Презентация "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 68
Презентация для классов "Презентация "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Особенности развивающей технологии Б. П. Никитина
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью чудо-кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора
Задачи дают ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п. Таким образом происходит знакомство ребенка с разными способами передачи информации
Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т. е. от простого к сложному
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому
Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности
Решение задачи предстает перед ребенком в виде видимых и осязаемых вещей: в виде рисунка, узора, модели или сооружения
Советы Б. П. Никитина по организации игры
ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, образов, подражая – обучается в игре
освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно
перед ребенком ставятся задачи, которые постепенно усложняются
ребенку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно
если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру
если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить
«Сложи квадрат»
«Сложи узор»
«Уникуб»
Игры «Точечки»
Б. П. Никитина «Кирпичики»
«Кубики для всех»
«Дроби»
«Развивающие рамки
и вкладыши»
«Сложи узор»
Игра состоит из 16 одинаковых
деревянных кубиков, грани которых
окрашены по-разному в 4 цвета и две
грани окрашены комбинированно
Для детей от 1,5-2 лет и старше
Развивает:
- наглядно-действенное мышление
- мыслительные операции сравнения,
- анализа и синтеза
- цветовое восприятие
- способности комбинирования
- зрительную память
- воображение
Этапы освоения игры
На начальном этапе детям предлагают узоры в натуральную величину одного – двух цветов, чтобы малыш мог для проверки закрыть узор кубиками. При этом предлагают подумать, на что похож узор, вместе придумывают ему название: дорожка, пила, фонарик, паровозик, елка, цветок и т. д. Используется альбом с заданиями для малышей, в котором все задания представлены в игровой форме.
На втором этапе дети складывают более сложные узоры. Задания выполняются в парах, микрогруппах. Сколько узоров предлагается ребенку за одну игру – зависти от его настроения и возможностей. Игра строится на волне интереса на протяжении нескольких дней. Начинается с нескольких предыдущих узоров, чтобы ребенок побывал в ситуации успеха. Затем предлагаются новые узоры, ребенку дается возможность достичь своего потолка возможностей. Через некоторое время про игру «забывают», чтобы не было пресыщения
Следующий этап – творческий. Дети придумывают свои узоры, складывают их в индивидуальный альбом на листочках в крупную клетку
«Уникуб»
Набор для конструирования
состоит из 27 деревянных кубиков
с 3 красными, 3 синими и
3 желтыми гранями
Для детей от 4 лет
Развивает:
- пространственное мышление
- мыслительные операции сравнения,
анализа и синтеза
- цветовое восприятие
- способности комбинирования
- зрительную память
- воображение
Этапы освоения игры
На начальном этапе дети учатся складывать все кубики в коробку не зависимо от цвета сторон
Второй этап – складывать кубики в коробку рядами. Например: синий ряд – внизу, посередине – красный, сверху – желтый
На третьем этапе детям предлагают собрать фигуру по схемам. Например: «Собери поезд» по схеме, обратить внимание ребенка на цвет крыши поезда и цвет вагончиков
Следующий этап – творческий. Дошкольники по-своему собирают разные фигуры
«Сложи квадрат»
Игра (1 уровень сложности) состоит из 12
разноцветных квадратов, один из которых
служит образцом-ориентиром, а
остальные разрезаны разными
способами 2 и 3 части (1.5-2 лет)
Игра (2 уровень сложности) 12 разноцветных
квадратов разрезаны разными способами
на 4 и 5 частей (с 3 лет)
Развивает:
- восприятие формы, цвета
- конструкторские навыки
- тактильные ощущения
- воображение
- комбинирование
Этапы освоения игры
Главное требование к проведению игры – учет уровня развития ребенка. Начинать надо с заведомо легких и посильных задач
На начальном этапе дети учатся складывать каждый квадрат в отдельности. Маленьким детям предлагают целый черный квадрат (либо рамку по размеру квадрата – машинку). Укладывать на нем детали проще, чем на столе. Можно предложить ребенку нарисованный квадрат в натуральную величину, на котором показано как следует уложить части
На втором этапе детям предлагают выкладывать несколько квадратов с предварительной классификацией деталей
Следующий этап – творческий. Дошкольники по-своему делят квадраты на части, делают зарисовки моделей