Ф.Абрамов. "О чём плачут лошади" (7 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 81
Презентация для классов "Ф.Абрамов. "О чём плачут лошади" (7 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Прежде чем продолжить, прочитайте биографию Ф.А. Абрамова, а также рассказ “О чём плачут лошади”
Эпиграф к уроку:
“Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
С. Есенин
"Будить Человека в человеке".
Федор Абрамов умер в 1983 году. Его нет с нами, но его книги, статьи, а также люди, близкие ему по духу, продолжают то, что он делал - и призывал делать других - всю жизнь:
Федор Абрамов в рассказе наделяет лошадь человеческими чертами характера. Вместе с рассказчиком главной героиней повествования становится колхозная лошадь Рыжуха.
«И все-таки Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей. На некоторых из них просто мочи не было смотреть. Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре. А Рыжуха — нет. Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».
Чтобы подчеркнуть неразрывную связь человека и животного, Абрамов показывает дружбу между ними, и даже использует художественное преувеличение. Рыжуха наделяется способностью говорить. И проявляется этот дар в момент, когда лошади тяжелее всего, ее мучает вопрос: «Были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо?»
Этот вопрос заставил рассказчика задуматься. На этом этапе повествования ярко проявляется дар Абрамова-публициста. Здесь повествование сменяется рассуждением:
«Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба — мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!»
Обратите внимание на отрывок предыдущего слайда. В нем ярко проявляются черты публицистического стиля. Запишите их в тетрадь.
Черты публицистического стиля в рассказе:
эмоциональность передается восклицательными предложениями;
автор обращается ко всем читателям через местоимение МЫ.
автор приводит из истории массу примеров бережного, почтительного отношения к лошади, даже преклонения перед ней.
Абрамов говорит о роли лошади в жизни деревни:
«Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».
В авторском рассуждении о великой роли лошади в жизни русского человека читателя поражает еще одно трагическое воспоминание. О коне Карьке, который в свое время как солнце освещал тяжелую жизнь рано осиротевшей многодетной семьи Абрамовых. Этот конь, как и другие лошади, вместе с народом прошел войну и много сделал для Победы.
«— Нету вашего Карька, — ответил мне конюх-старик. — На лесном фронте богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? Нет, лошади тоже победу ковали, да еще как…»
Автор не смог объяснить, почему счастливые времена для лошадей прошли. Но мы-то с вами понимаем, что причина в том, что человек перестал нуждаться в лошади. На колхозных полях работают комбайны и тракторы, кавалерию в армии заменили танки. Вместо карет — машины и поезда. Без лошади научился обходиться человек, и животное сразу лишилось внимания, заботы, любви.
В свое время французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц» написал фразу, ставшую крылатой: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Вслед за Экзюпери Абрамов также напоминает нам об ответственности за все живое на Земле, ведь если человек — царь природы, то все его подданные должны чувствовать себя под его защитой.
Домашнее задание:
Составьте план рассказа.
Какой момент рассказа является кульминацией?
О чем заставляет задуматься автор?
Какие произведения на подобную тему вы читали?
Можно ли подобный рассказ адресовать другим животным? Каким? Ответ обоснуйте.
Пройдите тест: (ссылка на гугл-форму)
Дополнительное задание и информация
Дополнительное задание: иллюстрация к рассказу.
Дополнительная информация: чтобы лучше понять тему произведения, рекомендуются к прочтению следующие произведения: А. Сьюэлл – «Чёрный красавчик», В. Маяковский – «Хорошее отношение к лошадям».