Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Фонематический слух - основа правильной речи

Фонематический слух - основа правильной речи

Фонематический слух - основа правильной речи - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Фонематический слух - основа правильной речи:
Cкачать презентацию: Фонематический слух - основа правильной речи

Презентация для классов "Фонематический слух - основа правильной речи" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Фонематический слух – основа правильной речи<br>Консультация для педагогов ДОУ<br>Составила и провел
1 слайд

Фонематический слух – основа правильной речи
Консультация для педагогов ДОУ
Составила и провела
Учитель-логопед Мальцева Е.В.

И так, что же все таки ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?<br>   Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок
2 слайд

И так, что же все таки ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?
   Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и фо
3 слайд

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить

К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам п
4 слайд

К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так.
      В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они  только небольшими оттенками.
      Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т.д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т.д., Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк",жук -"щук"). В последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.
       Развитие  фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально, но есть возрастные нормы его развития.

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а
5 слайд

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического  слуха малыш различает часто произносимые слова


На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от
6 слайд

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.



   Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять невер
7 слайд

   Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.




На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Р
8 слайд

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.


.

На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и ко
9 слайд

На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.





<br>Когда же начинать развивать фонематический слух?<br>Прямо с рождения.  Да, именно с рождения мы
10 слайд


Когда же начинать развивать фонематический слух?
Прямо с рождения.  Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками?  Спрашивают у малыша:
- Как говорит кошка?  (Мяу, мур-р)
- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)
- Как едет машина?  (У-у-у, др-р-р)
- Как говорит водичка?  (С-с-с, кап-кап)
    Все эти звукоподражания  формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки.  Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить  разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать  парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем.  

Этапы работы по развитию фонематического слуха<br><br>ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков.<b
11 слайд

Этапы работы по развитию фонематического слуха

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.
 
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.



ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаменто
12 слайд

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
 - Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. 
 - Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
 - Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. 
 - Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.<br> - Игра «Узнай свой голос». Зап
13 слайд

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
 - Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
 - Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
 - Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. <br> - Игра «Слушай и выбирай». Пе
14 слайд

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. 
 - Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
 - Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.<br> - Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть
15 слайд

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.
 - Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. 
 - Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немн
16 слайд

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть. 
 - Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
 - Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.<br> - Игра «Сколько звуков». Взрослый
17 слайд

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
 - Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 
 - Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. 
 - Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

Уделяя внимание развитию фонематического слуха, мы облегчаем ребенку процесс освоения правильного зв
18 слайд

Уделяя внимание развитию фонематического слуха, мы облегчаем ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

19 слайд

Отзывы на uchebniki.org.ua "Фонематический слух - основа правильной речи" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация