Презентация по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым" (8 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 115
Презентация для классов "Презентация по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым" (8 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Выполнила:
Ковалинская Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №33 города Донецка»
Тире между подлежащим
и
сказуемым
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; виды сказуемых.
Уметь: находить в предложении главные члены и определять способы их выражения; объяснять употребление тире между подлежащим и сказуемым.
Эпиграф урока
День, в котором вы не узнали для себя
ничего нового, прошел впустую.
Н.С. Станиславский
Воспроизведение опорных знаний (методика «полетного повторения»
В.Ф. Шаталова)
Назовите главные члены предложения.
Что такое подлежащее?
Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры или найдите на доске.
Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения.
Какие виды сказуемых вы знаете?
Что такое составное глагольное сказуемое?
Что такое именное сказуемое?
Какой частью речи может быть выражена именная часть?
Ключ к тесту
“Типы сказуемых”:
количество правильных ответов соответствует вашей оценке
1В 2В 3Б 4А 5Б
Введение в тему урока
Запишите предложения.
Какую закономерность вы в них увидели?
Книги – корабли мысли.
Читать – много нового знать.
Выделите грамматическую основу в этих предложениях
Чем выражены подлежащее и сказуемое?
Из истории знака тире
тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть") , что значит «чёрточка».
- молчанка,
- длинная черта,
- горизонтальная черта,
- знак пресечения
Цели урока:
Познакомиться с…
(условиями постановки тире)
Научиться ставить …(тире)
Находить в тексте предложения…
(соответствующей конструкции)
Составлять предложения…
( в которых необходимо тире).
Работа над темой урока
Венера – самая яркая звезда ночного неба.
Чужим умом жить – добро не нажить.
Её глаза как яркие звёзды.
Бедность не порок.
- Сравните эти предложения.
- Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено.
Обратите внимание!
Если логическое ударение падает на подлежащее, то тире между подлежащим и сказуемым может ставиться и в тех случаях, когда подлежащее выражено личным местоимением.
Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться
Ты - лучший человек на свете.
Я – пастух, мои хоромы – в мягкой зелени поля.
Практическая деятельность
Параграф 18, страница 91-93.
Выполнение упражнения 186
с проверкой по цепочке.
1) Устно. 2) Письменно
Изменить предложения так, чтобы между
подлежащим и сказуемым стояло тире
Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.
Основу повести составляют картины восстания Емельяна Пугачева
Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
Конструирование предложений
Проверь себя!
Повесть «Капитанская дочка» - историческое произведение.
Картины восстания Емельяна Пугачева - основа повести.
Маша Миронова - любимый женский образ автора.
Объяснительный диктант
Карнавал – народное празднество с шествиями, уличным маскарадом.
сущ.
сущ.
Богатство языка есть богатство мысли.
сущ.
сущ.
гл.-св.
Жизнь прожить – не поле перейти.
нфг.
нфг.
Дружба не услуга, за неё не благодарят.
сущ.
сущ.
Актёр что ребёнок: всю жизнь играет.
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.
Цифровой диктант
Указать номера предложений, в которых между подлежащим и сказуемым стоит тире.
1. Лучшее время охоты канун весны.
2. Плохой товарищ не подмога.
3. Человек без друзей что дерево без корней.
4. Без дела жить только небо коптить.
5. Лишь она моя отрада.
6. Длина трассы для мотогонок два километра пятьсот метров.
7. Семью восемь пятьдесят шесть.
8. Клевета словно уголь: не обожжёт, так замарает.
Включение в систему знаний
и повторение
ЛОТО
Учитель раздаёт каждой группе учащихся лист для игры «Лото» и карточки с примерами предложений. Учащиеся раскладывают карточки в ячейки, объясняют графически постановку тире, комментируют примеры.
«Ситуация успеха»
Ребята!
Не останавливайтесь на достигнутом, всегда помните слова
Н.С. Станиславского: «День, в котором вы не узнали для себя ничего нового, прошел впустую».
Домашнее задание
Параграф 18 (знать правила)
1) Выполните тест. Ответ: цифра-буква
2) Выполните письменно упражнение
185 (2)
ИЛИ
напишите мини-сочинение, используя в качестве эпиграфа одно из записанных на уроке предложений. Тему формулируете самостоятельно.