Презентация "Серебряный век " литература
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 75
Презентация для классов "Презентация "Серебряный век " литература" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
В начале XX в. реалистическое направление в русской литературе развивалось в произведениях Л. Н. Толстого («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»); А. П. Чехова («Палата № 6»; «Дом с мезонином», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Чайка»), И. А. Бунина (сб. рассказов «На край земли», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско»), А. И. Куприна («Молох», «Олеся», «Яма»)
Традиции романтического искусства начала XIX в. и реалистического искусства середины XIX в. были синтезированы в неоромантизме. Для этого художественного течения характерны оптимизм, вера в возможность духовной закалки человека под действием обстоятельств. Неоромантические произведения А. М. Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», «Песнь о Буревестнике» прославляли «безумство храбрых», звали к революционному подвигу. Реалистические сочинения писателя (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне», роман «Мать») отразили широкую картину русской действительности рубежа XX в.
В 90-х гг. XIX в. в художественной культуре сформировалось новое течение декадентство. Оно возникло в обстановке политической реакции и кризиса народничества, когда часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка. Для декадентства были характерны отказ от гражданственности, погружение в сферу индивидуальных переживаний, оппозиционность по отношению к традиционной культуре. В русской литературе мотивы декадентства проявились в творчестве Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуба («старших символистов»).
Наиболее значительным модернистским течением начала XX в. стал символизм. Символисты верили в существование иного мира, в идею конструирования мира в процессе творчества: «Творчество выше познания». Теоретическая основа символизма была заложена Д. С. Мережковским в 1892 г. в лекции «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в которой основами нового искусства провозглашались «символы», «мистическое содержание». Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку»
В русском символизме выделяются два этапа. «Старшие символисты» (В. Брюсов. К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус), дебютировавшие в 90-е гг., проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. В манифестах «старших символистов» были сформулированы основные аспекты нового течения: приоритет духовных идеалистических ценностей (Д. Мережковский), «стихийный» характер творчества (К. Бальмонт), искусство как наиболее достоверная форма познания (В. Брюсов).
«Младшие символисты» (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) в 1900-е гг. на первый план выдвигали философские и теософские искания. Позицию «младосимволистов» отличала нравственная связь с родиной.
В начале 1910-х гг. возникло новое литературное течение акмеизм. Акмеисты (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин) декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности. С 1909 г. идейным главой акмеистов, отрицавших любые абстракции, стал Н. Гумилев. В 1911 г. акмеисты объединяются в литературное содружество «Цех поэтов», синдиками которого провозглашают Н. Гумилева и С. Городецкого.
В 1912 г. акмеисты организуют журнал «Гиперборей», который превращается в рупор нового течения. Акмеизму присущи отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму, жизнеприятие, стремление видеть и показывать мир вещно и четко, внимание к конкретности слова.
Одновременно возникло другое модернистское течение футуризм. Футуристы отказались от всех традиций. Героем футуризма стал новый человек с ненасытным «Я», новый буржуа, пропитанный атмосферой современного города. В Москве возникла школа кубофутуристов («Гилея»), в которую входили Н. Д. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, Вел. Хлебников, в Петербурге школа эгофутуристов, объединившая И. Северянина, В. И. Гнедова, К. К. Олимпова. Кубофутуристы революционеры в искусстве ставили своей задачей обновление искусства. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством
Скандальную известность получило требование кубофутуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода Современности» (сборник «Пощечина общественному вкусу», 1912 г.). Футуристы были склонны к эпатажу. Использовались хлесткие выражения: «Дохлая луна» для сборника произведений, «Идите к черту!» для литературного манифеста.
В литературе «серебряного века» особое место занимали яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению М. А Волошин, М. И Цветаева, В. Ф. Ходасевич, Б. Л. Пастернак.
Свою нишу в литературе рубежа веков заняли неокрестьянские поэты (Н. А. Клюев, П. В. Орешин). В основе их идей соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры. Раннее творчество С. А. Есенина (1895–1925 гг.), соединившего традиции фольклора и классического искусства в сборнике «Радуница» (1916 г.), можно отнести к новокрестьянской поэзии.