Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация о работе педагога-психолога "Профилактика жестокого обращения в ДОУ"

Презентация о работе педагога-психолога "Профилактика жестокого обращения в ДОУ"

Презентация о работе педагога-психолога "Профилактика жестокого обращения в ДОУ" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация о работе педагога-психолога "Профилактика жестокого обращения в ДОУ":
Cкачать презентацию: Презентация о работе педагога-психолога "Профилактика жестокого обращения в ДОУ"

Презентация для классов "Презентация о работе педагога-психолога "Профилактика жестокого обращения в ДОУ"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

<br><br><br><br>ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В ДОУ<br><br>Педзапущенность и гиперопека как формы
1 слайд





ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В ДОУ

Педзапущенность и гиперопека как формы проявления жестокого обращения










Составила педагог-психолог МБДОУ №8
Корябина Галина Владимировна







<br><br><br><br><br><br>Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.<br><br
2 слайд







Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции;
- нежелательный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- «трудный» ребенок.
Жестокое обращение с детьми
включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка

<br>Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:<br><br> Физическое насилие - это п
3 слайд


Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Психическое насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера
Пренебрежение основными нуждами ребенка. Это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.




Психическое (эмоциональное) насилие<br><br>К психической форме насилия относятся:<br><br>- открытое
4 слайд

Психическое (эмоциональное) насилие

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму

-унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе.

Психическое (эмоциональное) насилие<br><br>К психической форме насилия относятся также:<br><br>Изоля
5 слайд

Психическое (эмоциональное) насилие

К психической форме насилия относятся также:

Изоляция
- социальная изоляция: контроль над общением ребенка со сверстниками и взрослыми
- обсуждение детей в их присутствии: ребенок как вещь
- эмоциональная изоляция -отвержение: ребенка видят, но не слышат

«Взрослые привилегии»: все решается за детей взрослыми (выбор одежды, летний отдых, переход в другую школу)

Использование детей с целью добиться чего-либо от других людей (визиты к чиновникам с ребенком, «Дележ» с бывшими супругами)

Угрозы: отдать в интернат, покончить с собой, заболеть и др.

Усмирение: запугивание ребенка взглядами, действиями, повреждением собственности ребенка.

Гиперопека

Гиперопека – это тип детско-родительских отношений, характеризующийся повышенным вниманием, тотальны
6 слайд

Гиперопека – это тип детско-родительских отношений, характеризующийся повышенным вниманием, тотальным контролем действий, поступков ребенка. Родители расценивают многие ситуации как опасные для жизни, здоровья, стремятся ограждать, защищать детей, ограничивая их свободу, лишая возможности проявлять самостоятельность.
Симптомы гиперопеки
Основное проявление гиперопеки – стремление родителей контролировать поведение ребенка, окружать заботой, защищать. Дети находятся рядом с матерью/отцом, зависят от их настроения, чувств. Гиперопека реализуется через приказы, требования, манипуляции, шантаж. Воля взрослого интерпретируется как форма любви, желание помочь. Решения принимаются исключительно родителем, создаются ситуации псевдовыбора: «ты хочешь кашу или суп?» – оба варианта устраивают мать, но не учитывают желаний ребенка.

Дети неспособны самостоятельно решать жизненные проблемы, справляться с повседневными трудностями. Сложные, опасные ситуации вызывают чувство растерянности, панику. Ребенок начинает плакать, кричать, ожидая помощи взрослого. Формируется обусловленная реакция – «выученная беспомощность». Возникают трудности детсадовской адаптации. Неадекватная самооценка, отсутствие инициативности препятствуют установлению дружеских отношений.

Повышенные требования родителей к школьной успеваемости, достижению спортивных побед делают ребенка напряженным, тревожным. Чрезмерные нагрузки проявляются вегетативными нарушениями (головными болями, бессонницей).

Осложнения<br>Гиперопека тормозит, искажает развитие детей. Избыточное беспокойство, тревожность род
7 слайд

Осложнения
Гиперопека тормозит, искажает развитие детей. Избыточное беспокойство, тревожность родителей передаются ребенку. Формируются детские аффективные расстройства – невроз навязчивых состояний, фобический невроз. Гиперопека рассматривается как фактор риска мутизма – отсутствия речи при физиологической сформированности навыка. Зависимость, инфантилизм, несамостоятельность, неуверенность, тенденция избегать трудностей осложняют социальную адаптацию. Детям нелегко заводить дружеские отношения, справляться со школьной программой, выбирать будущую профессию. У подростков гиперопека способствует формированию шизоидного/истероидного типа личности либо провоцирует «бунт» – скандалы, уходы из дома, бродяжничество.

Диагностика
Непосредственно гиперопека не вызывает беспокойства родителей. Помощь специалистов необходима для диагностики аффективных, поведенческих отклонений ребенка, возникающих как последствие чрезмерной заботы, тотального контроля. Гиперпротекция выявляется при исследовании эмоционально-личностной сферы. Используются следующие методы:

<br>Наблюдение. О гиперпротекции свидетельствует неуверенность, зажатость, повышенная тревожность ре
8 слайд


Наблюдение. О гиперпротекции свидетельствует неуверенность, зажатость, повышенная тревожность ребенка либо демонстративное поведение, пренебрежительное отношение к ситуации обследования. Могут наблюдаться тики, навязчивости, сниженная речевая активность, избегание зрительного контакта.

Рисуночные тесты. Наиболее распространено применение методики «Рисунок семьи». Характерными признаками гиперопеки являются первоочередное изображение доминирующего родителя, большие размеры его фигуры, центральное расположение. Ребенок изображает себя вблизи, схожим образом, но меньшим по размеру.
Тесты интерпретации ситуаций. Используется детский апперцептивный тест, тест Розенцвейга. Общая черта итоговых данных – картинки воспринимаются ребенком как ситуации доминирования, контроля, управления, опеки.

Опросники. Анкетирование предлагается родителям. Результаты определяют тип воспитания, выявляют наличие гиперпротекции, но искажаются при соответствующей установке родителей. Используется методика PARI, опросник родительского отношения (В.В. Столин, А.Я. Варга), тест ЛИРИ.

Коррекция<br>Психологическое консультирование. Родители узнают о различных типах воспитания, их влия
9 слайд

Коррекция
Психологическое консультирование. Родители узнают о различных типах воспитания, их влиянии на развитие ребенка. Основная задача специалиста – помочь осознать, принять факт наличия гиперопеки, установить причины, разобрать случаи реализации.

Когнитивно-поведенческая психотерапия. Цель индивидуальных сеансов – устранить неуверенность, страхи, тревожность. Выполняется коррекция эмоционального состояния, ошибочных когнитивных паттернов, вырабатываются продуктивные поведенческие сценарии, поддерживающие уверенность, независимость, спокойствие.

  Пренебрежение нуждами ребенка <br><br><br>– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в резуль
10 слайд

Пренебрежение нуждами ребенка


– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

-педагогическая запущенность


<br><br><br><br><br>Педагогическая запущенность – нарушение развития, обусловленное недостаточностью
11 слайд






Педагогическая запущенность – нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях. Проявляется сниженными интеллектуальными способностями, узким кругозором, инфантилизмом, эмоциональной неуравновешенностью, трудностями социализации, аморальными поступками.

Причины педагогической запущенности<br><br><br>Семейные взаимоотношения. Педагогическая запущенность
12 слайд

Причины педагогической запущенности


Семейные взаимоотношения. Педагогическая запущенность появляется при недостаточном участии родителей в жизни ребенка, низком материальном уровне, неблагоприятных условиях проживания, слабом образовательном и культурном развитии родителей, частых конфликтах, безнадзорности, неправильном стиле воспитания.

Образовательная среда. Трудновоспитуемость развивается как результат ошибок организации образовательного процесса, плохих отношений с одноклассниками, учителями.

Социальные отношения. «Трудные» дети имеют постоянные конфликты с педагогами, родителями, сверстниками.

Индивидуальность ребенка. Психофизиологические, эмоционально-личностные особенности, наследственные черты, состояние здоровья, самооценка, уровень социальной активности – все эти внутренние факторы могут усиливать педзапущенность или препятствовать ее формированию.

Коррекция педагогической запущенности<br><br><br><br> Изменение условий семейного воспитания ребенка
13 слайд

Коррекция педагогической запущенности



Изменение условий семейного воспитания ребенка:

- повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;

- создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный

процесс;

- индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;

- контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;

- помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;

- меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.

<br> <br><br>Совершенствование воспитательно-образовательной работы с группой<br><br>- коррекция отн
14 слайд




Совершенствование воспитательно-образовательной работы с группой

- коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок;

- гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в группе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;

- взаимодействие воспитателей и родителей в педагогическом процессе.

Помощь ребенку в личностном росте.

- организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;

- индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;

- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;

- преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;

- организация успеха ребенка в усвоении программы;

- руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;

       Работа по профилактике жестокого обращения с детьми в ДОУ<br>
15 слайд

Работа по профилактике жестокого обращения с детьми в ДОУ

Сбор данных о семьях «группы риска»<br><br>изучение социальных данных семей воспитанников<br><br>соз
16 слайд

Сбор данных о семьях «группы риска»

изучение социальных данных семей воспитанников

создание социального паспорта группы

социальный паспорт ДОУ

мониторинг причин длительного непосещения воспитанниками МБДОУ

беседа и анкетирование с воспитателями и специалистами








Семья «группы риска»<br>Документация<br>Личное дело воспитанника<br>Заключение по результатам провер
17 слайд

Семья «группы риска»
Документация
Личное дело воспитанника
Заключение по результатам проверки жалоб, заявлений или других сообщений
Индивидуальная карта психолого-педагогического и медико-социального развития обучающегося
Представление о постановке на внутрисадовский учет обучающегося
Представление о снятии с внутрисадовского учета воспитанника
Индивидуальная программа реабилитации и адаптации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации


Работа с детьми<br>Занятия по программе «Профилактика жестокого обращения»<br><br><br>Развитие  у де
18 слайд

Работа с детьми
Занятия по программе «Профилактика жестокого обращения»


Развитие у детей критичности мышления;
Знакомство с проявлениями, последствиями, способами выявления жестокого обращения;
Формирование знаний о правах ребенка;
Изучение правовых основ защиты детей от жестокого обращения;
Развитие навыков конструктивного взаимодействия с детьми;
Формирование ответственности за свои поступки;
Развитие навыков совладания со стрессом и регуляции эмоций

Работа с педагогами.<br>Круглый стол «Правовая работа педагога с родителями»<br>Консультации «Защита
19 слайд

Работа с педагогами.
Круглый стол «Правовая работа педагога с родителями»
Консультации «Защита прав и свобод ребенка», «Права на защиту и помощь»
Анкета для педагогов по факту выявления жестокого обращения с детьми.
Памятка «Профилактика жестокого обращения с детьми»
Показатели неблагополучия в семье




Работа с родителями<br><br>1.Выступления на родительских собраниях<br>         «Я ребенок – и я имею
20 слайд

Работа с родителями

1.Выступления на родительских собраниях
«Я ребенок – и я имею право»
«Как нельзя поступать с ребенком»
2. Индивидуальное консультирование
3. Профилактика жестокого обращения через совместную деятельность
4. Работа с родителями «Группы риска»

21 слайд

22 слайд

        СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!<br>
23 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация о работе педагога-психолога "Профилактика жестокого обращения в ДОУ"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация