Презентация по технологии на тему "Ладья"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 75
Презентация для классов "Презентация по технологии на тему "Ладья"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Актуальность :
В наш век компьютерных игр и технологий люди часто забывают как важно уметь что то делать своими руками, а между тем умение мастерить может сыграть огромную роль в развитии ребёнка, а также стать прекрасным увлечением на всю жизнь. С раннего возраста я и мои друзья увлекаемся кораблестроением. Кроме того я интересуюсь историей нашей страны и эти два увлечения породили во мне мечту научиться строить корабли так, как это делали наши предки, а заодно показать своим ровесникам как здорово иметь увлечение мастерить своими руками, проявлять креативность и творческий подход.
Цель проекта:
изучить строение и технологию создания древнерусской ладьи.
Задачи:
1.Изучить историю того периода, когда люди нашей страны использовали для плавания ладьи.
2.По сохранившимся чертежам создать макет древнерусской ладьи.
3.Увлечь своих сверстников таким замечательным хобби, как кораблестроение.
Путь «из варя́г в гре́ки» (также Варя́жский путь или Восто́чный путь — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в начале X века — середине XIII века. В переводе на современные названия, путь от древних торговых центров Скандинавии проходил Балтийским морем через Финский залив, затем по реке Неве ,по штормовому Ладожскому озеру, реке Волхов ,через Рюриково городище в озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловать с дальнейшим переходом в Днепр.
В "Повести временных лет" сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому морям, перетаскивая корабли волоком из Дона в Волгу и обратно. Суда славян назывались скедии, лодьи и корабли.
Из Скандинавии вывозили железо-сырец, амбру, моржовую кость, изделия из китовой кожи (корабельные канаты и др.), оружие, художественные изделия, а также предметы, награбленные викингами в Западной Европе (французские вина, ювелирные изделия и драгоценности, шёлковые и батистовые ткани, серебряную утварь); из Византии — вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги; из Прибалтики — янтарь; из Северной Руси (Новгорода) — «мягкое золото» (меха соболей, куниц, выдр, бобров и др.), льняные ткани, лес, мёд, воск, кованую и керамическую утварь, оружие, кожи, смолу; из Южной Руси (Киева) — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т. д.; с Волыни — шиферные пряслица и др. Другим важным товаром были рабы: дети и молодые люди, забранные викингами на землях покоренных славянских племен для продажи на рынках Константинопол
Трудность плавания, в котором необходимо преодолевать волоком два водораздела — между Ловатью и Западной Двиной и между Западной Двиной и Днепром.
Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья). Также существовали «корабли», насады, скедии, бусы и шитики. По сведениям Константина Багрянородного (X век), кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долблёные ладьи на 30-40 человек — однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок — в районах Торопца и Смоленска, очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками — бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей.
Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами, по-славянски — кормчими, кормщиками, а по-гречески — киб
Судно было приспособлено для дальних плаваний. От слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья). Также это название применяется к другим подобным по конструкции судам (древних египтян, викингов и др.). Историки сходятся во мнении, что сам термин «лодья» является исконно славянским.
Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения высоты борта. Такие ладьи назывались «насадами» или «набойными».
В дальнейшем стали строить «дощатые ладьи», то есть корпус судна полностью делался из досок.
Длина ладей составляла около 25 метров, ширина около 8 метров[9]. Грузоподъёмность — до 20 тонн. Ладья имела вёсла и парус. На вооружении некоторых лодий находились тараны, метательные машины, позднее с одною или двумя пушками, другие брали десант до 60 человек из числа рати.
Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь - насадами. Лодья несла большей, богато орнаментированный холщовый парус. Гребцы укрывались от солнца под навесом.
После выхода Новгородской земли из состава Киевской Руси (1136) в бассейне озера Ильмень образовалась самостоятельная феодальная республика. Ее столица «Господин Великий Новгород», находясь на стыке торговых путей «из варяг в греки» и Волжского, стал одним из важных пунктов внешней торговли и самобытного судостроения на Руси. Торговые связи Новгорода распространились от Фландрии и городов торгово-политического союза Ганзы (в который входил и Новгород) до Астрахани и Константинополя. По этим путям уже в ХIII веке ходили прочные мореходные палубные парусные новгородские бусы, ушкуи, шитики и другие суда, которые могли взять в свои трюмы до 6-6,5 тысяч пудов груза, то есть около 100 т (по некоторым источникам - до 200 т грузов). Судостроители древнего Новгорода использовали довольно совершенные для своего времени орудия труда: топоры, долота, сверла, скобеля, тесла. Из местных руд «варили» железо, широко применяли металлические крепления. Длина новгородского судна около 20 м, ширина 4,5-5,5 м, осадка 2 м. На съемной мачте поднимался один прямой парус площадью 70-80 м2, орнаментированный стилизованным крестом. В случае безветрия использовались весла. Су дно вмещало 25-30 человек20 воинов.
В XII в. в набиравшей силу Киевской Руси все чаще стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. Нос и корма у этих судов были одинаково заострены, и на них размещалось по рулевому веслу - потеси. Они позволяли, не разворачивая ладьи, быстро менять курс. В русских летописях такие суда также называли скедией, наседой и кораблем. Конечно, 20 м в длину, 3 м в ширину и 40 человек команды не так уж много для корабля, и все-таки это был настоящий корабль. Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвинулся «Господин Великий Новгород».
Тип судна — открытая беспалубная ладья с приподнятыми оконечностями. Теоретический чертеж — с обводами корпуса, симметричными относительно миделя. Количество весел — пять или шесть пар, соответственно этому количество банок для гребцов Одна мачта с прямым парусом.Итак, ладья длиной 12 и шириной 3,2 м. Как и у древних, в основе корпуса — килевой брус, к концам которого стальными болтами закреплены штевни. Они симметричны. Так что пока не будут поставлены банки для гребцов, не определить, где нос, а где корма. Шпангоуты, как и должно быть на ладье, составные, но флортимберсы и топтимберсы изготовлены современным способом из ламинированной древесины. Поверх флортимберсов — массивные флоры. Обшивка — внакрой, клинкерная, поясья склепаны между собой и притянуты к шпангоутам медными заклепками.
Строители не имели столь широких и длинных досок, какие использовали предки. Поэтому приходилось склеивать поясья как по длине, так и по ширине. Возможно, некоторым отступлением от исторической правды стал кильсон, положенный поверх флоров. Но при длине корпуса 12 м и беспалубной конструкции необходимо было хоть как-то поднять надежность продольных связей. Поверх ширстрека положены привальный брус и планширь. Банки для гребцов опираются на идущие от носа до кормы подлегарсы, которые связаны брештуками со штевнями. В бортах устроены порты для весел. Мачта опирается на степс у средней банки на миделе. Ее можно заваливать и вновь ставить без особых трудностей. Прямоугольный парус площадью около 36 м2 поднимается на рее
В распоряжении судостроителей древней Руси имелись разнообразные и довольно совершенные орудия труда: топоры, долота (простые и втульчатые), пилы, сверла, скобеля, тесла. Скобелем снимали кору с колод, теслом отделывали доски («тес»),выдалбливали и обстругивали лодьи, сверлом проделывали отверстия в досках и кокорах, сшиваемых прутьями или сколачиваемых деревянными гвоздями.
Прежде всего в дремучем лесу выбиралось огромное дерево: осина, осокорь, липа или дубСрубив дерево, его обрабатывали и путем обтесывания, долбления и выжигания колоде придавали лодьеобразную форму. Затем колоду распаривали и разделывали ее кольями для придачи соответствующей формы и размеров. Операция эта требовала большого количества времени.
3.Потом склеив эти детали мы получили основной корпус корабля и подровняли его перочинным ножом.
4.Затем мы обклеили наш корабль газетами для большей прочности. мы сделали вёсла. И после этого мы сделали другие внутренние детали корабля(скамьи и другое).