Презентация "Суд над Тарасом"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 70
Презентация для классов "Презентация "Суд над Тарасом"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой.»
«Эх, как важно развернулся! фу ты, какая пышная фигура!»
Остап
Cтарший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнений, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими.
Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер.
Он был изобретательнее своего брата, чаще являлся предводителем опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться о наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы.
Андрий
Отношения Тараса к сыновьям
Об Остапе: Добрый будет козак. "А это
еще полковник будет, да
такой, что и батьку за пояс
заткнет".
Об Андрии: "И это добрый - враг бы его
не взял! - вояка!"
Гордость сыновьями: "Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь и скажет: "Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!"…Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля".
Мать и её чувства к сыновьям
"Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом: она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их - только на один миг видит их перед собою… Вся любовь, все ее чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у нее в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими… за каждую каплю крови их она отдала бы всю себя". "Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаянием в глазах не выпускала его из рук своих".
Остап и Андрий в Запорожской Сечи
"Остап и Андрий кинулись со всею пылкостью юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предались новой жизни. Все занимало их: разгульные обычаи Сечи и немногосложная управа и законы, которые казались им иногда даже слишком строгими среди такой своевольной республики.
Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков. Часто вместе с другими товарищами своего куреня, а иногда со всем куренем и с соседними куренями выступали они в степи для стрельбы несметного числа всех всевозможных степных птиц, оленей и коз или же выходили на озера, реки и протоки, отведенные по жребию каждому куреню, закидывать невода, сети и тащить богатые тони на продовольствие всего куреня. Хотя и не было тут науки, на которой пробуется козак, но они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения - дело, за которое новичок принимался торжественно в казацкие круги".
Андрий во время осады города
"Но скоро запорожцы начали понемногу скучать бездействием и продолжительною трезвостью, не сопряженную ни с каким делом. Кошевой велел удвоить даже порцию вина, что иногда водилось в войске, если не было трудных подвигов и движений. Молодым и особенно сынам Тараса Бульбы, не нравилась такая жизнь. Андрий заметно скучал.
Неразумная голова, - говорил ему Тарас. - Терпи козак. -атаманом будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит и хоть ты ему что хочь, а он все-таки поставит на своем.
Не сойтись пылкому юноше с старцем. Другая натура у обоих, и другими очами глядят они на то же дело…
Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням. Андрий же, сам не зная от чего, чувствовал какую-то духоту на сердце".
Собачья смерть…
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом… Бледен, как полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это было не имя отчизны или имя матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.
Сыноубийца
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почувствовавший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп.
- Чем бы ни козак был? - сказал Тарас, - И станом высокий, чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!
- Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!
Остап перед казнью:
Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку верх и произнес громко:
- Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!
Андрий перед паночкой
- А что мне отец, товарищи и отчизна? - сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой стан свой. - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! - повторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. - Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!
Место героев в системе персонажей
Оба - сыновья главного героя Тараса Бульбы.
Каждый - воплощение определенных начал человеческого характера.
Остап: смысл жизни в любви к Родине.
Андрий: смысл жизни в любви к женщине.
Вместе с отцом сыновья - целостный образ козака-запорожца.
Роль в сюжете одинаковая (оба - главные герои).
Тарас Бульба
Центральный образ повести – Тарас Бульба. Этот герой верно стоит за независимость Родины, выше всего ценя воинское братство, честь и доблесть.
Автор выделяет главное в натуре Тараса – его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, чувство собственного и национального достоинства. Тарас призывает постоять за христианскую веру.
Судьбу Тараса автор связывает с судьбой Украины, а сама повесть является героическим эпосом.
Верность общему делу
В образе Тараса господствует одна психологическая черта: всепоглощающая верность общему делу, которому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. И окрашенное мягким юмором, почти нежное отношение к своим боевым сподвижникам, и удивительная цельность характера: пронзительные слова любви и скорбной тоски, обращённые к погибающему Остапу, и интонация библейского приговора другому
сыну, Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к «прекрасной полячке» не могла стать для Тараса оправданием измены отчизне – во всём этом подлинная психологическая достоверность.
Речь о товариществе
Когда половина запорожцев выступила в погоню за татарами, оставшихся казаков возглавил Тарас Бульба. Он тут же предпринял всё необходимое для подготовки к битве с поляками. И когда это было сделано, сказал речь казакам, потому что хотелось высказать всё, что было на сердце.
- Хочется мне сказать, панове, что такое есть наше товарищество… Нет уз святее товарищества!.. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей… Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог,
что ни есть в тебе, - Нет, так любить никто не может!..
Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватить у них на то мышиной натуры их!
Прощание с Остапом
Едва оставшись в живых после сражения и медленно оправившись от ран, Тарас узнал о несчастной судьбе Остапа, оказавшегося в плену у поляков. Бульба решает любой ценой пробраться в город и попытаться помочь единственному сыну. Старый Тарас сумел добиться своего, но ему удалось стать лишь свидетелем казни любимого сына. В последний момент страшных истязаний Остап обращается к отцу за поддержкой и получает её, хотя отзыв Тараса на призыв сына мог обернуться смертью для старого казака.
Последний бой Тараса
После смерти любимого сына Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова. Страшна был месть старого Бульбы! Он жестоко расправлялся с врагами православной веры и земли русской. Самому Потоцкому с пятью полками было поручено непременно поймать Тараса. Шесть дней уходили казаки от преследования, пока их не настигли на берегу Днестра, где Бульба занял для роздыха оставленную полуразвалившуюся крепость.
Четыре дня бились и боролись казаки, но истощились запасы и силы, и Бульба решился на прорыв. И пробились было уже они, не подвели их быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! Выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку. Но тут набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи.
Смерть Тараса Бульбы
Враги решили сжечь старого казака живьём. Привязали его к огромному бревну, правую рукук прибили гвоздём и поставили бревно в расселину стены, так что он был виден всем, как удачный трофей. Ветер развевал его белые волоса. Казалось, он стоял на воздухе, и в этом было что-то сверхъестественное. В лице его не было заметно никакой заботы о себе. Он смотрел в ту сторону, где отстреливались казаки. Он подсказал им, куда скакать, чтобы уйти от преследования. До последнего дыхания жизни думал старик о своих соратниках!
Последняя речь Бульбы обращена не столько к козакам или врагам, сколько к читателям. В уста своего героя Гоголь вложил пророчество о будущем Русской земли, в которой уже «подымается свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..». Автор (а вместе с ним и читатель) восхищен героической гибелью Тараса и делает обобщение: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!».
Гоголь выводит в название имя Тараса Бульбы, тем самым определяя значимость его фигуры как образца русского мужского характера, русской культуры воина.