Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация к уроку А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери»

Презентация к уроку А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери»

Презентация к уроку А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери» - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация к уроку А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери»:
Cкачать презентацию: Презентация к уроку А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери»

Презентация для классов "Презентация к уроку А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

А.С.Пушкин <br>«Моцарт и Сальери». <br>Проблема «гения и злодейства».<br> Трагедийное начало <br>«Мо
1 слайд

А.С.Пушкин
«Моцарт и Сальери».
Проблема «гения и злодейства».
Трагедийное начало
«Моцарта и Сальери»
Выполнила:
Ковалинская И.М.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №33
города Донецка»

Цель урока: <br>познакомить с новыми страницами жизни и творчества А.С. Пушкина; проанализировать пр
2 слайд

Цель урока:
познакомить с новыми страницами жизни и творчества А.С. Пушкина; проанализировать произведение из цикла «Маленькие трагедии» - «Моцарт и Сальери»
Задачи:
1. сопоставить судьбы великих людей; проследить, как судьба самого автора отразилась в трагедии «Моцарт и Сальери»,
2. раскрыть в ходе художественного анализа текста главную идею трагедии,
3. продолжить работу по развитию речевых навыков и выразительности чтения.

Эпиграф к уроку<br>                                                                        Талант ве
3 слайд

Эпиграф к уроку
Талант великих душ
есть узнавать великое
в других людях.
Карамзин Н. М.

Притча  о зависти<br>Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже — сребролюбец или завистли
4 слайд

Притча о зависти
Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже — сребролюбец или завистливый, — потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел он призвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
— Просите у меня каждый, что вам угодно; только
знайте, что второй получит вдвое больше того, что попросит
первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить первым, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первым. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:
— Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивлённый царь спросил, для чего он изъявил такое желание.
Завистливый ответил:
— Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть два глаза.

Обратите внимание на эпиграф  к уроку, прокомментируйте его. <br>- Как притча связана с содержанием
5 слайд

Обратите внимание на эпиграф к уроку, прокомментируйте его.
- Как притча связана с содержанием трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»?
Эпиграф к уроку
Талант великих душ
есть узнавать великое
в других людях.
Карамзин Н. М.

История создания «Моцарта и Сальери»<br>В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: <br>«Скуп
6 слайд

История создания «Моцарта и Сальери»
В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы:
«Скупой рыцарь»,
«Моцарт и Сальери»,
«Каменный гость»,
«Пир во время чумы».
Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями».
В письме П.А.Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

В «Маленьких трагедиях»  показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:<br> гордость, пре
7 слайд

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:
гордость, презирающая всех;
жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
зависть, доводящая до злодеяния;
чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.

Темы «Маленьких трагедий:<br>деньги — «Скупой рыцарь»;<br>искусство — «Моцарт и Сальери»;<br>любовь
8 слайд

Темы «Маленьких трагедий:
деньги — «Скупой рыцарь»;
искусство — «Моцарт и Сальери»;
любовь — «Каменный гость»;
смерть — «Пир во время чумы».

А. С. Пушкин пытается осмыслить причины трагедий, которые переживают люди, и приходит к выводу, что проблемы человечества заключены в ценностных ориентирах, которые правят миром.

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубин
9 слайд

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

Проблема «гения и злодейства»<br>В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.<br>Тема
10 слайд

Проблема «гения и злодейства»
В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.
Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству.
Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.

Сальери Антонио <br>(1750—1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог<br>Моцарт Вольфганг Амаде
11 слайд

Сальери Антонио
(1750—1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог
Моцарт Вольфганг Амадей
(1756— 1791), австрийский композитор

Легенды и факты жизни Моцарта и Сальери<br>Сообщения учеников<br>Версия о том, что Сальери якобы отр
12 слайд

Легенды и факты жизни Моцарта и Сальери
Сообщения учеников
Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.

Кто убил Моцарта? <br>В смерти  Моцарта обвиняли:<br>Масонов<br>Ревнивого мужа ученицы Моцарта<br>Же
13 слайд

Кто убил Моцарта?
В смерти Моцарта обвиняли:
Масонов
Ревнивого мужа ученицы Моцарта
Жену Моцарта
Ученика Моцарта
Вероятнее всего, Моцарт умер от болезни, но исторические мифы всегда сильнее правды.

Во́льфганг Амаде́й Мо́царт<br>Мо́царт (1756-1791)<br>Обладал феноменальным музыкальным слухом, памят
14 слайд

Во́льфганг Амаде́й Мо́царт
Мо́царт (1756-1791)
Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Просмотр фильма <br>«Маленький Моцарт у Зальцбургского архиепископа»<br>https://yandex.fr/video/prev
15 слайд

Просмотр фильма
«Маленький Моцарт у Зальцбургского архиепископа»
https://yandex.fr/video/preview/3351385994015512968

Антонио Сальери (1750-1825)<br>Антонио Сальери написал за свою жизнь около 40 опер, много произведен
16 слайд

Антонио Сальери (1750-1825)
Антонио Сальери написал за свою жизнь около 40 опер, много произведений церковной музыки, ряд кантат, хоров и инструментальных сочинений, учитель Бетховена, Шуберта, Листа, был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII—XIX вв.

        Моцарт и    Пушкин<br>Великий композитор и   великий поэт.<br>Оба рано начали творить.<br>Ко
17 слайд

Моцарт и Пушкин
Великий композитор и великий поэт.
Оба рано начали творить.
Короткий жизненный путь (36 и 37 лет).
Создали огромное количество произведений.

Оба испытали зависть недоброжелателей
Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта?

«Гений и злодейство»<br>Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству<br>Моцарт<br
18 слайд

«Гений и злодейство»
Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству
Моцарт
(задания для 1 группы)
Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку?
Что свидетельствует о славе Моцарта?
Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства?
Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?
Сальери
(задания для 2 группы)
Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе?
Почему Сальери завидует Моцарту?
Как Сальери пытается «оправдать» свое преступление, почему нельзя принять его доводы?
Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?

Моцарт и Сальери представляют собой два типа творца. <br>У них противоположные взгляды на жизнь и тв
19 слайд

Моцарт и Сальери представляют собой два типа творца.
У них противоположные взгляды на жизнь и творчество, поэтому название трагедии воспринимается как антитеза.
Моцарт
Пишет музыку легко.
Это дар от Бога.
Музыка – искусство.
Сальери
неустанно трудится.
Слава добыта трудом.
Ремесленник.
Музыка – ремесло.

       ГЕНИЙ ?<br>              <br>                    ЗЛОДЕЙ?<br>«Гений и злодейство»<br>
20 слайд

ГЕНИЙ ?

ЗЛОДЕЙ?
«Гений и злодейство»

Сальери завидует Моцарту, потому что ему даётся всё легко, потому что лёгок и крылат его гений, а са
21 слайд

Сальери завидует Моцарту, потому что ему даётся всё легко, потому что лёгок и крылат его гений, а самому Сальери приходится добиваться всего тяжким трудом.
И с завистью, которая явилась к Сальери как неожиданная для него страсть, он справиться не может. Его зависть мучительна для него самого.

Анализ монологов Сальери<br>Все говорят: нет правды на земле.<br> Но правды нет и выше. Для меня<br>
22 слайд

Анализ монологов Сальери
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
* Прав ли он, считая, что гениальность — награда за длительный и упорный труд?
* Почему, взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта тоже «дар Божий»?

Анализ сцены со скрипачом<br>Согласны ли вы с мнением Бонди, считавшим, что сцена с уличным скрипачо
23 слайд

Анализ сцены со скрипачом
Согласны ли вы с мнением Бонди, считавшим, что сцена с уличным скрипачом введена «для опошления образа музыки Моцарта?»
Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к игре слепого скрипача?
Каково их отношение к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни?
Почему Сальери разделяет в своём сознании Моцарта-музыканта и Моцарта-человека?

Музыка в трагедии <br>Отрывок из «Дон Жуана» (Моцарт) играет слепой музыкант.<br>Моцарт играет для С
24 слайд

Музыка в трагедии
Отрывок из «Дон Жуана» (Моцарт) играет слепой музыкант.
Моцарт играет для Сальери пьесу, которую написал накануне и спешил
показать ему.
3. Моцарт словно служит по себе панихиду, играя «Реквием».
4. Музыки Сальери мы не слышим, за исключением тех 4 нот из оперы Сальери, которые напевает Моцарт
Что гнетёт сердце Сальери?
ЗАВИСТЬ

Просмотр отрывка из фильма <br>«Моцарт и Сальери» <br>https://yandex.fr/video/preview/68508503525451
25 слайд

Просмотр отрывка из фильма
«Моцарт и Сальери»
https://yandex.fr/video/preview/6850850352545157279

 <br>Чёрный человек – распространённый символ смерти в литературе. Этот образ можно встретить в твор
26 слайд


Чёрный человек – распространённый символ смерти в литературе. Этот образ можно встретить в творчестве Есенина, Достоевского и многих других писателей и поэтов.
Моцарт работает над «Реквиемом»
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит.
Реквием - траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение.

Крушение теории Сальери<br>Что выражает фраза Моцарта: <br>    Он же гений, как ты да я. <br>    А г
27 слайд

Крушение теории Сальери
Что выражает фраза Моцарта:
Он же гений, как ты да я.
А гений и злодейство-
две вещи несовместимые?»

«В простодушных словах Моцарта,- писал Белинский,- было соединено все жгучее и терзающее для раны, которою страдал Сальери. Он знал себя, как человека, способного на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны и что, следовательно, он, Сальери,- не гений. А! Так я не гений? Вот же тебе, - и яд брошен в стакан гения»

 <br>Исполнение Моцартом «Реквиема»- кульминация пьесы. <br>По мнению Бонди, Моцарт в этой сцене «от
28 слайд


Исполнение Моцартом «Реквиема»- кульминация пьесы.
По мнению Бонди, Моцарт в этой сцене «отпевает сам себя»
Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы- и не был
Убийцею создатель Ватикана?

Сожалеет ли Сальери о содеянном?

Виссарион Григорьевич Белинский считал пьесу «Моцарт и Сальери» шедевром литературы. Он писал: «Моца
29 слайд

Виссарион Григорьевич Белинский считал пьесу «Моцарт и Сальери» шедевром литературы. Он писал: «Моцарт и Сальери» – целая трагедия, глубокая, великая, ознаменованная печатью мощного гения, хотя и небольшая по объёму».

Обобщение<br>-Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой?<br>
30 слайд

Обобщение
-Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой?
-Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что Пушкин хотел этим сказать?
-Кто противопоставлен свободному новатору?

«Гений и злодейство – <br>две вещи несовместные»<br>Именно Моцарт у Пушкина – выразитель  высшей муд
31 слайд

«Гений и злодейство –
две вещи несовместные»
Именно Моцарт у Пушкина – выразитель высшей мудрости, что «...гений и злодейство — две вещи несовместные» — истины, которую так и не понял Сальери…

Заключение<br> Вечные темы «Маленьких трагедий» служат современности, они и прочитываются как соврем
32 слайд

Заключение
Вечные темы «Маленьких трагедий» служат современности, они и прочитываются как современные произведения на историческом материале.
Пушкин придал своим пьесам характер философской поэзии. Вот почему «Маленькие трагедии» можно назвать большими трагедиями, большими и глубокими по вложенному в них смыслу.

Домашнее задание<br>Подготовить письменный ответ <br>на главный вопрос трагедии:<br>Гений и злодейст
33 слайд

Домашнее задание
Подготовить письменный ответ
на главный вопрос трагедии:
Гений и злодейство –
две вещи несовместные?
Прочитать роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
и познакомиться с комментарием Ю. М. Лотмана
(см. http://febweb.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-472-.htm).

Источники <br>Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери»// Маленькие трагедии. – Интернет-публикация. <br>Википе
34 слайд

Источники
Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери»// Маленькие трагедии. – Интернет-публикация.
Википедия — свободная энциклопедия ru.wikipedia.org
Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: «Художественная литература», 1978.
Томашевский Б. Пушкин. М: «Художественная литература», 1990.
Энциклопедия литературных произведений. Под ред. С.В.Стахорского. – М: 1998 – стр. 301-302.
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mocarta

СПАСИБО <br>ЗА ВНИМАНИЕ<br>
35 слайд

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ

Возможно Вы ищите другие презентации
Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация к уроку А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери»" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация