Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей на логопедических занятиях
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 93
Презентация для классов "Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей на логопедических занятиях" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей на логопедических занятиях
Подготовила:
учитель-логопед Андрющенкова Н.Е.
МБДОУ «Детский сад № 85 «Гнёздышко»
Логопедическая работа в детском саду предполагает
коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Поэтому возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную, артикуляционную и пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, физкультминутки, различные игровые приемы, логоритмику, упражнения для профилактики нарушений зрения и многое другое.
Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение результативности коррекционно-образовательного процесса, стимулирование работоспособности, создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы и поддержание психического здоровья - важнейшие задачи, стоящих перед учителем-логопедом в процессе воспитания и обучения.
Цель:
Задачи, стоящие перед логопедом:
Создание насыщенного, оздоравливающего, гармоничного образовательного пространства, полноценного для общего и речевого развития детей.
1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;
2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;
3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;
4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
5. Пропагандировать здоровый образ жизни.
В логопедической работе использую разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения. На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Вся работа начинается с организации коррекционно-развивающей образовательной среды, которая позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и учителем-логопедом, включить в активную познавательную деятельность всех детей.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный и равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.
Параллельно с этим, логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:
насыщение организма кислородом;
улучшение обменных процессов;
нормализация психоэмоционального состояния;
повышение иммунитета.
Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.
Артикуляционная гимнастика
Помогает выработке правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для чёткого произношения звуков. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Артикуляционную гимнастику проводят для решения ряда задач:
укрепления мышц речевого аппарата;
выработки определенного артикуляционного уклада для вызывания того или иного звука;
обучения способности переключаться с одного упражнения на другое.
Упражнения должны быть целенаправленными. Важно не их количество, а грамотный подбор. Мы подбираем упражнения, исходя из правильной артикуляции звука, с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.
Развитие мелкой моторики рук
Стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление.
Для развития мелкой моторики я использую различные формы работы:
самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
игры с пальчиками с речевым сопровождением;
пальчиковую гимнастику;
графические упражнения: обводки по контуру картинок, штриховки, дорисовки картинок, графические диктанты, соединение по точкам, продолжение ряда данных;
игры: мозаику, конструкторы, шнуровки, пуговицы
Су-джок
Метод су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Су-джок – это не знахарство и не целительская практика, это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность.
Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Физкультминутки
Особой любовью у детей пользуются физкультминутки игрового характера. Они:
вызывают положительные эмоции у детей;
способствуют снятию усталости;
нормализуют мышечный тонус;
развивают общую моторику.
Гимнастика для глаз
Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Движение наглядно – дидактического материала (использование подвижных “мобилей”) позволяет снимать мышечное напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъем, формирует направленное сенсомоторное поведение и речевую активность.
Схема зрительно-двигательных траекторий
Развитие
межполушарного взаимодействия
Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.).
Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.
У детей с ОНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в проводимой нами коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, навыков поведения, основ личностной культуры.
Спасибо за внимание!
Список литературы
Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дишкольников: пособие для родителей и педагогов. М.: АСТ: Астрель, 2007.- 62 с
Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. М. Аркти, 2005.
Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС».., 2012. – 96 с.
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие / А.Л. Сиротюк. – М.: АРКТИ, 2010
Шашкина Г.Р. Кинезитерапия и коррекционная ритмика в работе с детьми с детским церебральным параличом. / Сборник статей материалов городской межрегиональной научно-практической конференции 14-15 мая 2014г «Междисциплинарный подход к сопровождению детей с церебральным параличом в системе образования», М., 2014г, с. 192-19
Шашкина Г.Р.. Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003 – 240 с.
Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. Пособие для студ. высш. Пед. учеб. Заведений. – М.: Изд. центр. «Академия», 2005. – 192 с.