Презентация на тему "Этиология заикания"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 68
Презентация для классов "Презентация на тему "Этиология заикания"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Этиология заикания
(причины возникновения)
Подготовила: студентка 3 курса группы лого-1
Козлова Екатерина
Заикание –
это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
В подавляющем большинстве случаев заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5-6 лет, когда ребенок овладевает фразовой речью.
Большинство детей проходят этот ответственный этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание.
До настоящего времени нет единого взгляда на причины возникновения заикания.
В то же время все
исследователи
сходятся во мнении,
что при появлении
заикания имеет
значение ряд
факторов.
•Невропатическая отягощенность родителей.
•Невропатические особенности самого
заикающегося.
•Физическая ослабленность детей (отставание, снижение аппетита, плохой сон).
•Принадлежность к полу.
•Неблагоприятное микросоциальное окружение.
•Скрытая психическая ущемленность ребенка.
Предрасполагающие
«почва»
1.Анатомофизиологические причины: физические заболевания с
энцефалопатическими последствиями
а) травмы;
б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться
подкорковые механизмы,
регулирующие движения;
в) истощение или переутомление
нервной системы в результате
интоксикаций и др.
Производящие
«толчки»
2.Психические и социальные причины:
а) кратковременная одномоментная психическая травма (испуг),
б) длительнодействующая психическая травма,
в) неправильное формирование речи в детстве,
г) перегруз детей младшего возраста речевым
материалом, несоответствующее возрасту;
д) подражание заикающимся
е) переучивание леворукости.
Можно перечислить ещё целый ряд
факторов, которые могут
предшествовать появлению заикания:
Соматическая ослабленность,
Неправильные формы воспитания,
Аномальные черты характера,
Неблагоприятная социальная среда и т.д.
Состояние центральной нервной системы
Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера.
В то же время в поведении детей отмечаются: повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям. Это свидетельствует о функциональных отклонениях в состоянии центральной нервной системы.
Особенности формирования функциональной асимметрии мозга
Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи. Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую ЦНС особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.
Наличие психической травматизации
Многочисленные авторы связывают появление заикания с перенесённой психической травмой. В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера.
Половой деформизм
У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук и речевые артикуляции у них также формируются быстрее. Возможно, в связи с эти речедвигательные механизмы у девочек более устойчивы к экзогенным вредоносным влияниям.
Разумеется, перечисленные этиологические факторы не исчерпывают всех причин, с которыми может быть связано появление заикания.
Однако, здесь выделены те факторы, которые играют прямую или косвенную роль в возникновении заикания по данным современных многочисленных исследований.
Список использованной литературы
1. Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Логопедия, Заикание: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2012. - 219 с
2. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. 4-е изд. - СПб.: Питер,2010. - 416 с.
3. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах СПб.: Питер, 2004 – 357 с.
4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. – Москва, Просвещение, 1972. –
5.Скобликова С. Б.. Заикание: лицом к лицу - М .: ОО О «РусН еруд», 2010. - 212 с.