Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Проект по русскому языку "Речевой этикет как показатель культуры человека"

Проект по русскому языку "Речевой этикет как показатель культуры человека"

Проект по русскому языку "Речевой этикет как показатель культуры человека" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Проект по русскому языку "Речевой этикет как показатель культуры человека":
Cкачать презентацию: Проект по русскому языку "Речевой этикет как показатель культуры человека"

Презентация для классов "Проект по русскому языку "Речевой этикет как показатель культуры человека"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

<br><br><br><br><br><br><br><br>Муниципальное общеобразовательное бюджетное <br>учреждение<br> «Кемл
1 слайд









Муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение
«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
 

Индивидуальный учебный проект
"Речевой этикет как показатель культуры человека"
 

Выполнила: Терешкина Кира,
ученица 9 Б класса
МОБУ «Кемлянская СОШ»
Руководитель: Борисова Ирина Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы

<br><br><br><br><br><br><br>Объект исследования – речевой этикет <br>Цель данного проекта – выявить
2 слайд








Объект исследования – речевой этикет
Цель данного проекта – выявить особенности речевого этикета у современной молодёжи.

Гипотеза: Исследовательская работа обусловлена тем, что речевой этикет является одним из составляющих компонентов процесса развития языка, его пополнения и многообразия.









ВВведение

1. Изучить литературу по данной теме; проанализировать собранную информацию, выбрать из нее самое по
3 слайд

1. Изучить литературу по данной теме; проанализировать собранную информацию, выбрать из нее самое полезное и ценное.
2.Изучить этикетные средства речи в русском языке.
3.Исследовать уровень речевого поведения учащихся класса.
4.Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 9 классов школы с целью определения использования в речи школьников речевого этикета.
5.Обобщить результаты и оформить презентацию «Речевой этикет, как показатель культуры человека».
Задачи проекта

Исследовательскую часть проекта  я выполнила следующим образом: работала в библиотеке с учебными пос
4 слайд

Исследовательскую часть проекта я выполнила следующим образом: работала в библиотеке с учебными пособиями и материалами Интернета.
Основным продуктом моего проекта является презентация , которая, я надеюсь, послужит учебно-дидактическим материалом при проведении
уроков русского языка .

      <br>Общество сегодня остро почувствовало потребность в культуре поведения и общения. Большой и
5 слайд


Общество сегодня остро почувствовало потребность в культуре поведения и общения. Большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности является этикет. Успехов добивается тот, кто умеет вести себя в обществе. Такой человек, прежде всего, способен сосредоточить свое внимание на собеседнике, он умеет не только говорить, но и слушать, его стратегия – это сотрудничество, а не борьба с собеседником.
Актуальность

Теоретические   исследования<br>Этикет-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления
6 слайд

Теоретические исследования
Этикет-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”Такое определение дается в «Советском энциклопедическом словаре».

Возникновение этикета как такового, и речевого этикета в частности, прочно связывается с развитием г
7 слайд

Возникновение этикета как такового, и речевого этикета в частности, прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества.
Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация. Появлялись инструкции по поведению, вырабатывались ряды действий важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах.

История возникновения речевого этикета

История возникновения речевого этикета<br>В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. Со вре
8 слайд

История возникновения речевого этикета
В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. Со времени Петра I в связи с социально - экономическими изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения.
Во второй половине XVIII в. в России старый патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Функции этикета<br>Третья функция этикета - сигнализация о принадлежности человека к определенной со
9 слайд

Функции этикета
Третья функция этикета - сигнализация о принадлежности человека к определенной социальной и культурной среде. Этикет как пароль: место, занимаемое человеком в обществе, легко определяется по используемым им этикетным формулам.
Основная функция этикета - антиконфликтная. Когда человек во всех случаях жизни поступает в соответствии с правилами, он уменьшает вероятность конфликтов с окружающими. Например, если вы кого-то случайно задели, вы должны извиниться. В противоположном случае возможен конфликт, кто-то может подумать, что вы намеренно пытаетесь его оскорбить.
Вторая функция этикета - создание атмосферы взаимного комфорта. С вежливым человеком легко и приятно общаться. В Евангелии сказано: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с людьми» Следовательно, если хотите, чтобы вам грубили, то забудьте об этикете сами. Если хотите, чтобы вас игнорировали, то делайте вид, что вам нет никакого дела до окружающих. Если хотите, чтобы люди обращались с вами доброжелательно, то сами будьте вежливыми.
Четвертая функция этикета – коммуникативная. Нередко собеседники, произнося слова приветствия, не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным.

Формулы речевого этикета<br>Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые вы
10 слайд

Формулы речевого этикета
Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые в ходе разговора
три стадии разговора:
начало разговора (приветствие/знакомство);
основная часть;
заключительная часть разговора.

Начало разговора и его завершение<br>В русском языке основное приветствие — «здравствуйте». Оно восх
11 слайд

Начало разговора и его завершение
В русском языке основное приветствие — «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», т. е. здоровым.
Формула «Привет!» выражает близкие, непринуждённые отношения и широко распространена среди молодёжи. Очень вежливыми и полными достоинства являются приветствия «Моё почтение!», «Доброго здоровья!», но ими пользуются чаще всего люди пожилые. «Здорово!» - мужское приветствие.
В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий: Всего хорошего; Всего доброго; До свидания; Надеюсь на скорую встречу; Прощайте; Будьте здоровы! Пока! Всего! Салют!

Благодарность и комплименты<br>За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выража
12 слайд

Благодарность и комплименты
За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. «Благодарность – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами. Не стоит за мелкую услугу «рассыпаться в благодарностях», но слово «спасибо» всегда должно быть наготове.
Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.
Позвольте выразить благодарность
Вы прекрасно выглядите!
Большое вам спасибо
Вы прекрасный собеседник
Вы отличный организатор
Я Вам очень благодарен за…
Вы так сообразительны!

            Ключевую роль в культуре речевого этикета играет ситуация. Действительно, в зависимости
13 слайд

Ключевую роль в культуре речевого этикета играет ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:
личности собеседников;
место;
тема;
время;
мотив;
цель.
Речевой этикет ориентирован, прежде всего, на адресата – человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учет личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения - на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая - на уважение и большую формальность в разговоре.
Ситуации общения

Формулы общения<br>Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.  Обр
14 слайд

Формулы общения
Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.  Обращение - один из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета
Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия. 
Слова «женщина», «мужчина», получившие распространение в последнее время в роли обращений, нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего.
В таком случае предпочтительнее начинать разговор без обращений, используя этикетные формулы: будьте любезны, будьте добры, извините, простите.
Русская культура оставила нам прекрасную традицию — величать друг друга, оказывая этим уважение не только себе, но и нашим предкам. Величание — часть русского речевого этикета. «По имени называют, по отчеству величают», — говорит русская народная пословица. Традиция называть друг друга по имени и отчеству ведется у россиян испокон веков.

Этикет и этика<br>Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (
15 слайд

Этикет и этика
Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.
уважительность
тактичность
терпеливость
доброжелательность
внимательность

Речевые дистанции и табу<br>Существует понятие «речевые дистанции». Дистанция в речевом общении опре
16 слайд

Речевые дистанции и табу
Существует понятие «речевые дистанции». Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм. В целом выбор диктуется сложным сочетанием внешних обстоятельств общения и индивидуальных реакций собеседников
Есть и табу в речевом этикете. Табу- это запрет на употребление определенных слов, обусловленный историческими, культурными, этическими и другими нормами.
Культурные и этические табу существуют в любом обществе. Понятно, что запрещена к употреблению матерная лексика, упоминание некоторых физиологических явлений и частей тела.

Практическая часть<br>1.Знаешь ли ты, что такое речевой этикет?<br>2.Необходимо ли овладевать навыка
17 слайд

Практическая часть
1.Знаешь ли ты, что такое речевой этикет?
2.Необходимо ли овладевать навыками речевого этикета?
3.Здороваешься ли ты с учителями, одноклассниками, техническими работниками в школе? (всегда, иногда, никогда)
Чтобы увидеть, какие нормы речевого этикета знакомы учащимся нашей школы, как они соблюдаются, и чтобы выявить уровень владения речевым этикетом я провела анкетирование, наблюдение, тестирование.

Всегда говорят слова приветствия своим близким 42% опрошенных, никогда – 22%<br>4.Какие слова для пр
18 слайд

Всегда говорят слова приветствия своим близким 42% опрошенных, никогда – 22%
4.Какие слова для приветствия используешь?
5.По утрам говоришь ли ты своим родным и близким:»Доброе утро?»
6.Используешь ли ты в своей речи слова «спасибо»,»благодарю»? (часто, иногда, никогда)
7.Какие слова для выражения благодарности используешь?

8.Используешь ли ты в своей речи слова « извините», «простите»? (часто, иногда, никогда)<br>9.Какие
19 слайд

8.Используешь ли ты в своей речи слова « извините», «простите»? (часто, иногда, никогда)
9.Какие еще слова для выражения извинения используешь?
10.Какие слова используешь при прощании со взрослыми людьми? С одноклассниками?
11.Как вы относитесь к тому, что, практически, во всех сферах общения обращение по имени-отчеству уступило обращению по имени, то есть, Мария Петровна стала просто Марией?

12.Нужно ли быть культурным человеком и для чего?<br>13.Следуете ли вы речевому этикету в повседневн
20 слайд

12.Нужно ли быть культурным человеком и для чего?
13.Следуете ли вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?
14. Овладели ли вы в полной мере навыками речевого этикета?
Результаты тестирования.
24% опрошенных считают, что они владеют этикетом общения и ведения беседы и всегда принимают во внимание мнение и интересы собеседника.57% опрошенных достаточно хорошо знакомы с правилами речевого этикета, однако не всегда руководствуются ими в повседневном общении. 19% учащихся нельзя назвать внимательными слушателями и хорошими собеседниками. Многие учащиеся не владеют в полной мере основными принципами речевого этикета: тактичностью, вежливостью, доброжелательностью. Думаю, что им будет полезна памятка «Как быть хорошим собеседником»

Моя гипотеза о том, что не всеми моими одноклассниками соблюдается речевой этикет, подтвердилась. Ос
21 слайд

Моя гипотеза о том, что не всеми моими одноклассниками соблюдается речевой этикет, подтвердилась. Остро стоит вопрос о снижении культуры общения. Мы стали ужасно говорить, упростили свою речь, что вот-вот будем походить на героиню романа Ильфа и Петрова Эллочку Людоедку, которая обходилась тридцатью словами! А речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека. Необходимо учиться хорошим манерам. Проявление хорошего тона должно быть обычной нормой поведения. Культурному человеку необходимо не только знать и соблюдать нормы этикета. Умение подать себя и произвести хорошее впечатление позволит вам приобрести уверенность и свободно чувствовать себя в любом обществе.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет благоприятное впечатление о классе, поддерживает его положительную репутацию. Культурная речь – признак интеллигентности и воспитанности человека. Жаргонные словечки, грубые обороты - все это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания.
Хотелось бы, чтобы улучшился микроклимат в классе, лучше стали отношения друг с другом, меньше было оскорбительных выражений и постепенно исчезла из нашей речи ненормативная лексика.
Данную работу, конечно, следует продолжать. Я согласна с исследователем Н.И. Формановской, утверждающей, что «все “волшебство” речевого этикета в том, что он действительно открывает двери человеческих взаимоотношений, как в прошлом, так и сегодня».
Выводы

Список литературы<br>1. Анцупов А.Я. «Конфликтология». Издательство: Москва «Русское слово» 1998 г.<
22 слайд

Список литературы
1. Анцупов А.Я. «Конфликтология». Издательство: Москва «Русское слово» 1998 г.
Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Издательство: Ростов-на-Дону «Феникс», 1998 г.
2. Гойхман О.Я. «Речевая коммуникация». Издательство: Москва «Махаон», 2002 г.
3. Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. «Этика деловых отношений».
Издательство: Москва «Правда», 1988 г.
4. Купина Н.А., Матвеева Т.В. «Культура русской речи». Издательство: Свердловск, 1991 г.
5. Купина Н.А. «Правильность речи и основы речевого этикета». Издательство:
Екатеринбург, 1995 г.
6. Львова С.И. «Язык и речь». Издательство: Москва «Русское слово», 2000 г.
Сайты
1. http://www.etikets.ru/talk.php
2. http://www.allwomens.ru/11122-rechevoy-etiket-pravila-vezhlivogo-obscheniya.html
3. http://sbiblio.com/biblio/archive/kulturologia/7.aspx
 

Отзывы на uchebniki.org.ua "Проект по русскому языку "Речевой этикет как показатель культуры человека"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация