряду со знанием о проблемах и предметным знанием собственно знание о методах исследования?
Каковы общие и специфические характеристики научного исследования?
Какие типы научных исследований выделяются в современной методологии?
Каковы основные этапы научного исследования?
Что составляет предмет методологии?
Какие уровни методологического анализа научного знания выделяются в современной теории науки?
Какова роль философской методологии в теоретизации знания?
В чем заключается отличие методов эмпирического исследования от методов теоретического исследования?
Каковы основные методы, применяемые на теоретическом уровне познания?

Список Литературы<br> <br>Основные источники<br>Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания:
70 слайд

Список Литературы

Основные источники
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учебник. – 3-е изд., стереотип. – М.: НИЦ Инфра – М, 2014. – 271 с.
Романов В.П. Концепции современного естествознания: практикум. – 3-е изд., испр. и доп.– М.: НИЦ Инфра – М, 2015. – 128 с.
Рузавин Г.И. Методология научного познания. – М.: Юнити, 2013.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / ЧГУ, Челябинск, 2012.
Штенников Д. Методы проведения научных исследований, СПб ИТМО, 2013.
Добреньков В., Осипова Н. Методология и методы научной работы. М.: КДУ, 2012.
Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П. Философия и методология науки: учебник для магистратуры. – М. : Изд-во Юрайт, 2014. – 450 с.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2015.
Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров. – 4е изд. – М.: Издатель скоторговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 244 с.


Список Литературы<br><br>Дополнительные источники<br>Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об обр
71 слайд

Список Литературы

Дополнительные источники
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645«О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Болдин А.П., Максимов В.А. Основы научных исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 336 с.
Лебедев С.А., Ковылин Ю.А. Философия научно-инновационной деятельности. М.: 2012
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2015.
Пивоев В.М. Философия и методология науки: учебное пособие для магистров и аспирантов. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. – 320 с.
Платонова С.И. История, логика и методология науки. Курс лекций. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015 – 169 с.


Интернет ресурсы:<br><br>1.www.nrc.edu.ru–учебное  пособие
72 слайд

Интернет ресурсы:

1.www.nrc.edu.ru–учебное пособие 2.www.grandars.ru›shkola/estestvoznanie/osnovnye-Основные принципы современного естествознания
3.www.kirensky.ru›stud/natural/natural1.pdf-наукавсовременноммире
4.www.rudocs.exdat.com
5.www. class-fizika. nard. ru («Классная доска для любознательных»).
6.www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
7.www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
8.www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронный журнал «Химики и химия»).
9.www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).
10.www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
11.www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
12.www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
13.www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
14.www. biology. asvu. ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
15.www. window. edu. ru/ window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
16.https://students-library.com/
17.https://studbooks.net
18.http://fb.ru/


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ<br>
73 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Отзывы на uchebniki.org.ua "Лекция "Методы научного исследования"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация